Маломерное судостроение — это самобытная, уникальная отрасль судопроизводства. Здесь царят свои собственные законы, технологии и правила, а на рынке малотоннажных судов совершенно другие игроки. Но это не значит, что значение этой области судостроения как-то умаляется. Порой огромные масштабы не всегда эквивалентны важности.
В 2001 году на рынке строительства яхт и катеров появилась компания "Скоростные катера Мобиле Групп". Причем компания создавалась не просто любителями малого судостроения, а профессионалами, которые страстно любят свое дело. И так же со страстью приступают к работе.
Именно в святая святых строительства скоростных стеклопластиковых катеров, моторных лодок и парусных швертботов удалось побывать - на производстве "Мобиле Групп", которое составляет около 2000 кв. м., где для работы есть все необходимое: собственное КБ, макетный участок, формовочный и сборочно-достроечный цеха.
Рассказывал о профиле компании, о том, что такое матрицы и гелькоуты, а так же для чего нужны стеклоткани:
Производственные площади в целом осязаемы и просматриваемы, но этого достаточно, чтобы реализовывать около ста катеров и лодок в год.
Рассмотрим производство поэтапно.
Оно начинается с замысла или идеи. После оценки коммерческой привлекательности будущего продукта конструкторское бюро "Мобиле Групп" получает техническое задание на разработку проекта – документ, в котором описаны требования к будущей продукции.
От того, насколько полно и четко будет сформулировано техническое задание и что нужно получить в итоге, зависит и сроки реализации проекта, и то, каким получится будущая мотолодка или катер – а значит, и коммерческий успех или неудача замысла.
В КБ формируются теоретический чертеж (графическое изображение поверхности) и/или трехмерная модель изделия, комплект чертежей шаблонов для постройки полноразмерной модели, а также теоретический чертеж и/или выкройки надувного борта-баллона. Безусловно, набор важнейших документов зависит от первоначальной идеи и заказа.
Затем документы передаются на модельный участок "Мобиле Групп". На нем мастера-макетчики изготавливают макет, или мастер-модель изделия в натуральную величину, на сленге предприятия "болван".
Зачастую на мастер-модели формуется так называемый ходовой макет – фактически готовая мотолодка, которая не имеет окончательной отделки и представлена с простейшими подкреплениями корпуса. Ходовой макет не предназначен для постоянной эксплуатации, но его тест-драйв позволяет проверить правильность принятых конструктивных решений, и при необходимости внести изменения в мастер-модель.
Окончательно доработанная мастер-модель передается на формовочный участок предприятия для изготовления матрицы – формы, в которой будет производится будущее изделие.
Это матрицы. Количество изделий, снимаемых с них подряд, не бесконечно: в процессе формовки рабочая поверхность матрицы изнашивается и требует ремонта. Среднее число съемов с матриц "Мобиле Групп" до ремонта – порядка тридцати, что составляет оптимальный баланс между затратами на производство (и ремонт) матрицы и стоимостью готового продукта.
Затем начинается серийное производство набора стеклопластиковых деталей: 1) секции днища; 2) секции палубы; 3) стрингерной секции. Это основные детали корпуса. Зачастую "Мобиле Групп" производят подобным образом еще и топливные баки.
При формовании любого стеклопластикого изделия одной из главных задач является максимальное содержание в его составе армирующих материалов и минимально необходимого – смолы. Кроме того, крайне важно добиться максимальной плотности материала, избегая пустот, непропитанных смолой участков, и выгоняя из его толщи мельчайшие пузырьки воздуха, которые неизбежно образуются при подготовке (перемешивании) смолы. Достигается это многократным тщательным прикатыванием материала к поверхности матрицы специальными валиками.
В результате получается жесткая прочная и одновременно легкая стеклопластиковая "корка".
Затем на готовую секцию днища устанавливают стрингерную секцию, секцию палубы, топливный бак и прочно приклеивают. Корпус судна без начинки готов.
В это же время, компания-партнер готовит ПВХ баллоны. Сотрудники "Мобиле Групп" отправляют корпус компании-партнеру, которые прикрепляют баллоны к нему.
После этого, готовое изделие возвращается на производственный участок "Мобиле Групп". В работу вступают сборщики. Они занимаются насыщением судна: устанавливают фурнитуру и крепеж, среди которых петли крышек, рымы, утки, дополнительная мебель, пульт управления, дополнительные сиденья. Безусловно, насыщение зависит от конкретного заказа.
Пока мы знакомились с этапами строительства катера и лодки "с нуля", в центре производственной площадки полным ходом шла работа над экспериментальным катером, который, по словам Михаила, является особенным экспериментом "Мобиле Групп".
Судно готово. Мы познакомились со всеми стадиями производства любого судна из предлагаемых компанией "Мобиле Групп". Но в основном "Мобиле Групп" специализируется на производстве жестконадувных быстроходных лодок, именуемых РИБами,
скоростных жесткобортных катеров
и катеров со вспененным бортом.
Последние имеют вспененный борт, который состоит из пенополиэтилена с закрытыми ячейками. Выглядит это следующим образом:
Для наглядности, компания изготовила два макета двух разных типов судов, чтобы продемонстрировать их начинку.
[Больше фото в галерее ниже]
Именно в святая святых строительства скоростных стеклопластиковых катеров, моторных лодок и парусных швертботов удалось побывать - на производстве "Мобиле Групп", которое составляет около 2000 кв. м., где для работы есть все необходимое: собственное КБ, макетный участок, формовочный и сборочно-достроечный цеха.
