Аналитики сервиса по поиску работы и сотрудников hh.ru специально для портала Корабел.ру проанализировали свыше 1 тысячи предложений о работе, открытых компаниями в сфере судостроения в регионах Северо-Запада. Динамика вакансий снижается, число резюме растет, у соискателей все меньше готовности идти на финансовые уступки работодателям – об этих и других тенденциях в аналитическом обзоре рынке труда.
Региональная структура рынка вакансий
На протяжении всего 2019 года число предложений о работе в сфере судостроения росло не только в Санкт-Петербурге, но и в других регионах Северо-Запада. Однако к концу года спрос на специалистов в сравнении с показателями прошлого года снизился, что сказалось на динамике вакансий. Так, за период с октября по декабрь 2019 года в СЗФО было открыто на 16% меньше предложений о работе, чем за аналогичный период 2018 года. В Санкт-Петербурге количество вакансий на hh.ru от года к году осталось неизменным. Если говорить о ситуации на российском рынке труда в целом, то во втором полугодии наблюдалось общее снижение активности работодателей.
Активнее всего в последнем квартале 2019 года привлекали персонал из сферы судостроения компании из Северной столицы – каждая пятая вакансия была размещена в Петербурге. Пользовались спросом специалисты из Приморского края (10%), Нижегородской области (6%), Республики Крым (5%), Москвы, Челябинской и Ярославской областей (по 3%). Оставшиеся 47% вакансий приходятся на долю работодателей из других регионов России.
Самые востребованные специалисты и требования к ним
Судя по динамике вакансий, можно предположить, что конкуренция за рабочие места в профобласти судостроения обострится, а значит, требования к кандидатам будут расти. Так, большая часть вакансий, открытых на hh.ru в 2019 году в регионах Северо-Запада, предполагала наличие опыта работы у соискателей от 1 до 3 лет (45%) и от 3 до 6 лет (39%). Лишь 9% работодателей готовы были рассматривать начинающих специалистов в качестве потенциальных сотрудников.
Самыми востребованными в сфере судостроения остаются слесари, операторы станков, мастера, инженеры различных специализаций, токари, сборщики и сварщики. Причем сравнительно большее финансовое вознаграждение петербургские компании в вакансиях предлагают сварщикам, токарям и мастерам – 63,5 тыс. рублей, 59,5 тыс. рублей и 58 тыс. рублей соответственно. Чуть меньше уровень предлагаемых средних заработных плат в вакансиях для инженеров (57 тыс. рублей), сборщиков (51,2 тыс. рублей), а также слесарей и операторов станков (50 тыс. рублей).
Интересно, что у сборщиков, токарей и сварщиков средняя ожидаемая заработная плата оказалась меньше той, что в целом готовы предложить работодатели. У других популярных специалистов финансовая планка значительно выше предлагаемого финансового вознаграждения, указанного в вакансиях. Общий тренд таков, что соискатели все меньше готовы идти на финансовые уступки компаниям и соглашаться на меньшее. Подобная ситуация в большей степени обусловлена изменениями на рынке труда: влиянием демографии на спрос и предложение, ростом нагрузки на персонал разного уровня.
Как показывает статистика аналитического проекта «Люди в цифрах», уровень средних предлагаемых зарплат по отрасли судостроения в Петербурге вырос с 56 703 рублей в четвертом квартале 2018 года до 59 679 рублей в октябре-декабре 2019 года. Речь идет о заработных платах для специалистов из разных профессиональных областей.
Региональная структура рынка резюме
В лидерах по числу открытых резюме, как и раньше, петербуржцы – 31% от общего количества всех резюме в сфере судостроения в четвертом квартале 2019 года. В топ-10 по активности также вошли москвичи, нижегородцы, судостроители из Приморского края и Астраханской области, но доля резюме от судостроителей из этих регионов значительно меньше.
