Скорее всего, сражения. Но начнем мы с ее рождения. Крейсер типа "Диана" не был единичным кораблем. На Балтийском заводе параллельно строились еще два: "Паллада" и "Диана". "Аврору" же заложили 23 мая (4 июня по новому стилю) 1897 г. на верфи "Новое Адмиралтейство" в Санкт-Петербурге. Основной загвоздкой в строительстве стали паровые машины: Общество Франко-русских заводов, которое должно было изготовить их, не хотело делиться секретами с Балтийским заводом. Однако все случилось. Контракт вылился в крупную копеечку размером 2 млн 275 тысяч рублей. В создании крейсера приняли участие четыре строителя – офицеры Корпуса корабельных инженеров: Э. Р. де Грофе, К.М. Токаревский, Н.Н. Пущин и А.А. Баженов.
Готовность корабля к 1898 г. составляла 28%, готовность машин – 60%. Коснулся воды он 11 (23) мая 1900 г. и к этому времени был построен уже на 78%. А 16 июня 1903 г. крейсер "Аврора" официально вошел в состав Российского императорского флота, и практически сразу его включили в отряд контр-адмирала Вирениуса для скорейшего следования в Порт-Артур.
Свой первый бой крейсер "Аврора" принял во время Русско-Японской войны в 1905 г. в составе Второй Тихоокеанской эскадры. Легендарное Цусимское сражение оказалось сложным и кровопролитным для нашего флота. 38 российских кораблей против 89 японских, на стороне которых к тому же был боевой опыт и отличное умение управляться с железными махинами. Русские моряки тоже были не промах: сам факт того, что за время похода до непосредственного сражения они не потеряли ни одного корабля говорит о многом, но опыта ведения боя на броненосцах не доставало. По итогу в первые минуты неравного сражения русская эскадра понесла серьезные потери, а сама "Аврора" получила более десятка крупных пробоин, а также потеряла 14 членов экипажа и капитана. Всего в Цусимской битве погибло более 5000 русских моряков, более 6000 были взяты в плен. Команда "Авроры" смогла добраться до порта Манила на Филиппинах, где ей пришлось остаться до подписания мирного договора.
Какими мощностями располагал крейсер "Аврора" на момент Русско-Японской войны?
Бронепалубный крейсер 1-го ранга "Аврора" был такой же, как все подобные корабли того времени: три палубы – верхняя, батарейная и броневая (карапасная), наружная обшивка делалась из стальных листов 10-13 мм толщиной. Подводная часть корпус состояла из 15 мм стали, обшитой 102-мм тиковыми досками, поверх которых для предотвращения обрастания и защиты от ржавчины крепились медные листы толщиной 1 мм. Второе дно простиралось от 22-го до 98-го шпангоута.
Поверх настила броневой палубы укладывались дополнительные броневые плиты толщиной 38 мм в горизонтальной части, на скосах 51 и 63,5 мм на скосах у борта. Броня барбета (* неподвижная открытая платформа для размещения вращающейся орудийной установки) боевой рубки и траверзный лист, прикрывавший вход в рубку, имели толщину в 152 мм. За кормовой рубкой, поперек верхней палубы был установлен защитный траверз из 16-мм стальных листов.
На вооружении "Авроры" стояло восемь 152-мм орудий и двадцать четыре 75-мм системы Канэ, а также восемь (на марсе и на мостиках) одноствольных 37-мм орудий Гочкиса и два десантных 63,5-мм пушек Барановского.
Из 152-мм орудий крейсер мог сделать 1414 выстрелов, а снаряда для них размещались в четырех погребах. Из 75-мм орудий – 6240 (только бронебойные), размещались в восьми погребах. Боезапас для 37-мм и пушек Барановского насчитывали 3600 и 1400 патронов. Были у корабля на вооружении и торпеды, и мины.
Двигали всю эту многотонную массу три паровые трехцилиндровые машины тройного расширения суммарной мощностью 11 610 л.с., которые давали 19,2 узла (35,6 км/ч). Это считалось довольно-таки быстро. Толкали корабль три трехлопастные бронзовые винта диаметром 4,1 м. А еще – двадцать четыре паровых котла системы Бельвиля, уголь для которых хранился в межбортном пространстве в 24-х угольных ямах. Нормальный запас топлива обычно составлял 800 тонн, полный – 972 тонны. Хватало этого на 4000 миль хода со скоростью 10 уз.
