
Процесс создания валопровода трудоемок и продолжителен. Срок производства одного изделия составляет от одного года по полутора лет. Основная часть работ выполняется на токарно-валовых станках. Требования, предъявляемые к точности обработки посадочных мест под подшипники скольжения на валах, определяются сотыми долями миллиметра. Это требует от специалистов по металлообработке высокой квалификации. Неслучайно, станочники-валовики цеха №50 в профессии уже несколько десятков лет.

Валопровод состоит из гребного вала, промежуточных и упорных валов. Основные этапы изготовления валопровода – это механическая обработка валов и изготовление сборочных единиц: облицовок, гильз, полумуфт, гаек гребного винта, колец, шпонок, призонных болтов и гаек, и выполнение, так называемого, спаривания – соединение валов в единую линию. Весь этот комплекс технологических операций производится в механосборочном цехе №50.
Гребной вал – самый сложный
Главная часть валопровода – гребной вал – по технологии изготовления является самым сложным валом. С кормовой стороны на гребной вал устанавливается гребной винт. Он насаживается на гильзу вала – это промежуточное звено между телом гребного вала и винтом. С противоположной стороны на вал насаживается полумуфта для возможности соединения фланца полумуфты с фланцем промежуточного вала валопровода.

Технология обработки гребных валов наиболее продолжительная. Цикл изготовления вала состоит из предварительной механической обработки, постоянного контроля качества выполненных операций, проверки точности и изогнутости оси вала, обработки посадочных шеек под насадку облицовок, обработки конусов для гильзы и полумуфты, обработки резьбы под гайки гребного винта и крепления полумуфты, слесарных работ по насадке облицовок, гильзы и полумуфты и окончательной механической обработки облицовок и отверстий полумуфты, стеклопокрытия, покраски.
Защита от коррозии
Во время работы в море гребной вал контактирует с морской водой, поэтому он должен быть защищен от коррозии. Основные посадочные шейки, на которых вращается вал, защищены облицовками.

Одной из специфических стадий производства гребного вала является нанесение на его тело специальной защиты от морской воды – стеклопокрытия. Оно выполняется вручную на стенде, где вал установлен в двух центрах с поддерживающей опорой. Сначала вал прогревается, потом наносится защитная грунтовка, а затем на этот прогретый вал наносится пропитанная эпоксидной смолой стеклоткань.
Промежуточные и упорные валы
Для изготовления элементов валопровода используются поковки, поставляемые другими предприятиями. После поступления заготовки вала в цех производится ее расконсервация, установка на станок для проверки качества, предварительная обработка, формирование шеек для подготовки к следующему этапу обработки.

После предварительной обработки наступает этап старения. Сама операция старения проста: вал вылеживается на стеллаже. После старения и проверки качества вала протачиваются базовые шейки и выставляется вал для окончательной обработки. Валы обрабатываются на токарно-валовом с ЧПУ станке по высокому квалитету точности и с большой чистотой. Следующая технологическая операция – обработка на расточном станке – на фланцах валов выполняются отверстия для соединения валов.
Спаривание
Одна из самых сложных технологических операций сборки – это соединение валов между собой на токарно-валовом станке. Два вала выставляются в одну ось и производится, так называемое спаривание – через фланцы двух валов выполняются отверстия под установку специальных крепежных элементов – призонных болтов. Высокоточные призонные болты шлифуются по замерам отверстий с точной посадкой.
Станки
Станочный парк цеха весьма разнообразен. Есть несколько станков-ветеранов, в том числе выполняющих механическую обработку валов различных габаритов. В процессе производства валопровода используется и новое высокоточное и производительное оборудование. В октябре в цеху начался монтаж горизонтально-расточного станка повышенной точности с числовым программным управлением, который поможет ускорить операцию расточки и позволит обрабатывать более габаритные детали массой до 30 тонн.

После ввода в эксплуатацию станка это позволит предприятию быстрее и качественнее обрабатывать детали, выполнять расточку того же валопровода или элементов валопровода быстрее и в большем объеме.
Кроме элементов валопровода цех имеет возможность изготавливать дейдвудные устройства, рулевые устройства, перья рулей, производить обработку корпусных конструкций, таких как мортиры, ахтерштевни, форштевни.

Кадры
На подготовку специалиста, который самостоятельно сможет участвовать в технологических операциях по обработке вала, уходит несколько лет.
"У нас, в основном работают опытные станочники и валовики, – отмечает Виктор Кузнецов. – Их стаж в среднем составляет около 30 лет. Одним из источников новых кадров для нас является судостроительный техникум, который находится на территории предприятия. Там готовят фрезеровщиков, расточников, токарей, шлифовщиков, операторов станков с ЧПУ".
В число партнеров "Янтаря" также входит Калининградский государственный технический университет и Балтийский федеральный университет имени И. Канта.
