В 50-е годы XX века на флот стали поступать принципиально новые системы вооружения, современные корабли и подводные лодки с ядерными энергетическими установками. Оборонная промышленность страны работала в напряженном режиме, чтобы соблюсти морской и военный паритет в мире. Это была эпоха "холодной войны". Естественно под нужды флота создавались и новые базы обслуживания АПЛ.
14 февраля 1963 года постановлением Совета министров СССР было принято решение о строительстве на Кольском полуострове, в пригородной зоне Полярного, северной сдаточной базы – будущий судоремонтный завод "Нерпа".
Спустя неполных 6 лет после начала строительства, 1 июля 1970 году предприятие приступило к своим прямым обязанностям.
Параллельно со строительством завода рос и заводской поселок Вьюжный, позднее — Мурманск-60, а ныне Снежногорск. В начале 70-х годов в нем жило 600 человек, из которых 400 трудились на "Нерпе".
Непосредственно к судоремонту завод приступил только в середине 70-х годов: в 1975 году завод сдал флоту первую отремонтированную дизельную лодку проекта 629А, а в марте 1974 г. принял в ремонт первую атомную лодку проекта 671. За более чем 50 лет своей работы завод вернул в строй более 50 лодок различных типов и назначений, проведя и аварийные, и текущие, и средние ремонты с модернизацией. В 90-е годы "Нерпа" занималась утилизацией выведенных из эксплуатации лодок. С середины 2000-х предприятие вновь занялось своим основным профилем работы, для чего собственно изначально и строилось: поддержанием боеготовности подводных лодок и надводных кораблей Северного флота.
Директор судоремонтного завода "Нерпа" Аркадий Оганян рассказывает о сегодняшней ситуации и о работе предприятия.
О сегодняшней работе СРЗ "Нерпа"
– На заводе сейчас работает около двух тысяч человек, из них 530 – основные производственные рабочие. На пике загрузки, в конце 80-х годов прошлого века на предприятии работало около 6000 человек.
Последние 5 лет завод ежегодно увеличивает долю военного судоремонта в портфеле заказов. Несмотря на то, что финансирование ВМФ (как все статьи расхода бюджета страны) сейчас урезается, предприятие старается наращивать объемы работ.
Основная задача предприятия осталась прежней – поддержание боеготовности подводных лодок и надводных кораблей Северного флота, проведение поддерживающих и модернизационных работ, восстановление технической готовности кораблей, а также утилизация списанных АПЛ.
Причем из всех заводов, которые находятся в Мурманской области, только СРЗ "Нерпа" выполняет перезагрузку активной зоны.
Помимо гособоронзаказа, который составляет порядка 70% всей производственной программы, завод занимается проведением утилизации отслуживших АПЛ. И с начала 90-х годов, когда массово выводились из эксплуатации подводные лодки, большая часть одноотсечных блоков списанных АПЛ, которые сейчас находятся в Сайде-губе, сформированы именно на "Нерпе".
О международном сотрудничестве
– В мае 1998 года вышло в свет постановление Правительства №518, согласно которому определился четкий план по ликвидации ядерного наследия времен "холодной войны".
Но работы по утилизации списанных и отслуживших свой срок АПЛ начались в начале 90-х годов XX века, в самое мрачное для страны время. И на все предприятия, которые этим вынужденно занимались, тогда давило, что уничтожаются корабли, в которые в свое время было вложено столько труда наших коллег-судостроителей.
Но с другой стороны в тогдашних условиях сокращенного финансирования ВМФ АПЛ стояли у стенок без движения, ржавели и могли попросту пойти под воду.
В 2002 году совместно с Фондом природоохранного партнёрства Северного измерения (читай Европейский банк реконструкции и развития) была начата программа, рассчитанная на 10 лет. И после 2012 года соглашение было продлено еще на 10 лет.
В рамках этой программы был разработан Стратегический мастер-план, определены первоочередные объекты, которые необходимо утилизировать. И за 10 лет большая часть выведенных из строя АПЛ была утилизирована, в том числе и на СРЗ "Нерпа". По отдельным проектам, таким как, например, утилизация плавтехбазы "Лепсе", работы продолжаются и до сих пор.
