
Но для "начала напомним", что идея создания Цифровой верфи родилась ещё в 2017 г., в 2019 г. был подписан договор на реализацию проекта, в 2021 г. он успешно прошел государственную экспертизу, в 2022 г. началось строительство завода, и вот сегодня мы уже можем увидеть верфь "не в принципе, а в корпусе", как отметил во время беседы с морским блогером Викторией Корабеловной ректор СПбГМТУ Глеб Туричин, процитировав слова выдающегося конструктора и академика Сергея Королева.
Пуск разрешен
Как только завершилась основная торжественная часть, к микрофону вышел директор Онежского судостроительно-судоремонтного завода Владимир Майзус и попросил помощника президента РФ Николая Патрушева дать разрешение на запуск оборудования Цифровой верфи.

– Уважаемые коллеги, у меня не слово, у меня большая просьба к Николаю Платоновичу разрешить запуск основного технологического оборудования для комплексной отработки технологических процессов, – говорит Владимир Майзус.
– Разрешаю! – отвечает Николай Патрушев
– Запуск оборудования произвести!

Что именно заработало?
На момент запуска все основное технологическое оборудование для строительства судов на новых производственных мощностях поставлено и смонтировано. Продолжаются пусконаладочные работы. Завершаются работы по монтажу систем инженерного обеспечения. В соответствии с соглашением между Российским фондом развития информационных технологий (РФРИТ) и Онежским судоремонтно-судостроительным заводом при участии ООО "Бизнес Технологии", а также СПбГМТУ внедрено Решение "Global-Marine: система управления судостроением и судоремонтом", осуществляется его настройка. По завершении пуско-наладочных работ, в ходе отработки технологических процессов основное технологическое оборудование будет интегрироваться в единую информационную систему цифровой верфи.

В целях комплексной отработки технологических процессов 15 января было запущено основное технологическое оборудование блока корпусных цехов, начиная с линии дробеметной очистки и окраски листового и профильного металла, а также оборудование заготовительного, кузнечного и сборочно-сварочного производств. При этом специалистами завода совместно с поставщиками оборудования в этот период будет обеспечено изготовление деталей и конструкций для конкретных проектов производственной программы завода.

О Цифровой верфи в лицах
Одновременно с осмотром новых мощностей "Корабел.ру" побеседовал с несколькими опытными представителями судостроительной отрасли, первый из которых был ректор СПбГМТУ Глеб Туричин:

– Легко ли далось создание Цифровой верфи?
– Проектировали довольно долго, но с интересом и с качеством. На каждом этапе реализации верфи приходилось искать финансирование. Если честно, никто до конца не верил, что все получится так, как задумывалось, так как страна не строила судостроительных заводов 35 лет. Но, как вы видите, все получилось. Завод строился принципиально по иной идеологии: сперва было все детально продумано, проработана производственная цепочка, а уже потом, вокруг этого был создан строительный проект.
– Есть сейчас то, чему вы удивились, когда приехали на верфь?
– Так как я лично принимал участие в проектировании, нет. Приятно видеть, как то, что было только в замысле, обретает форму. Выражаясь словами Сергея Королева, Цифровой завод должен быть не в принципе, а в корпусе. Отдельная тема – окунуться в цифровую оболочку верфи, когда при помощи информационной системы доходишь до последнего винтика, который в базе данных здесь висит, и это доступно отовсюду любому, кому это нужно.

– Будут ли какие-то переделки?
– Никогда не бывает, что ты что-то спроектировал, и оно вот сразу заработало. Пока что на верфи идет процесс введения в опытную эксплуатацию. Это значит, что только через месяц станет понятно, что на нашей Цифровой верфи требует доработки. То есть не надо думать, что сейчас вот нажмут кнопку, и железо въезжает отсюда, а корабли выезжают оттуда, и больше не надо прикладывать рук. Руки прикладывать нужно всегда. При этом скажу, что мы здесь внедрили некоторые такие моменты, которых нет даже у машиностроителей. А у нас уже есть.
– То есть со временем Цифровая верфь станет эталоном для подражания?
– Эталона никогда не будет. Если сказать эталон, значит признать, что мы не сделаем еще лучше, а мы сделаем.

