Что осталось от российских эсминцев "Сарыч"?

Тема эсминцев для России не очень радостная, особенно на фоне постоянно откладывающегося строительства новых кораблей этого типа. Какие корабли этого типа входят в состав ВМФ РФ и какое у них будущее - все в нашем специальном материале.

Эсминцы, они же эскадренные миноносцы, это класс многоцелевых боевых быстроходных маневренных кораблей, предназначенный для борьбы с подлодками, летательными аппаратами и кораблями противника, а также они используются для охраны соединений кораблей и группировок кораблей при их переходе. 
 

Эсминцы Северного флота "Адмирал Ушаков" и "Безудержный". / Корабел.ру


История российских эсминцев началась в конце 19 века. До 1898 года в Российской Империи строились миноносцы водоизмещением 90-150 тонн и обладавшие скоростью 20-25 узлов. Такие корабли не имели собственных имен и в простонародье назывались как "номерные миноносцы". Эти корабли имели в носу неподвижный торпедный аппарат и два однотрубных торпедных аппарата на верхней палубе. Их перевоплощение в класс экскадренных миноносцев произошло после Русско-японской войны 1904-1905 года. 

Спустя более чем сто лет после окончания Русско-японской войны понятие эсминцев как класса постепенно начало уходить в прошлое, особенно с отказом от советской классификации кораблей, отличающейся от мировой. В данный момент ?во всем мире происходит тенденция к размыванию границ этого класса кораблей между собственно эскадренными миноносцами, крейсерами и тяжеловооруженными фрегатами.

Сегодня под этот клас подходят как большие противолодочные корабли (БПК) проекта 1155, о которых мы писали в одном из предыдущих материалов, так и современные фрегаты проектов 1154 и 22350. Но если говорить о "чистых" эсминцах, то такими являются эскадренные миноносцы проекта 956 "Сарыч".

956 "Сарыч" - кто же ты такой

СССР с 1965 по 1981 годы не классифицировал свои корабли как эсминцы, за исключением ранее построенных. 
Единственными кораблями, которые с момента закладки на стапеле классифицировались как эскадренные миноносцы, стали строившиеся с 1981 года эсминцы проекта 956 типа "Сарыч" (по классификации НАТО тип "Современный"). Основным назначением их считается борьба с надводными силами и поддержка десанта и лишь затем противовоздушная и противолодочная оборона.
 

Торпедный аппарат эсминца "Адмирал Ушаков" / Корабел.ру


Эсминцы проекта 956 - тип эскадренных миноносцев третьего поколения, последний из разработанных и реализованных в СССР проектов кораблей класса "эскадренный миноносец". Проектный шифр - "Сарыч", проектант - "Северное ПКБ". Свое название данный класс эскадренных миноносцев получил в честь краснохвостого сарыча - хищной птицы семейства ястребиных, которая обитает и распространена, в основном, в лесах и пустынях Северной и Центральной Америки.
 

Артустановка эсминца "Адмирал Ушаков" / Корабел.ру


Главным вооружением кораблей этого проекта стали: 8 пусковых противокорабельных ракет "Москит", зенитно-ракетный комплекс "Ураган" (48 ракет), две спаренные автоматические артустановки калибра 130 мм, два спаренных торпедных аппарата, противолодочные реактивные бомбометы РБУ-1000.

Построенные корабли

Всего в серии планировалось построить 25 кораблей, из которых была построена только 21 единица. Из них 4 корабля впоследствии были достроены для Китая.

Построенные корабли: "Современный" (1980 г.п.), "Отчаянный" (1982 г.п.), "Отличный" (1983 г.п.), "Осмотрительный" (1984 г.п.), "Безупречный" (1985 г.п.), "Боевой" (1986 г.п.), "Стойкий" (1986 г.п.), "Окрыленный" (1987 г.п.), "Бурный" (1988 г.п.), "Ведущий" (1988 г.п.) , "Быстрый" (1989 г.п.), "Расторопный" (1989 г.п.), "Безбоязненный" (1990 г.п.), "Безудержный" (1991 г.п.), "Беспокойный" (1991 г.п.), "Московский комсомолец" (1992 г.п.) , "Бесстрашный" (1993 г.п. далее "Адмирал Ушаков"), "Важный" (1999 г.п. далее "Ханчжоу"), "Вдумчивый" (2000 г.п. далее Фучжоу"), "Внушительный" (2005 г.п. далее "Тайчжоу"), "Вечный" (2006 г.п. далее "Нинбо").
 

