От главного редактора
От главного редактора
блог Николая Ивакина

Что же все-таки делать?

9 3099 6 мин


Опубликовав свои комментарии «Вот это перспективы» на статью в газете я, конечно, не ожидал, что они вызовут такой интерес. Поэтому попробую изложить свой взгляд на перспективы возрождения в России морского бизнеса вообще и судостроения в частности.

Не буду сейчас говорить о технологических аспектах, а попробую описать системные сложности, без решения которых все остальное вряд ли приведет к желаемому результату. При этом, естественно, это моя точка зрения и основана она на том, что знаю. Могут быть и другие.
            Во-первых, говорить о судостроении как о единой отрасли вряд ли правильно, т.к. создание военных и гражданских судов сильно разнятся по основополагающим моментам. Скорее надо говорить о кораблестроении и судостроении. В кораблестроении все, от замысла до эксплуатации, гарантировано обеспечивает государство, и в нашей стране оно, государство, не имеет возможности выбора. Это Индия может себе позволить варианты приобретения военных кораблей – покупать у нас, у Франции или Германии, или попытаться строить самим (что, к стати, у них неплохо получается по ряду объектов), а у нас выбора нет – строить только самим, со своим оружием и важнейшими системами. При этом вопрос исполнителей, по большому счету, тоже не стоит. Все разговоры о конкуренции КБ или верфей «от лукавого». Не говорю уж о соисполнителях. Понимающий знает, что если нужен эсминец – надо идти в Северное ПКБ, а за десантником на воздушной подушке надо обращаться в ЦМКБ «Алмаз». Это не значит, что в СПКБ не смогут сделать корабль на ВП, но уж очень сильно он будет похож на эсминец, да и наверняка сложнее и дороже. «Авроре», «Электроприбору», «Граниту» и т.д., равно как и «Пролетарскому заводу» или «Компрессору» конкурентов в стране просто нет. Поэтому с кораблестроением все более или менее понятно – государство должно определить какой флот и в каком количестве нужен, выделить ресурсы и исполнители с удовольствием реализуют поставленные задачи. При этом, конечно, государство обязано следить за эффективностью использования ресурсов, требовать сроковой и технологической дисциплины и т.д. Методы воздействия – чисто административные и хорошо известные. Надо только чтобы люди, реализующие эти административные методы воздействия, были адекватные.
            С судостроением же, т.е. строительством гражданских судов все значительно сложнее. Жить мы начинаем не с чистого листа, поэтому немного истории. Гражданское судостроение в СССР было подведомственно трем министерствам (при этом Минсудпром упускаю осознанно, т.к. реально это было министерство кораблестроения). Это Министерство морского флота,  Министерство речного флота и Министерство рыбного хозяйства. Каждое из этих ведомств имело собственные судостроительные и судоремонтные мощности, которые, как правило, входили в структуры пароходств. Однако эти предприятия были весьма маломощными и создать флот страны, конечно же, не могли. Именно поэтому большая часть гражданского флота СССР была построена за рубежом. Стране требовались сухогрузы класса река-море и их строили от Чехии и Болгарии до Португалии, морские транспорты – Югославия, Финляндия, ГДР, большие рыболовные траулеры – ГДР, пассажирские суда – ГДР, Чехословакия, Австрия, ледоколы - Финляндия и др. Кое что, конечно же, строилось и на собственных заводах, но не эти суда определяли транспортную политику. То есть, по большому счету у нас нет опыта строительства собственного гражданского флота.
            Создание гражданского флота подчиняется следующему циклу:
1. Определить состав и объемы грузоперевозок на перспективу 10 – 15 лет;
2. Определить порты между которыми идут эти грузоперевозки и разработать маршрут с учетом особенностей акваторий (шлюзы, глубины, наличие и сила штормов, особенностей национальных законодательств, возможностей грузоперевалки в портах и др.);
3. Спроектировать судно, оптимальное во всех отношениях для данного грузопотока, т.к. стоимость перевозки одного и того же груза на разных судах может отличаться весьма существенно;
4. Заказать судно там, где это может быть сделано быстрее (а точнее «в срок», т.к. за объявленную линию надо платить) и с меньшими финансовыми затратами, особенно на ранних этапах (лучше рассчитываться теми деньгами, которые это судно уже зарабатывает).
 
В условиях плановой экономики и колоссальной централизации в СССР какие-то вопросы решались просто, а чем-то можно было и пренебречь. Так, планировалось продавать лес в Англию - и рождались лесовозы оптимальные на линии Архангельск –английские порты («Пионер Выборга» и др.), заключалось соглашение о промысле мойвы в канадских водах и заказывались большие морозильные рыболовные траулеры («Пулковский меридиан» и др.), планировалось завозить в центр и на север страны арбузы и хлеб с низовьев Волги - строились соответствующие баржи. Но наряду с оптимизацией были примеры и другого подхода. Понятно, что один и тот же тип скоростного пассажирского судна («Комета») на линиях Одесса-Сочи, Мурманск-Полярный или Калининград-Балтийск не являлся оптимальным нигде. На каких-то линиях не нужна была такая скорость, где-то – пассажировместимость, где-то – дальность плавания (т.е. запасы топлива), но за счет того, что это судно выпускалось большой серией (десятки) его стоимость и эксплуатационные расходы существенно снижались, что делало в масштабах страны такой подход оправданным.
            С кончиной «плановой экономики» закончилась и настроенная под нее система создания и поддержания гражданского флота. Прекратились большие, спланированные грузопотоки – распались пароходства – пропал ЗАКАЗЧИК для гражданского судостроения. Потребители продукции гражданского судостроения – просто начали возить «что придется» и «на чем придется».
            Можно ли строить на наших верфях гражданские суда? Можно. Но для этого необходимо очень многое менять. Надо учиться быстро строить единичные заказы, т.к. на крупные серии у наших судовладельцев попросту нет денег. Надо менять систему заказа, принятую у нас,  на принятую во всем мире. Заказчик должен приходить на верфь и заказывать судно. У нас же без проекта верфь и разговаривать не будет, не привыкли. На западе верфь заказывает проектанту лишь то, что у нас соответствует техническому проекту, т. е. только принципиальные решения, все остальное – что и где купить, как строить и многое другое определяет самостоятельно. Нашей же верфи как правило необходим полный привычный рабочий проект. Но заказчика такое положение дел не устраивает. И он уходит к конкурентам. Это чисто технологически – организационный момент, но есть еще и экономический аспект. Во всем мире суда всегда строятся в кредит, причем процентные ставки редко превышают 3-5%. Подобные проценты в российских банках – утопия. При этом в мире весь процесс строительства судна идет в кредит – двигатель уже поставлен на верфь, а деньги за него выплачиваются в течение длительного времени, то же и с другими системами и механизмами. Получается, что судно уже работает, т.е. зарабатывает деньги и этими деньгами судовладелец рассчитывается за кредит. У нас же все наоборот – еще нет ничего, а за проектные работы уже надо платить, ни один механизм верфи не отдадут, пока она не рассчитается с поставщиком. Судовладелец – это юридическое лицо, которое всегда работает в условиях международного рынка, у него есть суда, которые являются обеспечением кредитования, т.е. возможности работы с любыми банками. Поэтому задачу, что выгоднее – брать кредит в России под 15 – 18% или на западе под 5%, но с условием сотрудничества с прозрачной западной (или восточной) верфью, судовладелец решает очень быстро и однозначно не в нашу пользу.
            Таким образом, технические и технологические аспекты трудностей в судостроении разрешить невозможно, не решая основных задач – создания внятной военно-морской и экономической политик.
            В области военно-морской необходимо определить насущные потребности страны на 15 -20 лет вперед и определить однозначно – либо под задачи будут найдены средства, либо под деньги решаются только доступные задачи. В противном случае – лишь продолжение агонии и накапливание отставания. Понятно, что в любом случае имеющиеся мощности избыточны. Поэтому надо определить достаточное для выполнения плана конечное число предприятий и вкладывать средства в них. Бессмысленно распылять средства и на 20 – 30% обеспечивать поддержание жизни на десятках заводов и КБ. Нет никакого смысла, к примеру, строить 1 корабль на Средне-Невском судостроительном заводе, 1 на «Алмазе» и еще по одному в Ярославле и Рыбинске. Любой из них способен построить 4 корабля и при этом он будет жить, его инфраструктура будет нормально функционировать, он будет технологически расти. Любые технологические проблемы решаются с помощью нормального финансирования в кратчайшие сроки.
            Вывод такой – о перестройке судостроения в России нечего говорить. Надо определить принципы военно-морской доктрины и под нее назначить казенные предприятия, которые ее обеспечат, не планируя, что в какой-то мере они будут покрывать свои потребности коммерческим судостроением, т.к. подходы в гражданском и военном судостроении разные. Для создания гражданского судостроения необходимо в первую очередь создать ЗАКАЗЧИКА. Им может быть государственная компания, которая, определяя наперед потребности грузоперевозчиков будет строить суда, а потом сдавать их в лизинг операторам, или дать «длинные, дешевые деньги» мелким и средним (а только такие и есть сейчас в России) судовладельцам. Предприятия сами подстроятся под внятно и на длительный срок понятную политику.



