Маломерное судостроение — это самобытная, уникальная отрасль судопроизводства. Здесь царят свои собственные законы, технологии и правила, а на рынке малотоннажных судов совершенно другие игроки. Но это не значит, что значение этой области судостроения как-то умаляется. Порой огромные масштабы не всегда эквивалентны важности.
В 2001 году на рынке строительства яхт и катеров появилась компания "Скоростные катера Мобиле Групп". Причем компания создавалась не просто любителями малого судостроения, а профессионалами, которые страстно любят свое дело. И так же со страстью приступают к работе.
Именно в святая святых строительства скоростных стеклопластиковых катеров, моторных лодок и парусных швертботов удалось побывать - на производстве "Мобиле Групп", которое составляет около 2000 кв. м., где для работы есть все необходимое: собственное КБ, макетный участок, формовочный и сборочно-достроечный цеха.
|
Производственное помещение компании "Мобиле Групп" |
Рассказывал о профиле компании, о том, что такое матрицы и гелькоуты, а так же для чего нужны стеклоткани:
|
Михаил Петунин - технический специалист "Мобиле Групп" |
Производственные площади в целом осязаемы и просматриваемы, но этого достаточно, чтобы реализовывать около ста катеров и лодок в год.
|
Производственные площади "Мобиле Групп" |
|
Производственные площади "Мобиле Групп" |
Рассмотрим производство поэтапно.
Оно начинается с замысла или идеи. После оценки коммерческой привлекательности будущего продукта конструкторское бюро "Мобиле Групп" получает техническое задание на разработку проекта – документ, в котором описаны требования к будущей продукции.
От того, насколько полно и четко будет сформулировано техническое задание и что нужно получить в итоге, зависит и сроки реализации проекта, и то, каким получится будущая мотолодка или катер – а значит, и коммерческий успех или неудача замысла.
В КБ формируются теоретический чертеж (графическое изображение поверхности) и/или трехмерная модель изделия, комплект чертежей шаблонов для постройки полноразмерной модели, а также теоретический чертеж и/или выкройки надувного борта-баллона. Безусловно, набор важнейших документов зависит от первоначальной идеи и заказа.
Затем документы передаются на модельный участок "Мобиле Групп". На нем мастера-макетчики изготавливают макет, или мастер-модель изделия в натуральную величину, на сленге предприятия "болван".
Зачастую на мастер-модели формуется так называемый ходовой макет – фактически готовая мотолодка, которая не имеет окончательной отделки и представлена с простейшими подкреплениями корпуса. Ходовой макет не предназначен для постоянной эксплуатации, но его тест-драйв позволяет проверить правильность принятых конструктивных решений, и при необходимости внести изменения в мастер-модель.
Окончательно доработанная мастер-модель передается на формовочный участок предприятия для изготовления матрицы – формы, в которой будет производится будущее изделие.
|
Матрицы, в которых формуются изделия |
Это матрицы. Количество изделий, снимаемых с них подряд, не бесконечно: в процессе формовки рабочая поверхность матрицы изнашивается и требует ремонта. Среднее число съемов с матриц "Мобиле Групп" до ремонта – порядка тридцати, что составляет оптимальный баланс между затратами на производство (и ремонт) матрицы и стоимостью готового продукта.
Затем начинается серийное производство набора стеклопластиковых деталей: 1) секции днища; 2) секции палубы; 3) стрингерной секции. Это основные детали корпуса. Зачастую "Мобиле Групп" производят подобным образом еще и топливные баки.
|
Покрытие матрицы гелькоутом |
При формовании любого стеклопластикого изделия одной из главных задач является максимальное содержание в его составе армирующих материалов и минимально необходимого – смолы. Кроме того, крайне важно добиться максимальной плотности материала, избегая пустот, непропитанных смолой участков, и выгоняя из его толщи мельчайшие пузырьки воздуха, которые неизбежно образуются при подготовке (перемешивании) смолы. Достигается это многократным тщательным прикатыванием материала к поверхности матрицы специальными валиками.
В результате получается жесткая прочная и одновременно легкая стеклопластиковая "корка".
|
Покрытие матрицы стеклотканью |
|
Стекломат |
|
|
"Рогожа", стеклоткань особого плетения |
|
|
Стекломат |
|
Затем на готовую секцию днища устанавливают стрингерную секцию, секцию палубы, топливный бак и прочно приклеивают. Корпус судна без начинки готов.
В это же время, компания-партнер готовит ПВХ баллоны. Сотрудники "Мобиле Групп" отправляют корпус компании-партнеру, которые прикрепляют баллоны к нему.
После этого, готовое изделие возвращается на производственный участок "Мобиле Групп". В работу вступают сборщики. Они занимаются насыщением судна: устанавливают фурнитуру и крепеж, среди которых петли крышек, рымы, утки, дополнительная мебель, пульт управления, дополнительные сиденья. Безусловно, насыщение зависит от конкретного заказа.
На самом деле, на производственных площадях вместе с созданием корпусов катеров и лодок, идет параллельная работа на макетном и сборочном участках.
|
Максим Тренгулов - начальник сборочного участка "Мобиле Групп" |
|
Руслан - сборщик "Мобиле Групп" |
|
Сергей - сборщик "Мобиле Групп" |
|
Макетный участок "Мобиле Групп" |
|
|
Макетный участок "Мобиле Групп" |
|
|
Макетный участок "Мобиле Групп" |
|
Пока мы знакомились с этапами строительства катера и лодки "с нуля", в центре производственной площадки полным ходом шла работа над экспериментальным катером, который, по словам Михаила, является особенным экспериментом "Мобиле Групп".
|
Сборка экспериментального катера. Амбициозный эксперимент "Мобиле Групп" |
|
|
Сборка экспериментального катера |
|
|
Сборка экспериментального катера |
|
Судно готово. Мы познакомились со всеми стадиями производства любого судна из предлагаемых компанией "Мобиле Групп". Но в основном "Мобиле Групп" специализируется на производстве жестконадувных быстроходных лодок, именуемых РИБами,
|
Жестконадувная быстроходная лодка |
скоростных жесткобортных катеров
|
Жесткобортный скоростной катер |
и катеров со вспененным бортом.
|
Катер со вспененным бортом |
|
Наклейка ПВХ фурнитуры на кожух катера со вспененным бортом |
|
|
ПВХ баллоны РИБов |
|
Последние имеют вспененный борт, который состоит из пенополиэтилена с закрытыми ячейками. Выглядит это следующим образом:
|
Пенополиэтилен, который помещают в борт |
|
|
Пенополиэтилен, который помещают в борт |
|
Для наглядности, компания изготовила два макета двух разных типов судов, чтобы продемонстрировать их начинку.
|
Опытная модель для заказчиков |
|
|
Опытная модель для заказчиков |
|
После знакомства с каждым сотрудником компании, с производством скоростных стеклопластиковых катеров, моторных лодок и парусных швертботов безумно захотелось одного: испытать суда в условиях эксплуатации на воде! А как известно, желания имеют характерную привычку изредка сбываться.
[Больше фото в галерее ниже]