Планы строительства цифровой верфи на Онежском ССЗ (ОССЗ) начали обсуждать ещё в 2017 г. В этом же году Владимир Путин дал поручение начать её строительство в Петрозаводске. Надо отметить, что проект сразу получил статус уникального, ведь по сей день цифровая верфь в том виде, в котором она реализуется на ОССЗ, не реализуется нигде. А, главное, полномасштабная модернизация была задумана не только для того, чтобы повысить производительность труда на заводе, и, как следствие, выйти на иного уровня качество и скорость, удешевить строительство судов, но и апробировать новые технологические процессы, которые после можно будет внедрять на других судостроительных заводах и верфях.
Но первым делом, конечно, цифровую верфь нужно было спроектировать, и занялись этим Санкт-Петербургский государственный морской технический университет совместно с акционерным обществом "Центр технологии судостроения и судоремонта" и проектной фирмой "Союзпроектверфь". В процессе разработки появлялись новые идеи, решения, удавалось даже добиться расширения проекта. В июне 2019 г. ректор СПбГМТУ (Корабелка) Глеб Туричин и директор АО "Онежский судостроительно-судоремонтный завод" Владимир Майзус заключили договор о выполнении изыскательских и проектных работ по строительству, реконструкции и техническому перевооружению производственных мощностей АО ОССЗ. С этого момента цифровая верфь начала обретать конкретное материальное воплощение. Генеральным подрядчиком по выполнению строительно-монтажных работ стала Публично-правовая компания "Военно-строительная компания" (ВСК).
"В понятие "цифровая верфь" мы включаем реальный завод, который от обычных предприятий будет отличать несколько вещей. Во-первых, весь нижний производственный уровень (станки, транспортные системы, люди) имеет числовое программное управление. А система управления завода должна в онлайн-режиме фиксировать, где находятся работники верфи и чем конкретно занимаются. Верхний уровень – это то, что мы считаем нервной системой завода. Цифровой завод – биоподобная штука. Это означает, что компьютер в центре обработки данных предприятия всегда знает, где на заводе лежит любая железка, любой материал, и информация о каждом их перемещении попадает в центр обработки данных. Это обеспечивает то, что называется "прослеживаемость", – рассказывал в интервью "Корабел.ру" в 2021 г. ректор Корабелки Глеб Туричин.
Хронология строительства цифровой верфи:
2017 г. – обсуждение и дальнейшая разработка;
2019 г. – подписан договор на реализацию проекта;
2021 г. – проект успешно прошел государственную экспертизу, а постановлением Правительства Российской Федерации из федерального бюджета были выделены бюджетные инвестиции в объеме свыше пяти миллиардов рублей;
2022 г. – на "Онежском судостроительно-судоремонтном заводе" состоялась торжественная церемония начала реализации проекта строительства цифровой верфи в рамках глубокой модернизации завода;
08.2023 г. – секретарь Совбеза России Николай Патрушев проинспектировал ход строительства цифровой верфи. К этому моменту было завершено строительство подпорной стены из 650 буросекущих свай (технология позволяет удерживать от оползней участки с зыбким грунтом), готовы монолитные фундаменты нулевого цикла, шла работа по устройству металлического каркаса здания, наружных инженерных сетей;
09.2023 – цифровая верфь готова на 40%;
01.2024 г. – начался монтаж инженерного оборудования;
02.2024 г. – цифровая верфь готова на 60%;
07.2024 г. – ОССЗ посетил начальник управления президента РФ по вопросам национальной морской политики Сергей Вахруков и отметил, что цифровая верфь приближается к запуску;
09.2024 г. – помощник президента РФ Николай Патрушев посетил ОССЗ. Построен новый производственный блок, продолжается доставка и монтаж оборудования;
"Поскольку у нас завод судостроительный, мы собираем судно и на каждом этапе производим измерения. Всё корпусное производство покрыто системой судометрики, независимой от исполнительных механизмов. Программируем, к примеру, гибочник, и при этом так построена концепция завода, что мы не до конца верим тому измерению, которое делает сама машина. У нас висит сверху, условно говоря, тахеометр, а может лазерный сканер с трекером, который обмеряет полученное, и в "мозгах" завода всё время происходит актуализация компьютерной модели собираемого судна. Сделали секцию, померили, и в цифровой модели уже не та секция, которую начертил конструктор, а та, которая получилась", – продолжает Глеб Туричин (из интервью "Корабел.ру", 2021 г.).
Итак, что на сегодняшний день уже сделано в процессе строительства цифровой верфи? Построен новый производственный блок, который активно насыщается оборудованием. Установлен станок по предварительной очистке металла, станок плазменной резки, роботизированной сварки, закуплены новые стапельные тележки (некоторые из них раскрашены под хохлому городецким заводом-производителем), установлены мостовые краны (на 90 % российского производства).
"На 13 сентября 2024 года завершается строительный каркас объекта, перешли к отделочным работам. Полным ходом идёт монтаж оборудования, инженерных коммуникаций. Хочу отметить, что цифровая верфь будет полностью самостоятельным заводом полного цикла от заготовки металла до сборки корпусов. Строительная готовность – 75 %, инженерная – 40 %", – делится информацией о ходе работ старший инженер по надзору за строительством ППК "ВСК" Вадим Жуков.