О ходе работ по утилизации плавтехбазы "Лепсе"
– Самый сложный на заводе объект – плавтехбаза "Лепсе". Это судно постройки 1934 года, с огромной историей. В период с 1963 по 1981 год оно провело 14 операций по перезарядке ядерного топлива на атомных ледоколах "Ленин", "Сибирь", "Арктика", затем использовалось как хранилище ядерного топлива. В 1988 году было выведено из эксплуатации.
На момент начала утилизации в 2012 году на борту судна находилось 639 тепловыделяющих сборок с отработанным ядерным топливом, 260 кг урана-235, 156 кг продуктов деления. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР по утилизации "Лепсе" было подписано еще 10 сентября 1986 года. И за 25 лет было проведено более ста тематических конференций и совещаний по работе с "Лепсе".
По сути проект по утилизации плавтехбазы стал пилотным как для проектантов, так и для исполнителей. Только два года ушло на то, чтобы создать специальную инфраструктуру для проведения работ, и в 2014 году "Лепсе" поставили в плавдок "Паллада". Причем ставили его не на чистый стапель, а в специальную блок-упаковку. Затем судно переводилось на стапельную плиту завода.
И сейчас половины "Лепсе" уже нету. Кормовая часть судна вместе с котельным и машинным отделением была демонтирована, законсервирована в специальную блок-упаковку и отправлена на хранение в Сайду-губу.
С носовой частью "Лепсе" проблем побольше. Именно в ней находятся трюмы с ОЯТ. Поэтому вокруг носовой части плавтехбазы будет построен отдельный мини-цех, и после выемки всех тепловыделяющих сборок ее законсервируют и также отправят в Сайду-губу. Возведение укрытия должно закончиться в 2017 году, и до 2020-го специалисты будут заниматься выгрузкой ОЯТ, отправкой их на ПО "Маяк".
Нужно сказать еще, что утилизация "Лепсе" включена в девять первоочередных проектов Стратегического мастер-плана Европейского банка реконструкции и развития, который и финансирует утилизацию плавтехбазы (около 40 млн евро). Представители ЕБРР совместно со специалистами Росатома инспектируют ход работ каждые 3-4 месяца.
Об операции по утилизации атомной подводной лодки "Курск"
Для всей страны события, которые произошли в Баренцевом море с подводной лодкой "Курск" 12 августа 2000 года – это огромная трагедия. Можно по-разному относиться к этой истории, вычислять виновных и невиновных, но это не вернет нам 118 погибших парней, и никто не позволит усомниться в мужестве наших моряков. Достаточно прочитать записку лейтенанта Дмитрия Колесникова – копия которой хранится в заводском музее "Нерпы" – чтобы понять, с каким достоинством и стойкостью встретил экипаж свою смерть.
В апреле 2002 года АПЛ "Курск" была доставлена в плавучем доке "Паллада" на СРЗ "Нерпа", где из лодки предстояло демонтировать реактор, выгрузить все тепловыделяющие сборки с отработанным ядерным топливом, а главное вырезать 7 шахт с ракетами "Гранит". За ходом работ, без преувеличения, следил весь мир.
Несмотря на то, что "Нерпа" никогда не проводила выгрузку ОЯТ с лодок подобного типа, операция прошла гладко. Механические воздействия, которые возникли при взрыве торпеды на "Курске", не оказали практически никакого влияния на состояние реактора. Специалисты завода, хотя и рассматривали эту задачу, как технически сложную, но не считали ее уникальной.
Тогда как демонтаж ракетных шахт в полной боевой готовностью – была действительно уникальной операцией. Последняя седьмая шахта была практически переломлена пополам. И от взрыва, который мог вызвать детонацию торпед, ракет, разрушение ядерного реактора, отделили всего несколько миллиметров.
После выгрузки ядерного топлива из корпуса "Курска" был сформирован трехотсечный блок, из которого потом сделали одноотсечный блок. Он и хранится на плите полигона в Сайда-губе. Среди десятков таких же, очень похожих блоков.
О судьбе первой отечественной атомной подводной лодки К-3 "Ленинский Комсомол"
– Рядом с плавтехбазой "Лепсе" на стапельной плите стоит третья в мире и первая отечественная атомная подводная лодка Советского Союза К-3 "Ленинский Комсомол". Долгих десять лет заводчане, экипаж, ветераны флота бились за то, чтобы сохранить для будущих поколений "Ленинский Комсомол".