– Цифровая верфь – оригинальный проект или вы его подсмотрели в технически развитых странах?
– В технологически развитых странах такого комплекса целиком нет. Только общие идеи, но не у судостроителей. В чем-то схожую систему создала компания Siemens.
– И заключительный вопрос. Правильно ли мы понимаем, что Цифровая верфь станет полигоном для новых технологий?
– Да, мы надеемся, что в скором времени тут будет паломничество из руководителей предприятий, что они будут перенимать какие-то решения к себе на заводы. Важно отметить, что Цифровая верфь имеет огромное значение и для развития экономики Республики Карелия, ведь любой судостроительный завод - это финалист производственной цепочки, соответственно, под него будут подтягиваться и другие производители.

Исполняющая обязанности министра промышленности и торговли Республики Карелия Светлана Астахова
– Сейчас основная задача правительства Республики Карелия – сохранение и приумножение кадров. Мы хотим, чтобы наша молодежь оставалась работать у нас. Прежде всего мы делаем ставку на партнерство с Петрозаводским автотранспортным техникумом в рамках федерального проекта "Профессионалитет". В техникуме открыты три мастерских по сборке корпусов металлических судов.

Заместитель директора Института лазерных и сварочных технологий (ИЛИСТ) СПбГМТУ Вячеслав Осипов
– Расскажите про установленный на заводе роботизированный комплекс гибридной лазерно-дуговой сварки. Чьего он производства?
– Установка технологическая сварочная лазерно-дуговая – разработана и изготовлена силами ИЛИСТ СПбГМТУ. Несколько компонентов установки не российского производства, но мозг оборудования полностью нашей разработки и изготовления.

Основная задача установки – выполнение сложных сварочных операций при изготовлении объемных конструкций. Здесь будут свариваться фундаменты.

Оператор вальце-гибочного четырехвалкового станка Иван Патракеев
– Новая верфь нравится: чисто, светло, красиво, тепло, отличная техника. Я на данный момент работаю на современном производительном гибочном станке. Предназначен для вальцовки обечаек. Приглашаю к нам на Онежский судостроительно-судоремонтный завод молодежь. Работники нам нужны.

Руководитель проекта по внедрению системы Global-Marine, "Бизнес Технологии" Михаил Барышников
– Как давно вы занимаетесь внедрением Global-Marine на Цифровой верфи?
– Проекту уже 2 года. Это полностью отечественное ПО. Старт был в ноябре 2022 г., завершили буквально несколько недель назад. Внедрялось 7 контуров. Это и технологическая подготовка производства, и закупки, и склад, и т.д. Мы можем автоматизировать практически любые процессы, которые идут в контуре судостроения. Это дает прозрачность и понимание бизнес-процессов. Перед нами как раз один из дашбордов, который предназначен для руководства. Здесь в режиме реального времени мы видим всю ситуацию на заводе, начиная от получения материала. Можно, например, посмотреть количество договоров, куда, что и в какие цеха поступило.
– Все ли могут разобраться с вашей программой?
– Даже сотрудники на пенсии довольно быстро осваивают. Буквально несколько раз показать и можно работать.

– Как часто необходимо вносить данные? Нужны ли мощные компьютеры?
– Данные вносятся сотрудниками каждый день. Требования к железу достаточно лояльные. Безопасность данных достигается локальной сетью, замкнутой на контуре завода.
– На каких еще заводах установлено ваше ПО?
– Всего 10 верфей подключено.
– Планы по развитию компании.
– Планируем масштабирование того цифрового продукта, который получился здесь, на Цифровой верфи. Чтобы каждый завод мог воспользоваться новыми возможностями.

Что будет строить Цифровая верфь?
Напомним, что на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе продолжается строительство серии краболовов для ГК "Русский Краб". Также строятся два нефтемусоросборщика, три буксира ледового класса Arc 4, два мелкосидящих ледокола проекта 22740М для ФГУП "Росморпорт". На стадии подписания находится контракт на строительство самоходных грунтоотвозных шаланд. В планах – расширение линейки рыбопромыслового флота и строительство СПГ-бункеровщиков. Цифровая верфь будет принимать непосредственное участие в строительстве судов.
Вопросы задавала Виктория Корабеловна
Написал и обработал текст Петр Щеголихин