Портрет соискателя в сфере судостроения
Что касается обобщенного портрета соискателя в сфере судостроения в СЗФО, с учетом общего тренда на изменение возрастной структуры кадров в компаниях, заметно увеличение доли кандидатов старше 35 лет. В четвертом квартале 2019 года каждое четвертое резюме в сфере судостроения в СЗФО было открыто работниками в возрасте 36-45 лет. Доля специалистов 46-55 лет на рынке труда в исследуемом сегменте рынка труда составила 10%. Еще 7% резюме приходится на соискателей старше 55 лет. При этом количество молодых кадров все равно в совокупности больше: 47% резюме принадлежит 26-35-летним кандидатам, 8% - 22-25-летним начинающим специалистам.
Разумеется, опыт работы большинства соискателей из сферы судостроения, учитывая возрастную структуру рынка резюме, составляет более 6 лет (76%). Порядка 21% кандидатов успели отработать в отрасли от 1 года до 6 лет. На работников без профессионального опыта из СЗФО пришлось всего 3% резюме.
В основном на открытом рынке труда в сфере судостроения можно встретить соискателей с высшим образованием (72%). Значительно меньше потенциальных работников со средним специальным (16%) и средним (8%) образованием. На соискателей с неоконченным высшим образованием приходится всего 4% резюме.
Анализ базы резюме показал, что помимо знания AutoCAD (встречается в 17% резюме) и уверенного владения ПК (14%) одним из самых востребованных у кандидатов становится навык работы в команде (10%). В числе умений у работников судостроительных специальностей также организаторские навыки, владение программами «Компас-3D», ЕСКД (по 8%), ведение переговоров, деловая переписка, управление проектами и руководство коллективом.
Если продолжать разговор о soft skills, в топ требуемых качеств в вакансиях на hh.ru в прошедшем 2018 году вошли ответственность (27,1%), стрессоустойчивость (9,7%), исполнительность (7,4%), аккуратность (6,4%), коммуникабельность (5,7%) и целеустремленность (5,6%). То есть во главу угла ставится не только ответственный и профессиональный подход к работе, но и поддержание эмоционального здоровья, которое зачастую страдает в условиях стремительно меняющегося мира и нарастающей конкуренции.
В каждом третьем резюме встречается желаемый уровень финансового вознаграждения от 40 до 60 тысяч рублей, 29% кандидатов рассчитывают на 60-80 тысяч рублей, заработок свыше 80 тысяч рублей и до 100 тысяч рублей указан в 17% резюме.
На протяжении всего 2019 года число предложений о работе в сфере судостроения росло не только в Санкт-Петербурге, но и в других регионах Северо-Запада. Однако к концу года спрос на специалистов в сравнении с показателями прошлого года снизился, что сказалось на динамике вакансий. Так, за период с октября по декабрь 2019 года в СЗФО было открыто на 16% меньше предложений о работе, чем за аналогичный период 2018 года. В Санкт-Петербурге количество вакансий на hh.ru от года к году осталось неизменным. Если говорить о ситуации на российском рынке труда в целом, то во втором полугодии наблюдалось общее снижение активности работодателей.
Иллюстрация: HeadHunter |
Активнее всего в последнем квартале 2019 года привлекали персонал из сферы судостроения компании из Северной столицы – каждая пятая вакансия была размещена в Петербурге. Пользовались спросом специалисты из Приморского края (10%), Нижегородской области (6%), Республики Крым (5%), Москвы, Челябинской и Ярославской областей (по 3%). Оставшиеся 47% вакансий приходятся на долю работодателей из других регионов России.
Иллюстрация: HeadHunter |
Самые востребованные специалисты и требования к ним
Судя по динамике вакансий, можно предположить, что конкуренция за рабочие места в профобласти судостроения обострится, а значит, требования к кандидатам будут расти. Так, большая часть вакансий, открытых на hh.ru в 2019 году в регионах Северо-Запада, предполагала наличие опыта работы у соискателей от 1 до 3 лет (45%) и от 3 до 6 лет (39%). Лишь 9% работодателей готовы были рассматривать начинающих специалистов в качестве потенциальных сотрудников.
Иллюстрация: HeadHunter |
Самыми востребованными в сфере судостроения остаются слесари, операторы станков, мастера, инженеры различных специализаций, токари, сборщики и сварщики. Причем сравнительно большее финансовое вознаграждение петербургские компании в вакансиях предлагают сварщикам, токарям и мастерам – 63,5 тыс. рублей, 59,5 тыс. рублей и 58 тыс. рублей соответственно. Чуть меньше уровень предлагаемых средних заработных плат в вакансиях для инженеров (57 тыс. рублей), сборщиков (51,2 тыс. рублей), а также слесарей и операторов станков (50 тыс. рублей).