Губернатор Мурманской области Марина Васильевна Ковтун тоже приложила руку к этому делу: лично писала обращение министру оборону, президенту с просьбой сохранить лодку. Даже определили ей место стоянки в Мурманске, рядом с первым атомным ледоколом "Ленин".
В апреле 2005 года К-3 была приведена с СРЗ-10 на утилизацию на "Нерпу" и все время, пока лодка стояла на утилизационной плите завода, продолжалась бесконечная переписка с чиновниками, представителями военных. В 2008 году на деньги "Росатома" мы вырезали реакторный отсек и в виде одноотсечного блока отправили его на хранение в Сайду-губу. Тогда же начались работы по изготовлению цилиндрической вставки – муляжа реакторного отсека.
Одновременно совместно с конструкторами СПМБМ "Малахит" был подготовлен макет будущего музея, техническое обоснование, провели все расчеты. На создание полноценного музея тогда требовалось около 500 млн рублей.
И министр обороны Сергей Шойгу эту идею одобрил. Правда, 500 млн не выделили, пока нашли деньги только на сборку кормовой, носовой частей и макета реакторного отсека с монтажом необходимыми системами непотопляемости. Но главное, что принято принципиальное решение о том, что лодку резать нельзя. Потому что для судоремонтника и для корабела все, что связано с "Ленинским Комсомолом", – это святое.
О гражданском судостроении на "Нерпе"
– Сейчас актуальна тема гражданского судостроения. К 2020 году программа строительства кораблей и подводных лодок ВМФ будет закончена. Поэтому судостроительные и судоремонтные заводы, которые ранее специализировались только на теме ВМФ, начинают поворачиваться к гражданским заказчикам. Например, к рыбакам. И "Нерпа" строительством рыболовного флота уже занималась.
В 90-е годы завод освоил строительство небольших судов прибрежного лова, которые до сих пор работают в рыбколхозах Мурмана. Кроме того, предприятие занимается изготовлением оснастки для орудий лова.
В июле завод получил предложение по строительству еще трех судов проекта РС-4.
О заводском музее
Несмотря на то, что "Нерпа" – самый молодой из всех северных заводов – немногим за 60 – история у предприятия богатая. Вся она отражена в заводском музее. На двух этажах здания заводоуправления расположены более десяти экспозиций. Заводскую площадь украшает музей под открытым небом и рубка-мемориал АПЛ "Новгород Великий".
Отдельная большая тематическая экспозиция посвящен операции по утилизации АПЛ "Курск", другим уникальным работам, которые проводило предприятие.
Есть и исторический блок, где представлены закладные доски, гюйсы, модели лодок и кораблей, с которыми работал завод.
Заводчане очень гордятся музеем, водят своих детей, внуков.
О проблемах подготовки персонала
– Сегодня предприятию для нормального выполнения производственной программы не хватает порядка 100 производственных рабочих. Однако еще больший кадровый голод "Нерпа" испытывает (как, впрочем, и все судостроительные предприятия) из-за отсутствия опытных технологов и конструкторов. Но проблема решается подготовкой собственных кадров. Хотя путь и длинный.
У завода существует целый ряд целевых программ по подготовке специалистов. В 2012 году предприятие заключило договор с Мурманским государственным техническим университетом; в рамках целевого набора по специальности "кораблестроение" были взяты 6 человек – школьники из Снежногорска. До выпуска дошли два студента, в этом году они вернулись на завод дипломированными специалистами.
Но это уже подготовленные к работе специалисты, которые прекрасно знают предприятие за счет того, что практические занятия проводились непосредственно на "Нерпе".
О зарплате и социальных программах
– Средняя заработная плата на предприятии 49 тысяч; у основных производственных рабочих несколько больше – около 57 — 58 тыс. При этом на заводе около 30% всего персонала – молодые люди до 30 лет. Самая активная часть коллектива, для которых важна не только зарплата, но и общественная жизнь.
Поэтому в 2012 году был возобновил работу Совет молодежи, который проводит различные конкурсы, встречи. Традиционно в марте проходит конкурс среди работниц завода "Мисс "Нерпа", в начале апреля проходит заводской КВН, в августе — турслеты. В течение года проходят тематические вечера — от фотографических до поэтических. Это все позволяет лучше узнать людей, о талантах которых порой и не подозреваешь, и как-то разнообразить рабочие будни.