Важно отметить, что крейсер "Аврора" был к тому же оснащен паровыми динамо-машинами общей мощностью 336 кВт, вырабатывающими постоянный ток 105 В. Энергия направлялась на шпилевую и рулевую машины, вентиляторы систем вентиляции, лебедки элеваторов, грузовых стрел и выгрузки шлака из котельных отделений, прожекторы, лампы накаливания, стиральную машину и тестомешалку.
С якорями и якорными цепями работала электрическая шпилевая машина. "Аврора" стала первым крупным кораблем, на котором использовались якоря Холла.
Для спасения на крейсере было два паровых катера, по одному 18- и 16-весельному баркасу, 14- и 12-весельному катеру, по два 6-весельных вельбота и яла.
Держались они на шлюпбалках, крепившихся к корпусу корабля. Жилые помещения крейсера "Аврора" предназначались для 570 человек экипажа, а также для флагмана соединения и офицеров его штаба.
Во время Великой Отечественной войны орудия с корабля были сняты и установлены на Дудергофских высотах, при этом оставшийся экипаж "Авроры" отбивался от немецких самолетов при помощи двух зениток, за что неоднократно подвергался бомбежке, но выстоял.
Считается, что именно залп (холостой) из орудий "Авроры" являлся сигналом к началу штурма Зимнего дворца.
Свою боевую историю крейсер 1-го ранга Балтийского флота закончил 17 ноября 1948 г., когда был поставлен на вечную стоянку в Ленинграде у Петроградской набережной, где и находится по сей день.
Легендарный ремонт для легендарного корабля
Но на постановке путешествия "Авроры" не закончились, и вот 18 августа 1984 г. после того, как подводная часть корабля была признана аварийной, его отправили на Ленинградский судостроительный завод имени А.А. Жданова (Северная верфь). Разрезав крейсер вдоль ватерлинии, ждановцы восстановили его с нуля.
На высоком уровне даже шли споры на тему того, сделать ли аутентичный корпус или сварной – победила рационализаторская мысль. Котлы на корабле заменены на макеты.
От старой Авроры сохранилась часть машинного отделения, радиорубка, через которую транслировалась речь Ленина "К гражданам России".Вернулся к месту стоянки корабль 16 августа 1987 г.
Для "Корабел.ру" эта история имеет особую значимость, ведь в восстановлении "Авроры" лично принимал участие наш любимый, ныне ушедший главный редактор журнала Николай Николаевич Ивакин.
За что получил памятное удостоверение и фотоальбом "Спуск на воду крейсера "Аврора"
21 сентября 2014 г. крейсер вновь был отправлен на капитальный ремонт, теперь за работу взялся Кронштадтский морской завод. Обновили электросети, отремонтировали тиковую палубу, мачту и системы жизнеобеспечения корабля. Восстановили аутентичный облик каюты флагмана. В кубриках экипажа сделали косметический ремонт. Вернулась "Аврора" на свое почетное место спустя два года 16 июля 2016 г.
Ныне технически характеристики "Авроры" следующие:
Так бетонный он или настоящий?
Вопрос относится, конечно, к днищу, ведь, действительно, когда корабль впервые готовили к стоянке, часть корпуса ниже ватерлинии была настолько изрешечена, что единственно верным решением было залить ее бетоном, а то бы потонул наш красавец. Но на Северной верфи, как вы помните, эту часть удалили и бетон больше не заливали!
"Развею один миф. Кто-то говорит, что "Аврора" стоит на бетоне, но это абсолютно нормальный корабль с хорошей подводной частью толщиной металла 25 мм (Северная верфь в 1987 году выполнила эту работу), который не заржавеет еще ближайшие 300 лет. Надводный борт – родной, там более тонкий металл, но он нормально красится и защищается от старения", – раскрыл "секрет" генеральный директор Кронштадтского морского завода Анатолий Белоев.
Кстати, после завершения работ генеральный директор АО "КМЗ" наградил 100 человек, принявших участие в восстановлении "Авроры", памятными призами, в том числе грамотами и наручными часами.
Команда "Корабел.ру" поздравляет крейсер "Аврора" и всех причастных со 120-летием со дня официального вхождения корабля в состав Российского императорского флота.
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |