Что такое "корпоративный университет" и нужен ли он судостроительной отрасли?

В начале марта 2019 года ОСК объявила о создании собственного "корпоративного университета", который будет решать "конкретные бизнес-задачи" и работать на обновление знаний работников, а также заниматься подбором необходимых кадров и повышением квалификации. Нам стало любопытно - что за феномен "корпоративного университета" (КУ), как он работает и актуален ли в нашей отрасли.
Для начала расскажем, что собирается делать ОСК. Согласно официальному анонсу, корпорация создает КУ для  решения определенных задач, связанных с подготовкой кадров. Забегая немного вперед, по всей видимости, работа университета будет направлена больше на руководящие и управленческие должности. По крайней мере так он будет работать сначала. Известно, что ОСК позаимствовала практику ведущих игроков отечественного бизнеса -  Сбербанка, Росатома и РЖД. Еще КУ будет охватывать все общества корпорации, профильные учебные заведения высшего и среднего профессионального образования, которые работают с ОСК.

Алексей Рахманов в свою очередь связал создание собственного КУ с постоянным образованием специалистов, повышением их профессионализма и желанием быть постоянно в курсе современных трендов. Именно это позволит работникам ОСК "держать нос по ветру". 

Из мартовского сообщения стало известно, что в течение года будет вестись проработка модели КУ и формирование обучающих программ, после чего планируется создание отдельной структуры.
 
Источник: ОСК 

Уже в 2019 году будут реализованы три пилотные программы: 
- "Бизнес-диверсификация" – подготовка проектных команд для работы с новыми проектами в гражданском судостроении;
- "Школа производственного менеджмента", для линейных руководителей предприятий (мастеров и начальников цехов);
- Программа "Топ-резерв "Авангард", направленная на подготовку резерва высшего управленческого состава корпорации (топ-50).

Оценивать пилотные программы не беремся (тем более с таким объемом информации о них), однако на первый взгляд первые две - довольно актуальные и в правильной реализации будут весьма полезными. 

Вместе с этим, в число программ КУ ОСК также войдет повышение квалификации по таким "критичным" компетенциям как производственное планирование и нормирование труда.

Согласно планам корпорации, направления работы университета будут выстроены с учетом ключевых бизнес-задач компании, которые связаны с выходом на новые рынки, увеличением доли гражданского сегмента в производимой продукции, созданием и выводом на рынок новых продуктов с дальнейшим сервисным обслуживанием, построением современных производственных систем мирового класса – World Class Manufacturing.

Одной из основных задач корпоративного университета станет программа формирования кадрового резерва корпорации на ключевые управленческие позиции всей ОСК. По мнению компании, программа позволит обеспечить предприятия высокопрофессиональными и эффективными руководителями, а также удерживать и мотивировать талантливых лидеров.

Вместе с этим, актуальными для университета станут задачи по повышению эффективности деятельности и внедрению новых технологий в проектировании и строительстве для повышения конкурентоспособности в гражданском секторе судостроения.

Что это такое и откуда взялось

Вообще сегодня не существует общепринятого термина, который бы описал корпоративный университет. Сейчас организованным КУ никого не удивить - явление не новое, но все же в разных компаниях он реализуется по-разному, имея общие параметры.

Следует сразу сказать, что прежде всего, корпоративный университет - это внутрифирменная система подготовки персонала, а не отдельное здание с аудиториями и кабинетами, где читают лекции преподаватели. КУ создают и как структурное подразделение компании, и как автономное юридическое лицо, но с обязательной целью решать задачи предприятия. У корпоративного университета может быть лицензия на образовательную деятельность, а может и не быть. Это зависит от того, какие программы развития персонала реализует КУ. Само обучение отличается от академического своей узкой направленностью, практикой, которую можно применять только в работе конкретной организации. Проще говоря, классический (если таковой существует) корпоративный университет - это организованная система подготовки персонала, развивающая необходимых для компании специалистов для достижения стратегических целей. 
 
Фото: Корабел.ру

Есть заблуждение, что систему корпоративного университета придумали на Западе. Причем незаслуженно присваивают звание создателя всемирно известной компании McDonald's. Гигант фастфуда создал свой КУ в 1961 году и назвал его Hamburger University. Цель простая - создание кадров как под копирку, работающие по жесктим стандартам. В России же первенство по организации корпоративного университета отдают компании Beeline - они создали похожую систему еще в 90-е. Цель в целом такая же, потому что требования рынка диктовали свои условия.

Почему заблуждение? McDonald's скорее считается создателем КУ в сфере быстрого питания, а в России до Beeline по системе корпоративного университета работали практически все крупные промышленные предприятия. Просто тогда еще не было модного названия "корпоративный университет". К примеру, Техническую школу Балтийского судостроительного и механического завода, существовавшую в период 1880-1905 г.г. тоже можно назвать корпоративным университетом, так как она решала вопросы подготовки кадров предприятия на долгосрочную перспективу, закрывала дефицит технических знаний рабочих, инженеров и линейных руководителей (мастеров). Таким образом, КУ появились из внутренних учебных центров (комбинатов), где внедрены некоторые современные подходы подготовки кадров на стратегическом уровне. И лидерами среди промышленных предприятий в перестройке учебных центров на современный лад стали Северсталь, Норильский никель, Росатом.

Из материала "Мифы о корпоративном университете" независимого HR-эксперта, экс-начальника отдела подбора и развития персонала Балтийского завода Татьяны Паклинской: "Внутрифирменная подготовка персонала в советской промышленности планомерно развивалась вплоть до перестроечного краха, трансформируясь от кружков по ликвидации безграмотности до системы непрерывного профессионального образования. Именно системы, включающей в себя целенаправленную работу со школами, техникумами и вузами, не говоря уже о подготовке персонала непосредственно на производстве и в специализированных внешних учебных центрах. К примеру, в Типовом положении "О подготовке и повышении квалификации рабочих непосредственно на производстве", принятом 18 октября 1968 года, говорится, что наряду с такими формами повышения квалификации, как производственно-технические курсы, курсы целевого назначения, школы мастеров и по изучению передовых методов труда, предприятия могут создавать кружки экономических знаний, общественные институты, университеты технических знаний, народные университеты.

Вслушайтесь только – 1968 год! Университеты технических знаний на базе предприятий! Разве это подражание Hamburger University, созданному семью годами раньше?"

Сегодня система корпоративного университета успешно функционирует на следующих предприятиях, близких к судостроительной отрасли: на Кировском заводе (машиностроение, направленное на потребности судостроения), в Росатоме (целый дивизион, где ряд компаний тесно связаны с отраслью), в Сбербанке (может выступать как лизингодатель) и непосредственно Балтийский завод. О БСЗ и его уникальной системе подбора персонала мы готовили отдельный материал - о проекте "Преемники знаний", который является лишь частью КУ завода. Наверняка есть и другие корпоративные университеты, но картина в целом понятна. 

Кратко о том, что как работает корпоративный университет Балтийского завода (информация взята с официального сайта предприятия): основная целевая аудитория КУ - сотрудники предприятия, а также студенты и школьники. Для сотрудников проводятся:
  • программы повышения квалификации, в том числе технические курсы по освоению оборудования, технологий;
  • обучение профессии (на рабочем месте, в профильных колледжах и университетах);
  • программы переподготовки;
  • программа адаптации для новых сотрудников "Быстрый Заводской Старт";
  • оценка квалификационного уровня и по результатам работы за год;
  • образовательный форум для молодых судостроителей (Слет молодежи);
  • конкурсы профессионального мастерства.

И ОСК решил реализовать нечто похожее, ориентируясь на нужды предприятий, входящих в контур корпорации, а не отдельно взятого завода или КБ. Не исключено, что после старта последует анализ и расширение возможностей КУ.

Корпоративный университет: взгляд экспертов

Материал вряд ли бы имел жизнь, если бы не Татьяна Паклинская. Именно она, во-первых, просвещает нас современными трендами на рынке труда в отрасли, во-вторых, помогает с подбором информации, специалистов и с удовольствием выступает экспертом сама. 

Вместе с Татьяной Паклинской (которая, кстати, является одним из создателей системы подготовки персонала на Балтийском заводе по принципу корпоративного университета) мы попросили порассуждать и пофантазировать на тему внутрифирменной системы подготовки кадров руководителя пресс-службы HeadHunter по Северо-Западу Ирину Жильникову (кстати сказать, именно Ирина присылает нам свежие ежеквартальные обзоры рынка труда в сфере судостроения Северо-Запада) и проректора по образовательной деятельности СПбГМТУ Елену Счисляеву

Взгляд на КУ от лица HeadHunter:
Корпоративный университет – это комплексная система развития hard и soft skills сотрудников внутри компании, которая охватывает множество форматов обучения и неразрывно связана со стратегией, миссией и ценностями предприятия. Соответственно, главная цель организации подобного университета – подготовка и развитие работников разного уровня, от линейных сотрудников до топ-менеджмента. Причем инструменты обучения разных категорий персонала чаще всего используются разные, в зависимости от поставленных целей и задач.

Корпоративный университет помогает закрывать вопросы, связанные не только с развитием профессиональных компетенций или переквалификацией сотрудников, но и с адаптацией и погружением новых работников в корпоративную среду компании. При найме нового специалиста срок адаптации может растягиваться от двух недель до полугода – все зависит от функционала и уровня должности конкретного кандидата, корпоративный университет позволяет упростить "вход в должность" и сократить срок привыкания к специфике компании, коллективу, "культурному коду" и т.п.
 
Фото: "СПбГМТУ"

Многие производственные компании сталкиваются с проблемой нехватки квалифицированных кадров. Мы живем во времена кросс-отраслевой конкуренции за людей, что усложняет процесс привлечения нужных соискателей. О дефиците на рынке труда говорит и невысокий уровень hh.индекса (количество резюме на одну вакансию) – показатель уровня конкуренции, который в марте текущего года в Санкт-Петербурге в профобласти рабочего персонала равнялся 4 п., а среди производственного персонала – 5 п. С одной стороны, эти показатели близки к норме, с другой, если посмотреть на конкретные специализации (инженеры, операторы станков, слесари, токари и т.п.), там разрыв между спросом и предложением на рынке труда будет куда больше. И отрасль судостроения не исключение.

Разные компании решают эту проблему по-разному. Предприятия, нацеленные на долгосрочное развитие, разрабатывают HR-проекты, направленные на привлечение молодежи, толковых кандидатов в отрасль. Одним из этапов реализации подобного проекта может стать, как раз, корпоративный университет. Сегодня многие компании готовы брать специалистов без специального образования и обучать "под себя". Речь идет о разных ситуациях. Например, когда для выполнения задач работнику не требуется междисциплинарных знаний и высшего образования, или, скажем, когда в компанию приходит уже опытный сотрудник, но специфика производства, технологическая база не позволяют ему сразу приступить к обязанностям, и требуется обучение. Тогда корпоративный университет просто незаменим. В итоге работодатель получает кадры с нужным уровнем профессиональных компетенций, заточенные под особенности конкретного предприятия, а соискатель приобретает ценный опыт, который имеет прикладной характер. Разрыв, который часто наблюдается в традиционном формате обучения в вузах и ссузах, когда ожидания работодателей и не совпадают с реальностью, таким образом удается успешно преодолеть".

Взгляд на КУ от лица Татьяны Паклинской. Ее мнение мы опубликовываем в виде интервью:
 
Татьяна Паклинская, независимый HR-эксперт, экс-начальник отдела подбора и развития персонала Балтийского завода

- Что такое "корпоративный университет" в вашем представлении?
- В широком смысле слова "корпоративный университет" – это система внутрифирменной подготовки персонала, которая работает на стратегические цели компании, корпорации. Роль корпоративных университетов когда-то выполняли подведомственные вузы и колледжи, а в широком смысле – целая система подведомственных учреждений "детский сад – школа – ПТУ – ВУЗ" (!). Однако сегодня эта связка между предприятиями и учреждениями профессионального образования исчезла. Хотя в советское время это была жесткая система, включающая не только подготовку по требуемым на рынке труда профессиям, но и сеть отраслевых институтов повышения квалификации, а также заводские школы технических знаний, школы бригадиров и т.п.

- Зачем нужен корпоративный университет? Какие функции выполняет? Чему обучают в КУ?
- Крупные игроки рынка через создание корпоративных университетов заглядывают далеко в будущее. Они не только восполняют необходимые для развития компании компетенции персонала, но и формируют свое сообщество, помогая расти своим клиентам и потенциальным соискателям.

Программы ведущих корпоративных университетов закрывают потребности отрасли. Например, Корпоративная академия Росатома помимо обучающих программ для персонала отрасли активно занимается разработкой и реализацией проектов для выявления и привлечения талантливых студентов/выпускников. Академия выполняет исследовательскую, методическую и организаторскую функцию. То же самое с корпоративным университетом Сбербанка, который в том числе проводит открытые лекции на своей площадке экспертов мирового уровня. У корпоративного университета КАМАЗа великолепный учебно-производственный комплекс для обучения и повышения квалификации рабочих кадров.

Каждый КУ решает проблемы своей отрасли, помогая продвигаться вперед, завоевывая международные рынки.

- Как выглядит структура типичного КУ?
- Конечно, структура корпоративных университетов формируется в зависимости от решаемых задач. Но в целом всегда включает исследовательский блок, методический, организационный. К примеру, корпоративный университет КАМАЗа включает учебный центр, оказывающий услуги по обучению клиентам компании, а также в структуру входит подшефный колледж.

- Актуально ли его создание в российской промышленности? А в судостроительной отрасли?
- Нужен корпоративный университет или нет напрямую зависит от рыночных амбиций отрасли (компании), скорости ее развития, воспроизводства кадров и узости профессиональных компетенций. На мой взгляд, по наличию выстроенной системы внутрифирменной подготовки персонала можно определить насколько далеко в будущее заглядывает компания (корпорация). Она просто выживает или действительно намерена активно расти.

То же самое касается и судостроительной отрасли. Сегодня в судостроении каждое предприятие само выкручивается в подготовке кадров. Ни для кого не секрет, что кадры мигрируют с одного предприятия на другое, не выходя за пределы отрасли. Единая система подготовки персонала могла бы решить и рост управленческого потенциала в судостроении, и обучение рабочих по единым стандартам, и повышение квалификации инженеров. Пока такого единства в судостроении нет.

- Как КУ может быть полезен студентам и учащимся в целом? Что они получают в результате обучения?
- Если корпоративный университет не только поддерживает, но и развивает студенческие программы, то в таком случае все выигрывают: и работодатели, и выпускники. Выпускники получают востребованные профессиональные компетенции, работодатели приобретают лояльных и квалифицированных соискателей и работников.

- При создании такого университета в нем могут учиться все желающие? Или это зависит от формы организации КУ?
- Это зависит от политики компании. Ряд корпоративных университетов, как я уже говорила выше, оказывают услуги и для внутренних заказчиков, и для своих клиентов, и для открытого рынка.

- Кто преподаватели в корпоративном университете?
- Практика показывает, что к преподаванию приглашаются как действующие работники отрасли, так и приглашенные эксперты, в том числе международного уровня. В таких случаях цель именно "держать нос по ветру", заглядывать хоть немного в будущее, знакомясь с новыми тенденциями и технологиями.

- Что требуется для создания КУ? Нужна ли какая-то поддержка от Министерств? Или исключительно средства и инициатива тех предприятий, что собираются реализовывать КУ?
- Как правило, расходы на программы обучения персонала несут сами предприятия, входящие в контур корпорации. Хотя никто не запрещает реализовывать и партнерские проекты. Как правило, корпоративные университеты получают лицензию на образовательную деятельность. Это дает возможность образовательной организации реализовывать программы профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки и выдавать слушателям, успешно окончившим курс, документы установленного образца.

Взгляд на КУ от лица "Корабелки":

"Корпоративным университетом принято называть структурное подразделение предприятия. Это не высшее учебное заведение в общепринятом смысле слова. В корпоративном университете невозможно получить фундаментальное высшее образование, стать, например, инженером или магистром экономики. Образование корпоративного университета строится на методиках дополнительного профессионального образования, а также курсах повышения квалификации. Морской технический университет - уникальный вуз для отрасли. Мы объединяем возможности получения и фундаментального образования, и дополнительного образования для верфей, судостроительных заводов и отраслевых КБ. Наблюдательный совет университета пристально следит за качеством образовательных программ. Наши образовательные ресурсы и профессорско-преподавательский состав позволяют разрабатывать уникальные траектории обучения с учетом пожеланий заказчика. Программы могут быть с различной продолжительностью, от 12 и более часов, обучение может быть практико-ориентированное или концептуально научное, мы можем учить современным, доказавшим свою эффективность инструментам и методам, а можем разработать новые с учетом специфики предприятия. Для предприятий ОСК мы являемся опорной площадкой для реализации идеи корпоративного университета. Морской технический университет - это уникальный вуз, в котором получили образование ведущие судостроители России, и именно поэтому СПбГМТУ готов осуществлять поддержку и оказывать разностороннюю помощь Корпоративному университету ОСК".

Резюме

Проблеме подбора кадров в отрасли посвящают не один круглый стол и форумы. Безусловно, она есть, и ее необходимо решать. Об этом говорят все эксперты. Инструменты для этого разработаны или разрабатываются сегодня. Причем тот же "корпоративный университет" придуман и реализован до нас. Осталось только подстроить под современные реалии, и все, в идеале, должно заработать.

Ведь есть успешные опыты работы КУ в компаниях в России, значит это реально. Получится ли у ОСК и в целом всей судостроительной промышленности повернуть курс в сторону решения этой проблемы - поживем, наблюдаем. 

Материалы по теме:
"Преемники знаний". Как Балтийский завод решает проблему кадров (статья о том, как БСЗ занимается подбором кадров на предприятии)
"Кадровый вопрос — вопрос выживания" (о том, как проходил Форум труда в 2018 году)

"Кадры? Решаем!" (о пресс-конференции "Перспективы развития флота России: кадровое обеспечение")
Герои нашего времени (о корабелах, награжденных медалью ордена "За заслуги перед Отечеством")



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Корабелам предлагают дать еще больше времени на постройку судов по инвестквотам
16:03 / судостроение