Спустя неполных 6 лет после начала строительства, 1 июля 1970 году предприятие приступило к своим прямым обязанностям.
Корабел.ру |
Параллельно со строительством завода рос и заводской поселок Вьюжный, позднее — Мурманск-60, а ныне Снежногорск. В начале 70-х годов в нем жило 600 человек, из которых 400 трудились на "Нерпе".
Непосредственно к судоремонту завод приступил только в середине 70-х годов: в 1975 году завод сдал флоту первую отремонтированную дизельную лодку проекта 629А, а в марте 1974 г. принял в ремонт первую атомную лодку проекта 671. За более чем 50 лет своей работы завод вернул в строй более 50 лодок различных типов и назначений, проведя и аварийные, и текущие, и средние ремонты с модернизацией. В 90-е годы "Нерпа" занималась утилизацией выведенных из эксплуатации лодок. С середины 2000-х предприятие вновь занялось своим основным профилем работы, для чего собственно изначально и строилось: поддержанием боеготовности подводных лодок и надводных кораблей Северного флота.
Директор судоремонтного завода "Нерпа" Аркадий Оганян рассказывает о сегодняшней ситуации и о работе предприятия.
Корабел.ру |
О сегодняшней работе СРЗ "Нерпа"
– На заводе сейчас работает около двух тысяч человек, из них 530 – основные производственные рабочие. На пике загрузки, в конце 80-х годов прошлого века на предприятии работало около 6000 человек.
Последние 5 лет завод ежегодно увеличивает долю военного судоремонта в портфеле заказов. Несмотря на то, что финансирование ВМФ (как все статьи расхода бюджета страны) сейчас урезается, предприятие старается наращивать объемы работ.
Основная задача предприятия осталась прежней – поддержание боеготовности подводных лодок и надводных кораблей Северного флота, проведение поддерживающих и модернизационных работ, восстановление технической готовности кораблей, а также утилизация списанных АПЛ.
Причем из всех заводов, которые находятся в Мурманской области, только СРЗ "Нерпа" выполняет перезагрузку активной зоны.
Помимо гособоронзаказа, который составляет порядка 70% всей производственной программы, завод занимается проведением утилизации отслуживших АПЛ. И с начала 90-х годов, когда массово выводились из эксплуатации подводные лодки, большая часть одноотсечных блоков списанных АПЛ, которые сейчас находятся в Сайде-губе, сформированы именно на "Нерпе".
Корабел.ру |
О международном сотрудничестве
– В мае 1998 года вышло в свет постановление Правительства №518, согласно которому определился четкий план по ликвидации ядерного наследия времен "холодной войны".
Но работы по утилизации списанных и отслуживших свой срок АПЛ начались в начале 90-х годов XX века, в самое мрачное для страны время. И на все предприятия, которые этим вынужденно занимались, тогда давило, что уничтожаются корабли, в которые в свое время было вложено столько труда наших коллег-судостроителей.
Но с другой стороны в тогдашних условиях сокращенного финансирования ВМФ АПЛ стояли у стенок без движения, ржавели и могли попросту пойти под воду.
В 2002 году совместно с Фондом природоохранного партнёрства Северного измерения (читай Европейский банк реконструкции и развития) была начата программа, рассчитанная на 10 лет. И после 2012 года соглашение было продлено еще на 10 лет.
В рамках этой программы был разработан Стратегический мастер-план, определены первоочередные объекты, которые необходимо утилизировать. И за 10 лет большая часть выведенных из строя АПЛ была утилизирована, в том числе и на СРЗ "Нерпа". По отдельным проектам, таким как, например, утилизация плавтехбазы "Лепсе", работы продолжаются и до сих пор.
ПТБ "Лепсе" / "Нерпа", СРЗ |
О ходе работ по утилизации плавтехбазы "Лепсе"
– Самый сложный на заводе объект – плавтехбаза "Лепсе". Это судно постройки 1934 года, с огромной историей. В период с 1963 по 1981 год оно провело 14 операций по перезарядке ядерного топлива на атомных ледоколах "Ленин", "Сибирь", "Арктика", затем использовалось как хранилище ядерного топлива. В 1988 году было выведено из эксплуатации.
На момент начала утилизации в 2012 году на борту судна находилось 639 тепловыделяющих сборок с отработанным ядерным топливом, 260 кг урана-235, 156 кг продуктов деления. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР по утилизации "Лепсе" было подписано еще 10 сентября 1986 года. И за 25 лет было проведено более ста тематических конференций и совещаний по работе с "Лепсе".
По сути проект по утилизации плавтехбазы стал пилотным как для проектантов, так и для исполнителей. Только два года ушло на то, чтобы создать специальную инфраструктуру для проведения работ, и в 2014 году "Лепсе" поставили в плавдок "Паллада". Причем ставили его не на чистый стапель, а в специальную блок-упаковку. Затем судно переводилось на стапельную плиту завода.
И сейчас половины "Лепсе" уже нету. Кормовая часть судна вместе с котельным и машинным отделением была демонтирована, законсервирована в специальную блок-упаковку и отправлена на хранение в Сайду-губу.
ПТБ "Лепсе" / "Нерпа", СРЗ |
С носовой частью "Лепсе" проблем побольше. Именно в ней находятся трюмы с ОЯТ. Поэтому вокруг носовой части плавтехбазы будет построен отдельный мини-цех, и после выемки всех тепловыделяющих сборок ее законсервируют и также отправят в Сайду-губу. Возведение укрытия должно закончиться в 2017 году, и до 2020-го специалисты будут заниматься выгрузкой ОЯТ, отправкой их на ПО "Маяк".
Нужно сказать еще, что утилизация "Лепсе" включена в девять первоочередных проектов Стратегического мастер-плана Европейского банка реконструкции и развития, который и финансирует утилизацию плавтехбазы (около 40 млн евро). Представители ЕБРР совместно со специалистами Росатома инспектируют ход работ каждые 3-4 месяца.
Об операции по утилизации атомной подводной лодки "Курск"
Для всей страны события, которые произошли в Баренцевом море с подводной лодкой "Курск" 12 августа 2000 года – это огромная трагедия. Можно по-разному относиться к этой истории, вычислять виновных и невиновных, но это не вернет нам 118 погибших парней, и никто не позволит усомниться в мужестве наших моряков. Достаточно прочитать записку лейтенанта Дмитрия Колесникова – копия которой хранится в заводском музее "Нерпы" – чтобы понять, с каким достоинством и стойкостью встретил экипаж свою смерть.
В апреле 2002 года АПЛ "Курск" была доставлена в плавучем доке "Паллада" на СРЗ "Нерпа", где из лодки предстояло демонтировать реактор, выгрузить все тепловыделяющие сборки с отработанным ядерным топливом, а главное вырезать 7 шахт с ракетами "Гранит". За ходом работ, без преувеличения, следил весь мир.
Несмотря на то, что "Нерпа" никогда не проводила выгрузку ОЯТ с лодок подобного типа, операция прошла гладко. Механические воздействия, которые возникли при взрыве торпеды на "Курске", не оказали практически никакого влияния на состояние реактора. Специалисты завода, хотя и рассматривали эту задачу, как технически сложную, но не считали ее уникальной.
Тогда как демонтаж ракетных шахт в полной боевой готовностью – была действительно уникальной операцией. Последняя седьмая шахта была практически переломлена пополам. И от взрыва, который мог вызвать детонацию торпед, ракет, разрушение ядерного реактора, отделили всего несколько миллиметров.
После выгрузки ядерного топлива из корпуса "Курска" был сформирован трехотсечный блок, из которого потом сделали одноотсечный блок. Он и хранится на плите полигона в Сайда-губе. Среди десятков таких же, очень похожих блоков.
Корабел.ру |
О судьбе первой отечественной атомной подводной лодки К-3 "Ленинский Комсомол"
– Рядом с плавтехбазой "Лепсе" на стапельной плите стоит третья в мире и первая отечественная атомная подводная лодка Советского Союза К-3 "Ленинский Комсомол". Долгих десять лет заводчане, экипаж, ветераны флота бились за то, чтобы сохранить для будущих поколений "Ленинский Комсомол".
Губернатор Мурманской области Марина Васильевна Ковтун тоже приложила руку к этому делу: лично писала обращение министру оборону, президенту с просьбой сохранить лодку. Даже определили ей место стоянки в Мурманске, рядом с первым атомным ледоколом "Ленин".