Комментарии   9.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Андрей Кирков
03.12.2007, 14:05
Для развития или скорее создания отрасли в первую очередь нужны кадры. Все студенты, которые приходят наниматься ко мне на работу - сырые. Я не очень понимаю, чему их сейчас учат в профильных ВУЗах, а главное КТО?
Вот уже под эту базу можно разрабатывать меры и условия для развития.
-0+
#Дизелист
04.12.2007, 11:16
Ник.Ник.! Очевидно все достаточно правильно. Коробки слепим, а начинку импортируем, а она 65% стоимости тянет. Судовое машиностроение уже давно в агонии, да и отстали "навсегда". Комплексный подход очевидно нужен. А студентов воспитывать надо - это чистый лист и от первого учителя зависит, каким станет. Да и д.т.н. за 7000 руб. не станет выворачиваться наизнанку. Количество Вузов сокращать! - техники нужны, а не инженеры.
-0+
#Ивакин Н.Н.
04.12.2007, 13:03
Уважаемый дизелист! По поводу "коробки" и "начинки" имею сообщить следующее. То, что Вы назвали начинкой, действительно, на серийном судне стоит 65%, но если взять весь цикл создания нового судна - НИРы, проектирование, технологическую подготовку и собственно строительство, то для первых судов это уже значительно меньше. Теперь о том где ее брать - думаю даже Вы, как я понимаю дизелист, не питаете иллюзий, что в ближайшее время в России сами сможем производить дизеля, составляющие конкуренцию тому, что использует весь мир (бренды называть нет смысла их не так много, и у знающих людей они на слуху). Та же "петрушка" и со всем остальным. Надо покупать лицензии, если это экономически целесообразно, или покупать изделия и не стыдиться этого. Между прочим, на территории США с середины 50-х годов ХХ века не собрано ни одного телевизора, и ничего, от отсутствия этих "бандитов, пожирающих время" они не страдают - привозят. Другое дело - правильная таможенная политика. Кстати, лидеры мирового судостроения - китайцы и корейцы тоже вовсе не все делают сами. С кораблями, как я написал в своем комментарии - другое дело. далее...
-0+
#Дизелист
04.12.2007, 14:48
Не понял сути возражений. Говорим одно и тоже, только я - короче. Ваше интервью с О.Б. Шуляковским- определимся с заказами и верфями - будем смотреть на судовое машиностроение. Увы, поздно будет пить Боржоми... обидно. Не сваркой единой, а насыщением надо стараться жить. А на эти кости нарастет мясо и жирок появится.
-0+
#Александр Смирнов
07.12.2007, 17:17
Прежде всего хочу выразить полное согласие с автором статьи. Самое главное четко отделить военное судостроение от гражданского. Верфь, которая строит военные суда, по своей структуре, внутренней организации, никогда не сможет строить гражданские суда в короткие сроки и по низкой цене. Абсолютно уверен, что создание судостроительных корпораций не решит никаких вопросов улучшения положения в отрасли. Только частные (негосударственные верфи) могут строить гражданские суда в соответствии с мировыми нормами и потребностями. Не раз бывал на зарубежных верфях, что только подтверждает этот вывод. Приведу 2 примера. Dalian shipyard and Dalian new shipyard. Два государственных завода в Дальяне. Был на них ркак минимум раз 8, в сумме проработал не меньше полугода. Менеджьент жуткий. Японцы и корейцы только смеются. Сами китайцы говорят известную истину: "как платят, так и работаем". Зарплата у обычного рабочего или выпускника вуза около 50 долларов США. Только за счет почти беспланой рабочей силы процветает судостроение в Китае, по крайне мере в Дальяне. А это очень крупные заводы, которые в мире на хорошем счету. Об организации дел на заводе хорошо говорит следующий пример. Ходовые испытания танкера VLCC - 300.000 т для первого корпуса продолжались 24 дня. Корейцы говоря, что у них 5, максимум 7 дней. далее...
-0+
#DF
12.12.2007, 08:40
А собственно судьи кто???Кто этот человек что он берет на себя столько???Что собственно сделал это человек для судостроения???
-0+
#Ивакин Н.Н.
12.12.2007, 10:44
Уважаемый DF, во-первых, если внимательно прочитаете, увидите, что я никого не сужу, а высказываю свое мнение, во-вторых, если у Вас есть возражения по существу - изложите их. Разговор по принципу "сам дурак" не конструктивен.
-0+
#Игорь Борисович
12.12.2007, 12:41
http://www.korabel.ru/persones/detail/183.html
 
