Чтобы судно ходило в море – винт должен вращаться

Комплекс устройств и механизмов, передающих крутящий момент от двигателя к винту называется валопроводом. Изготавливать валопроводы и судовые валы для них длиной до 20 метров и весом до 20 тонн способны считанные предприятия России. Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" один из них. Об этапах и особенностях этой работы нам рассказал заместитель начальника механосборочного цеха Виктор Кузнецов.
Виктор Кузнецов, заместитель начальника механосборочного цеха (№50) ПСЗ
Виктор Кузнецов, заместитель начальника механосборочного цеха (№50) ПСЗ "Янтарь" / Фото: Корабел.ру

Процесс создания валопровода трудоемок и продолжителен. Срок производства одного изделия составляет от одного года по полутора лет. Основная часть работ выполняется на токарно-валовых станках. Требования, предъявляемые к точности обработки посадочных мест под подшипники скольжения на валах, определяются сотыми долями миллиметра. Это требует от специалистов по металлообработке высокой квалификации. Неслучайно, станочники-валовики цеха №50 в профессии уже несколько десятков лет.

"Янтарь" обрабатывает валы разных диаметров - от 110 до 350 мм и более, длиной до 20 м / Фото: ПСЗ "Янтарь"

Валопровод состоит из гребного вала, промежуточных и упорных валов. Основные этапы изготовления валопровода – это механическая обработка валов и изготовление сборочных единиц: облицовок, гильз, полумуфт, гаек гребного винта, колец, шпонок, призонных болтов и гаек, и выполнение, так называемого, спаривания – соединение валов в единую линию. Весь этот комплекс технологических операций производится в механосборочном цехе №50. 

Гребной вал – самый сложный

Главная часть валопровода – гребной вал – по технологии изготовления является самым сложным валом. С кормовой стороны на гребной вал устанавливается гребной винт. Он насаживается на гильзу вала – это промежуточное звено между телом гребного вала и винтом. С противоположной стороны на вал насаживается полумуфта для возможности соединения фланца полумуфты с фланцем промежуточного вала валопровода.

Полумуфта / Фото: Корабел.ру
Полумуфта / Фото: Корабел.ру

Технология обработки гребных валов наиболее продолжительная. Цикл изготовления вала состоит из предварительной механической обработки, постоянного контроля качества выполненных операций, проверки точности и изогнутости оси вала, обработки посадочных шеек под насадку облицовок, обработки конусов для гильзы и полумуфты, обработки резьбы под гайки гребного винта и крепления полумуфты, слесарных работ по насадке облицовок, гильзы и полумуфты и окончательной механической обработки облицовок и отверстий полумуфты, стеклопокрытия, покраски.

Защита от коррозии

Во время работы в море гребной вал контактирует с морской водой, поэтому он должен быть защищен от коррозии. Основные посадочные шейки, на которых вращается вал, защищены облицовками.

Вал со стеклопокрытием (на фото - слева и справа) / Фото: Корабел.ру
Вал со стеклопокрытием / Фото: Корабел.ру

Одной из специфических стадий производства гребного вала является нанесение на его тело специальной защиты от морской воды – стеклопокрытия. Оно выполняется вручную на стенде, где вал установлен в двух центрах с поддерживающей опорой. Сначала вал прогревается, потом наносится защитная грунтовка, а затем на этот прогретый вал наносится пропитанная эпоксидной смолой стеклоткань.

Промежуточные и упорные валы

Для изготовления элементов валопровода используются поковки, поставляемые другими предприятиями. После поступления заготовки вала в цех производится ее расконсервация, установка на станок для проверки качества, предварительная обработка, формирование шеек для подготовки к следующему этапу обработки.

Токарная обработка вала / Фото: Корабел.ру
Токарная обработка вала / Фото: Корабел.ру

После предварительной обработки наступает этап старения. Сама операция старения проста: вал вылеживается на стеллаже. После старения и проверки качества вала протачиваются базовые шейки и выставляется вал для окончательной обработки. Валы обрабатываются на токарно-валовом с ЧПУ станке по высокому квалитету точности и с большой чистотой. Следующая технологическая операция – обработка на расточном станке – на фланцах валов выполняются отверстия для соединения валов.

Спаривание

Одна из самых сложных технологических операций сборки – это соединение валов между собой на токарно-валовом станке. Два вала выставляются в одну ось и производится, так называемое спаривание – через фланцы двух валов выполняются отверстия под установку специальных крепежных элементов – призонных болтов. Высокоточные призонные болты  шлифуются по замерам отверстий с точной посадкой.

Станки

Станочный парк цеха весьма разнообразен. Есть несколько станков-ветеранов, в том числе выполняющих механическую обработку валов различных габаритов. В процессе производства валопровода используется и новое высокоточное и производительное оборудование. В октябре в цеху начался монтаж горизонтально-расточного станка повышенной точности с числовым программным управлением, который поможет ускорить операцию расточки и позволит обрабатывать более габаритные детали массой до 30 тонн. 

Металлообработка / Фото: Фото: ПСЗ
Металлообработка / Фото: ПСЗ "Янтарь"

После ввода в эксплуатацию станка это позволит предприятию быстрее и качественнее обрабатывать детали, выполнять расточку того же валопровода или элементов валопровода быстрее и в большем объеме.

Кроме элементов валопровода цех имеет возможность изготавливать дейдвудные устройства, рулевые устройства, перья рулей, производить обработку корпусных конструкций, таких как мортиры, ахтерштевни, форштевни.

На заводе "Янтарь" / Фото: Фото: ПСЗ
На заводе "Янтарь" / Фото: ПСЗ "Янтарь"

Кадры 

На подготовку специалиста, который самостоятельно сможет участвовать в технологических операциях по обработке вала, уходит несколько лет. 

"У нас, в основном  работают опытные станочники и валовики, – отмечает Виктор Кузнецов. – Их стаж в среднем составляет около 30 лет. Одним из источников новых кадров для нас является судостроительный техникум, который находится на территории предприятия. Там готовят фрезеровщиков, расточников, токарей, шлифовщиков, операторов станков с ЧПУ". 

В число партнеров "Янтаря" также входит Калининградский государственный технический университет и Балтийский федеральный университет имени И. Канта.

На заводе "Янтарь" / Фото: Фото: ПСЗ
На заводе "Янтарь" / Фото: ПСЗ "Янтарь"

Материалы по теме:
"Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь", АО Калининград
+7 (4012) 61-30-40; +7 (4012) 61-30-35
"Калининградский государственный технический университет", ВО, ФГБОУ Калининград
8 (4012) 92-50-43
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта Калининград




Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Донской Алексей Владимирович
25.04.2025, 20:46
Вообще-то, чтобы "судно ходило в море" - винт должен упираться ))
 
"Комплекс устройств и механизмов, передающих крутящий момент от двигателя к винту называется валопроводом" - определение вероятно взято из Википедии? Которая теперь - наше все?
 
"С кормовой стороны на гребной вал устанавливается гребной винт. Он насаживается на гильзу вала – это промежуточное звено между телом гребного вала и винтом." - вероятно винт все же устанавливается на конус гребного вала? А гильза - это про другое соединение в другом месте?
 
Что вообще происходит в редакции?
Свежие новости