Производственное помещение компании "Мобиле Групп" |
Рассказывал о профиле компании, о том, что такое матрицы и гелькоуты, а так же для чего нужны стеклоткани:
Михаил Петунин - технический специалист "Мобиле Групп" |
Производственные площади в целом осязаемы и просматриваемы, но этого достаточно, чтобы реализовывать около ста катеров и лодок в год.
Производственные площади "Мобиле Групп" |
Производственные площади "Мобиле Групп" |
Рассмотрим производство поэтапно.
Оно начинается с замысла или идеи. После оценки коммерческой привлекательности будущего продукта конструкторское бюро "Мобиле Групп" получает техническое задание на разработку проекта – документ, в котором описаны требования к будущей продукции.
От того, насколько полно и четко будет сформулировано техническое задание и что нужно получить в итоге, зависит и сроки реализации проекта, и то, каким получится будущая мотолодка или катер – а значит, и коммерческий успех или неудача замысла.
В КБ формируются теоретический чертеж (графическое изображение поверхности) и/или трехмерная модель изделия, комплект чертежей шаблонов для постройки полноразмерной модели, а также теоретический чертеж и/или выкройки надувного борта-баллона. Безусловно, набор важнейших документов зависит от первоначальной идеи и заказа.
Затем документы передаются на модельный участок "Мобиле Групп". На нем мастера-макетчики изготавливают макет, или мастер-модель изделия в натуральную величину, на сленге предприятия "болван".
Макетный участок |
Зачастую на мастер-модели формуется так называемый ходовой макет – фактически готовая мотолодка, которая не имеет окончательной отделки и представлена с простейшими подкреплениями корпуса. Ходовой макет не предназначен для постоянной эксплуатации, но его тест-драйв позволяет проверить правильность принятых конструктивных решений, и при необходимости внести изменения в мастер-модель.
Окончательно доработанная мастер-модель передается на формовочный участок предприятия для изготовления матрицы – формы, в которой будет производится будущее изделие.
Матрицы, в которых формуются изделия |
Это матрицы. Количество изделий, снимаемых с них подряд, не бесконечно: в процессе формовки рабочая поверхность матрицы изнашивается и требует ремонта. Среднее число съемов с матриц "Мобиле Групп" до ремонта – порядка тридцати, что составляет оптимальный баланс между затратами на производство (и ремонт) матрицы и стоимостью готового продукта.
Затем начинается серийное производство набора стеклопластиковых деталей: 1) секции днища; 2) секции палубы; 3) стрингерной секции. Это основные детали корпуса. Зачастую "Мобиле Групп" производят подобным образом еще и топливные баки.
Покрытие матрицы гелькоутом |
При формовании любого стеклопластикого изделия одной из главных задач является максимальное содержание в его составе армирующих материалов и минимально необходимого – смолы. Кроме того, крайне важно добиться максимальной плотности материала, избегая пустот, непропитанных смолой участков, и выгоняя из его толщи мельчайшие пузырьки воздуха, которые неизбежно образуются при подготовке (перемешивании) смолы. Достигается это многократным тщательным прикатыванием материала к поверхности матрицы специальными валиками.
Резка стеклоткани |
В результате получается жесткая прочная и одновременно легкая стеклопластиковая "корка".
Покрытие матрицы стеклотканью |
|
|
|
Затем на готовую секцию днища устанавливают стрингерную секцию, секцию палубы, топливный бак и прочно приклеивают. Корпус судна без начинки готов.
В это же время, компания-партнер готовит ПВХ баллоны. Сотрудники "Мобиле Групп" отправляют корпус компании-партнеру, которые прикрепляют баллоны к нему.
После этого, готовое изделие возвращается на производственный участок "Мобиле Групп". В работу вступают сборщики. Они занимаются насыщением судна: устанавливают фурнитуру и крепеж, среди которых петли крышек, рымы, утки, дополнительная мебель, пульт управления, дополнительные сиденья. Безусловно, насыщение зависит от конкретного заказа.
На самом деле, на производственных площадях вместе с созданием корпусов катеров и лодок, идет параллельная работа на макетном и сборочном участках.
Максим Тренгулов - начальник сборочного участка "Мобиле Групп" |
Руслан - сборщик "Мобиле Групп" |
Сергей - сборщик "Мобиле Групп" |
|
|
|
Пока мы знакомились с этапами строительства катера и лодки "с нуля", в центре производственной площадки полным ходом шла работа над экспериментальным катером, который, по словам Михаила, является особенным экспериментом "Мобиле Групп".
|
|
|
Судно готово. Мы познакомились со всеми стадиями производства любого судна из предлагаемых компанией "Мобиле Групп". Но в основном "Мобиле Групп" специализируется на производстве жестконадувных быстроходных лодок, именуемых РИБами,
Жестконадувная быстроходная лодка |
скоростных жесткобортных катеров
Жесткобортный скоростной катер |
и катеров со вспененным бортом.
Катер со вспененным бортом |
|
|
Последние имеют вспененный борт, который состоит из пенополиэтилена с закрытыми ячейками. Выглядит это следующим образом:
|
|
Для наглядности, компания изготовила два макета двух разных типов судов, чтобы продемонстрировать их начинку.
|
|
После знакомства с каждым сотрудником компании, с производством скоростных стеклопластиковых катеров, моторных лодок и парусных швертботов безумно захотелось одного: испытать суда в условиях эксплуатации на воде! А как известно, желания имеют характерную привычку изредка сбываться.
[Больше фото в галерее ниже]