Цифровая верфь в лицах:
Николай Патрушев – помощник президента РФ, председатель Морской Коллегии. Контролирует процесс строительства цифровой верфи;
Владимир Майзус – директор ОССЗ. Выступает в роли интегратора всех поступающих идей по цифровой верфи. Ведет работу по воплощению проекта в конкретную цифровую верфь, контролирует процесс.
Глеб Туричин – ректор СПбГМТУ. Одна из основных проектных сил цифровой верфи;
Валерий Киреев – директор ПФ "Союзпроектверфь" АО "Центр технологии судостроения и судоремонта". Одна из основных проектных сил цифровой верфи;
В рамках соглашения с Российским фондом развития информационных технологий (РФРИТ) АО ОССЗ осуществляет реализацию проекта "Внедрение Решения "Global-Marine: Система управления судостроением и судоремонтом" (правообладатель ООО "Бизнес Технологии" г. Санкт-Петербург). После полного обновления производства мощность переработки металлопроката увеличится в 10 раз. А поможет ли цифровая верфь выпускать больше судов? На этот вопрос директор ОССЗ Владимир Майзус отвечает, как истинный профессионал:
"Количество выпускаемых судов в год зависит от того, что будет строиться, какой сложности, каких размерений и какого назначения. Это может быть и 10, и 20, а может быть всего два судна".
Кстати, о строящихся судах. Портфель заказов Онежского судостроительно-судоремонтного завода на сегодняшний день состоит из серии краболовов для ГК "Русский Краб". В 2024 г. планируется к завершению третье судно в серии, в 2025 г. – четвертое (и последнее). Идет строительство двух нефтемусоросборщиков, трёх буксиров ледового класса Arc 4, а также двух мелкосидящих ледоколов проекта 22740М для ФГУП "Росморпорт". Достраиваться суда будут как раз на новых производственных мощностях.
"Инновационные решения, реализуемые в ходе создания цифровой верфи, будут активно использоваться на других предприятиях, поэтому важно качественно и в установленные сроки завершить проект. В настоящее время разработаны графики завершения строительно-монтажных работ, увеличена численность персонала и техники на строительной площадке. Работы на наиболее важных участках организованы в две смены, В этом году нам необходимо приступить ко второй очереди (модернизации), которой предусмотрено строительство автоматизированного склада судового оборудования, модернизации открытого стапеля и слипа для спуска и подъема судов", – отметил помощник президента РФ, председатель Морской Коллегии Николай Патрушев во время последнего посещения ОССЗ.
Стоит добавить, что создание цифровой верфи сопряжено не только с установкой современной техники и оттачиванием новых технологий, но и набором работников соответствующей квалификации. Так, по проектной документации дополнительно заводу требуется порядка 550-600 человек. В связи с этим Онежский ССЗ активно сотрудничает с "Петрозаводским автотранспортным техникумом", где среди прочих специальностей готовят и кадры для судостроения: сборщиков корпусов металлических судов, сварщиков. В этом учебном году ожидается выпуск первой группы среднего специального образования уровня техникума по профессии "Судостроитель".
"Более того мы являемся базовым предприятием для профессионалитета "Петрозаводского автотранспортного техникума". Двух студентов из группы, которая будет выпускаться в 2025 г. мы даже уже приняли на работу в конструкторско-технологический отдел. Будут работать на заводе и параллельно завершать обучение в техникуме. Сотрудничаем с центром занятости республики Карелия. А ещё есть задача от Николая Платоновича Патрушева создать в Петрозаводске филиал Корабелки для обучения и освоения технологиям, которые сейчас вводятся на нашем заводе", – делится своей позицией директор ОССЗ Владимир Майзус.
Что будет сделано со старой частью Онежского судостроительно-судоремонтного завода после того, как проект цифровой верфи полностью завершат? В процессе модернизации ОССЗ две части завода соединят железнодорожными линиями и будут использовать их суммарную мощность. О сворачивании части завода, как, возможно, кому-то могло бы показаться, речи не идёт. Цифровая верфь – не некая новая верфь, которую строят рядом с основным корпусом Онежского ССЗ, а дополнение и качественное расширение. И, не исключено, Онежский ССЗ как цифровая верфь будет ещё неоднократно изменяться, дорабатываться и преображаться. Ведь если проект оправдает себя, то российские судостроительные заводы и верфи получат возможность внедрения новых апробированных технологий.
Цифры цифровой верфи:
1) Площадь цифровой верфи – 26 000 м²: 5 производственных пролетов и 2 пристройки АБК;
2) Эллинг длиной 144 м и шириной 158,5 м;
3) Над созданием верфи трудятся 312 человек (в том числе 20 ИТР) и 42 единицы техники;
4) Запуск цифровой верфи создаст 550-600 дополнительных рабочих мест;
5) Мощность по переработке металлопроката увеличится в 1000 до 10 000 тонн;
6) Выпуск судов увеличится с 3 до 10 в год (*усредненное значение, выпуск судов зависит от их размеров, сложности и т. д.).