В апреле 2005 года К-3 была приведена с СРЗ-10 на утилизацию на "Нерпу" и все время, пока лодка стояла на утилизационной плите завода, продолжалась бесконечная переписка с чиновниками, представителями военных. В 2008 году на деньги "Росатома" мы вырезали реакторный отсек и в виде одноотсечного блока отправили его на хранение в Сайду-губу. Тогда же начались работы по изготовлению цилиндрической вставки – муляжа реакторного отсека.
Одновременно совместно с конструкторами СПМБМ "Малахит" был подготовлен макет будущего музея, техническое обоснование, провели все расчеты. На создание полноценного музея тогда требовалось около 500 млн рублей.
И министр обороны Сергей Шойгу эту идею одобрил. Правда, 500 млн не выделили, пока нашли деньги только на сборку кормовой, носовой частей и макета реакторного отсека с монтажом необходимыми системами непотопляемости. Но главное, что принято принципиальное решение о том, что лодку резать нельзя. Потому что для судоремонтника и для корабела все, что связано с "Ленинским Комсомолом", – это святое.
К-3 / "Нерпа", СРЗ |
О гражданском судостроении на "Нерпе"
– Сейчас актуальна тема гражданского судостроения. К 2020 году программа строительства кораблей и подводных лодок ВМФ будет закончена. Поэтому судостроительные и судоремонтные заводы, которые ранее специализировались только на теме ВМФ, начинают поворачиваться к гражданским заказчикам. Например, к рыбакам. И "Нерпа" строительством рыболовного флота уже занималась.
В 90-е годы завод освоил строительство небольших судов прибрежного лова, которые до сих пор работают в рыбколхозах Мурмана. Кроме того, предприятие занимается изготовлением оснастки для орудий лова.
В июле завод получил предложение по строительству еще трех судов проекта РС-4.
О заводском музее
Несмотря на то, что "Нерпа" – самый молодой из всех северных заводов – немногим за 60 – история у предприятия богатая. Вся она отражена в заводском музее. На двух этажах здания заводоуправления расположены более десяти экспозиций. Заводскую площадь украшает музей под открытым небом и рубка-мемориал АПЛ "Новгород Великий".
Отдельная большая тематическая экспозиция посвящен операции по утилизации АПЛ "Курск", другим уникальным работам, которые проводило предприятие.
Есть и исторический блок, где представлены закладные доски, гюйсы, модели лодок и кораблей, с которыми работал завод.
Заводчане очень гордятся музеем, водят своих детей, внуков.
Корабел.ру |
О проблемах подготовки персонала
– Сегодня предприятию для нормального выполнения производственной программы не хватает порядка 100 производственных рабочих. Однако еще больший кадровый голод "Нерпа" испытывает (как, впрочем, и все судостроительные предприятия) из-за отсутствия опытных технологов и конструкторов. Но проблема решается подготовкой собственных кадров. Хотя путь и длинный.
У завода существует целый ряд целевых программ по подготовке специалистов. В 2012 году предприятие заключило договор с Мурманским государственным техническим университетом; в рамках целевого набора по специальности "кораблестроение" были взяты 6 человек – школьники из Снежногорска. До выпуска дошли два студента, в этом году они вернулись на завод дипломированными специалистами.
Но это уже подготовленные к работе специалисты, которые прекрасно знают предприятие за счет того, что практические занятия проводились непосредственно на "Нерпе".
Корабел.ру |
О зарплате и социальных программах
– Средняя заработная плата на предприятии 49 тысяч; у основных производственных рабочих несколько больше – около 57 — 58 тыс. При этом на заводе около 30% всего персонала – молодые люди до 30 лет. Самая активная часть коллектива, для которых важна не только зарплата, но и общественная жизнь.
Поэтому в 2012 году был возобновил работу Совет молодежи, который проводит различные конкурсы, встречи. Традиционно в марте проходит конкурс среди работниц завода "Мисс "Нерпа", в начале апреля проходит заводской КВН, в августе — турслеты. В течение года проходят тематические вечера — от фотографических до поэтических. Это все позволяет лучше узнать людей, о талантах которых порой и не подозреваешь, и как-то разнообразить рабочие будни.