Несмотря на развитие беспилотных технологий, моряки еще долгое время будут оставаться движущей силой судоходства, а человеческий фактор – влиять на безопасность мореплавания. Поэтому UK P&I Club призывает судовладельцев уделять особое внимание психическому благополучию своих экипажей.
Раньше при оценке пригодности экипажа основное внимание уделялось физическим характеристикам плавсостава и лишь относительно недавно представители отрасли озаботились психическим здоровьем моряков. Между тем на него влияет широкий спектр раздражителей, таких как социальная изоляция, нарушенный режим сна, перенапряжение из-за работы и многое другое.
Согласно исследованию, проведенному Всемирной организацией здравоохранения в 2014 году, почти 1 миллион человек кончают жизнь самоубийством ежегодно. При этом 75% самоубийств регистрируются в странах с низким и средним уровнем дохода, поставляющих большую часть рабочей силы для морской отрасли.
Статистика, предоставленная Соединенным Королевством, за 2006-2017 годы выявила 355 инцидентов, связанных с психическим здоровьем плавсостава, в том числе 77 случаев самоубийства. Кроме того, эксперты выявили, что количество суицидов существенно выросло, а большая их доля приходится на молодых моряков.
Огромное влияние на психическое состояние оказывает социальная изоляция. Безусловно, моряки добровольно идут работать на флот и знают, что им придется отказывать себе во многих привычных вещах во время рейса, однако тенденция к сокращению численности экипажей значительно усугубила положение дел. Например, в 70-е годы на большом балкере обычно работало порядка 40 человек, теперь же на некоторых судах нет и половины от этого количества. А ведь сокращение экипажа уменьшает социальное взаимодействие на борту. В серьезный стресс может вылиться и отсутствие возможности разговаривать на родном языке. Социальную изоляцию на судах также поддерживают современные технологии – при постоянно доступе в интернет моряки зачастую предпочитают просиживать сводное время в каютах наедине со своим гаджетом вместо того, чтобы общаться с коллегами. Кроме того, беспрерывный доступ в интернет негативно влияет на режим сна и отдыха.
Другим фактором является беспокойство и депрессия из-за разлуки с семьей и друзьями. Порой, даже незначительные жалобы родных могут выбить моряка из колеи. Находясь далеко от дома, многие начинают "делать из мухи слона", вгоняя себя в стресс. На психическое благополучие также сказываются издевательства со стороны других членов экипажа. Проблема заключается в том, что на судне, в условиях замкнутого пространства практически невозможно избежать встречи со своим агрессором.
– Несмотря на многочисленные негативные факторы, влияющие на моряков, улучшить ситуацию можно. Для этого нужно повысить осведомленность о проблемах психического здоровья и научить персонал судоходных компаний распознавать признаки психического расстройства на ранних стадиях. Морякам необходимо предоставить канал связи со специалистами, по которому проблемы можно обсуждать открыто и без насмешек, – отмечают в UK P&I Club. – При этом нельзя забывать, что создание гармоничной атмосферы на борту начинается еще на этапе подбора членов экипажа, а потому работодателям стоит обращать особое внимание на национальные особенности моряков из разных стран мира.