Эсминец "Тайчжоу" ВМС НОАК / "Википедия"


Боевая служба

Первый корабль проекта, эсминец "Современный", практически сразу После вступления в состав флота приступил к испытаниям корабельного вооружения, во время которого совершил межфлотский переход с Балтийского флота на Черноморский флот, в Севастопольскую военно-морскую базу.

Из четырнадцати эсминцев проекта 956, переданных флоту до 8 декабря 1991 года, восемь кораблей ("Современный", "Отчаянный", "Отличный", "Безупречный", "Окрыленный", "Гремящий", "Расторопный" и "Безудержный") вошли в состав 56-й бригады эсминцев 7-й оперативной эскадры Северного флота, шесть других кораблей ("Осмотрительный", "Боевой", "Стойкий", "Быстрый", "Бурный" и "Безбоязненный") вошли в состав разных соединений Тихоокеанского флота - преимущественно в состав 175-й бригады ракетных кораблей).

Во время службы в советском ВМФ эсминцы активно принималми участие в боевых службах и крупных учениях, таких как "Океан-83", "Атлантика-84", "Заполярье-84", "Эскадра-84", "Монкада-85" и многих других. Также корабли практически всегда осуществляли контроль за учениями НАТО в Норвежском и Средиземном морях, где следили за корабельными и авианосными группами флотов США и Великобритании. Помимо боевых задач, эсминцы проекта 956 выполняли и мирные миссии, наносили официальные и дружеские визиты в порты ряда стран.
 

После 1991 года

Распад Советского Союза и последующее за ним сокращение гособоронзаказа, в который включалось не только строительство новых кораблей, но и ремонт уже находящихся в составе флота, сказалось на кораблях проекта 956. Из-за отсутствия финансирования была заморожена достройка новых кораблей, а текущий и средний ремонт уже построенных практически не проводился. Эти проблемы, а также проблемы с эксплуатацией котлотурбинной установки, для которой требовались подготовленные специалисты, сказались на том, что большая часть эсминцев не "прожила" и десяти лет. Практически все корабли были неспособны выйти в море. В итоге, уже к 2002 году из семнадцати построенных эсминцев в строю фактически находилось всего пять кораблей, остальные были либо разделаны на металл, либо отправлены в резерв или на консервацию.

По состоянию на сегодня в боевом составе российского флота находится два корабля данного проекта "Быстрый" (ТОФ) и "Адмирал Ушаков" (СФ). Кроме того, еще два корабля, "Бурный" (ТОФ) и "Настойчивый" (БФ), в ремонте, который может обернуться их отправкой в резерв с последующим списанием. Еще четыре представителя проекта ("Ханчжоу", "Фучжоу", "Тайчжоу", "Нинбо") находятся в составе китайского флота и проходят модернизацию.

Стоит отметить, что не все списанные из состава флота корабли утилизированы. Эсминцы "Боевой" и "Безбоязненный" поставлены в резерв в бухте "Абрек", эсминец "Гремящий" в данный момент утилизируют под Североморском, а "Расторопный" в Кронштадте, эсминец "Безудержный" ждет утилизации, а "Беспокойный" переоборудуют в музей для парка "Патриот" в Кронштадте. Практически все эти корабли используются или использовались как ЗИПы для ходовых кораблей.
 

Эсминец "Гремящий" на утилизации / Корабел.ру


Если говорить о задачах, поставленных перед кораблями сегодня, то у российских эсминцев все задачи в основном в ближней морской зоне, без задач дальних переходов куда-либо.

Пассажирский лайнер - эсминец

Из-за сумасшедшей ситуации, которая сложилась в начале 90-х годов, появились столько же сумасшедших идей на волне конверсии. Зарплаты не выплачивались, финансирование на заводы не поступало, и тогда заводы начали пробовать выпускать гражданскую продукцию.