Ивакин Николай Николаевич:
Дата рождения: 23-07-1955
 
  Род.в Ленинграде. Окончил Ле­нинградский кораблестрои­тельный институт (1979).С 1979 г.работал в Ленинград­ском Адмиралтейском объединении: помощник мастера, мастер, старший мастер, сдаточный механик, заместитель начальника монтажно-сдаточного цеха. Принимал участие в стро­ительстве и испытаниях уникальных заказов - подводной базы-лаборатории для работы аква­навтов на глубинах до 300 м проекта 1840 и автономной глубо­ководной станции проекта 1910. Провел на обоих кораблях ходовые и глубоководные испытания, более 2000 часов находился в подводном положении. Инструктор отдела оборонной промышленности Ленинградского обкома КПСС (1986 - 1989). С 1989 г. работал в АО "Судостроительная фирма"Алмаз": заместитель главного инженера, техни­ческий директор - главный инженер, руко­водил основными конверсионными направлениями деятельности предприятия. Под его руководством освоены новые технологические процессы сварки алюминиево-магниевых сплавов, гибки металла. С 1997 по 1999 год генеральный директор ОАО "Морской завод "Алмаз". С 2000 по 2001 зам. генерального директора ГУП "Петромортех", разработал и внедрил в практику систему экспертной оценки судов для нужд таможни. С 2001 по 2002 год генеральный директор "Научно-производственного объединения "Прецизионное станкостроение". В настоящее время начальник отдела оборонных отраслей промышленности администрации Санкт-Петербурга. Отмечен премией Правительства РФ и рядом других государственных наград. далее...
-0+
#ВалентинТимонин
09.02.2008, 14:56
В первую очередь нужны компании которые могут иметь
новые суда,обеспечивать их построку,используя ресурсы государства (законы,деньги).А специалисты придут.Много специалистов желают работать в море,но их из-за возрасты,не берут,хотя медицинская комиссия их выпускает.И не маловажная составляющая возрождения флота ,это возможность компаний обеспечивать достойную оплату плавсоставу.
Свежие новости
Итоги года корабелов 2024: Онежский судостроительно-судоремонтный завод
10:55 / виктория корабеловна
рекламаПодписка 2025