Интересно, что у сборщиков, токарей и сварщиков средняя ожидаемая заработная плата оказалась меньше той, что в целом готовы предложить работодатели. У других популярных специалистов финансовая планка значительно выше предлагаемого финансового вознаграждения, указанного в вакансиях. Общий тренд таков, что соискатели все меньше готовы идти на финансовые уступки компаниям и соглашаться на меньшее. Подобная ситуация в большей степени обусловлена изменениями на рынке труда: влиянием демографии на спрос и предложение, ростом нагрузки на персонал разного уровня.
Иллюстрация: HeadHunter |
Как показывает статистика аналитического проекта «Люди в цифрах», уровень средних предлагаемых зарплат по отрасли судостроения в Петербурге вырос с 56 703 рублей в четвертом квартале 2018 года до 59 679 рублей в октябре-декабре 2019 года. Речь идет о заработных платах для специалистов из разных профессиональных областей.
Иллюстрация: HeadHunter |
Региональная структура рынка резюме
В лидерах по числу открытых резюме, как и раньше, петербуржцы – 31% от общего количества всех резюме в сфере судостроения в четвертом квартале 2019 года. В топ-10 по активности также вошли москвичи, нижегородцы, судостроители из Приморского края и Астраханской области, но доля резюме от судостроителей из этих регионов значительно меньше.
Иллюстрация: HeadHunter |
Портрет соискателя в сфере судостроения
Что касается обобщенного портрета соискателя в сфере судостроения в СЗФО, с учетом общего тренда на изменение возрастной структуры кадров в компаниях, заметно увеличение доли кандидатов старше 35 лет. В четвертом квартале 2019 года каждое четвертое резюме в сфере судостроения в СЗФО было открыто работниками в возрасте 36-45 лет. Доля специалистов 46-55 лет на рынке труда в исследуемом сегменте рынка труда составила 10%. Еще 7% резюме приходится на соискателей старше 55 лет. При этом количество молодых кадров все равно в совокупности больше: 47% резюме принадлежит 26-35-летним кандидатам, 8% - 22-25-летним начинающим специалистам.
Иллюстрация: HeadHunter |
Разумеется, опыт работы большинства соискателей из сферы судостроения, учитывая возрастную структуру рынка резюме, составляет более 6 лет (76%). Порядка 21% кандидатов успели отработать в отрасли от 1 года до 6 лет. На работников без профессионального опыта из СЗФО пришлось всего 3% резюме.
В основном на открытом рынке труда в сфере судостроения можно встретить соискателей с высшим образованием (72%). Значительно меньше потенциальных работников со средним специальным (16%) и средним (8%) образованием. На соискателей с неоконченным высшим образованием приходится всего 4% резюме.
Анализ базы резюме показал, что помимо знания AutoCAD (встречается в 17% резюме) и уверенного владения ПК (14%) одним из самых востребованных у кандидатов становится навык работы в команде (10%). В числе умений у работников судостроительных специальностей также организаторские навыки, владение программами «Компас-3D», ЕСКД (по 8%), ведение переговоров, деловая переписка, управление проектами и руководство коллективом.
Если продолжать разговор о soft skills, в топ требуемых качеств в вакансиях на hh.ru в прошедшем 2018 году вошли ответственность (27,1%), стрессоустойчивость (9,7%), исполнительность (7,4%), аккуратность (6,4%), коммуникабельность (5,7%) и целеустремленность (5,6%). То есть во главу угла ставится не только ответственный и профессиональный подход к работе, но и поддержание эмоционального здоровья, которое зачастую страдает в условиях стремительно меняющегося мира и нарастающей конкуренции.
В каждом третьем резюме встречается желаемый уровень финансового вознаграждения от 40 до 60 тысяч рублей, 29% кандидатов рассчитывают на 60-80 тысяч рублей, заработок свыше 80 тысяч рублей и до 100 тысяч рублей указан в 17% резюме.
Иллюстрация: HeadHunter |