Если заводы вместо выпуска кораблей начали пробовать себя в выпуске других видов продукции, таких как фляжки, кастрюли, рыбацкие короба, то у конструкторов появились более оригинальные идеи. Кто-то придумал переделывать подводные лодки проекта 941 в подводные перевозчики нефти и газа, а кто-то заложил идею о переоборудовании "Сарычей" в круизные лайнеры.

По этой идее была выполнена проработка пассажирского судна на базе конверсируемых корпусов кораблей проекта 956 (заводские № 879, ныне "Фучжоу", и недостроенный № 880, впоследствие утилизированный). По проекту судно водоизмещением около 7000 тонн и пассажировместимостью в 450 человек относилось к классу пассажирских лайнеров и предназначалось для линейных перевозок пассажиров, а также выполнения кратковременных (до 10 суток) круизных рейсов. Экипаж должен был составлять 161 человек.

Для размещения пассажиров на судне предполагалось устроить 11 кают "люкс", 18 одноместных кают и 205 двухместных. На судне также должны были размещаться два ресторана на 360 мест, четыре бара, казино, помещение игровых автоматов, видеосалон, спортзал, две сауны, пляж "лидо" и универсальный магазин.

Из-за отсутствия инвесторов проект остался неосуществленным.

Сегодня

Сегодня на ходу только два корабля "Адмирал Ушаков" и "Быстрый". Так, в мае-июне текущего года "Адмирал Ушаков" принял участие в артилерийских стрельбах в Баренцевом море. В ходе учений экипаж корабля провел комплекс стрельб по макетам плавающих мин, а также выполнил артиллерийские стрельбы по имитированным воздушным целям в полигонах на море. Эсминец "Быстрый" в июне провел серию военных учений в Японском море.
 

Эсминец "Адмирал Ушаков" на северодвинском судостроительном предприятии "Звездочка" / Центр судоремонта "Звездочка"


Будущее

Будущее чистокровных эсминев в России очень туманно. Практически все руководство судопромом и флотом мечтает о "Лидере".

Эскизный проект эсминца проекта 23560 "Лидер" был разработан "Северным ПКБ". По проекту корабль имеет длину 200 метров, максимальную ширину 20 метров, осадку в 6,6 метров, сможет развивать скорость до 30 узлов и находиться в автономном плавании до 90 суток. Системы вооружения включают в себя до 60 противокорабельных крылатых ракет, 128 зенитных управляемых ракет и 16 противолодочных управляемых ракет.

По словам заместителя главкома ВМФ РФ по эксплуатации вооружения вице-адмирала Виктора Бурсука, строительство эскадренных миноносцев проекта "Лидер" может стартовать после 2020 года. Кроме того, уже выполнен аванпроект, по результатам которого в ближайшее время начнется разработка технического решения и после 2020 года - строительство.

Будет ли "Лидер"? Возможно. Но сперва необходимо сдать все несданные заказы и закончить, наконец, модернизацию атомного крейсера "Адмирал Нахимов", о котором пойдет речь в одном из следующих материалов.

Похожие материалы:
Зачем России большие противолодочные корабли
Зачем России десантные корабли




Комментарии   4.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-1+
#Irish Cop Ivan
18.07.2018, 11:51
"Если говорить о задачах, поставленных перед кораблями сегодня, то у российских эсминцев все задачи в основном в ближней морской зоне, без задач дальних переходов куда-либо." Олег, серьёзно? Поэтому речные, фактически, МРК в Средиземку гоняют?
-0+
#Кулешов Олег Васильевич
18.07.2018, 15:41
Иван, а ты помнишь когда последний раз их гоняли подальше? В основном Японское море для ТОФ и Баренцево море для СФ.
 
Я думаю, что флот просто опасается аварийной ситуации связанной с их главной проблемой - котлотурбинной установкой.
-0+
#Berezhnov Gennady
18.07.2018, 12:15
Флот практически в тупике. Но вот виновных то и нет.
-0+
#Компаниец Андрей
18.07.2018, 13:41
Почему изменников родины нанесшим ущерб РФ не осудили? Они нам известны.
Свежие новости