реклама
Северный вестник
Блог Олега Кулешова

Что осталось от российских эсминцев "Сарыч"?

Тема эсминцев для России не очень радостная, особенно на фоне постоянно откладывающегося строительства новых кораблей этого типа. Какие корабли этого типа входят в состав ВМФ РФ и какое у них будущее - все в нашем специальном материале.

Эсминцы, они же эскадренные миноносцы, это класс многоцелевых боевых быстроходных маневренных кораблей, предназначенный для борьбы с подлодками, летательными аппаратами и кораблями противника, а также они используются для охраны соединений кораблей и группировок кораблей при их переходе. 
 

Эсминцы Северного флота "Адмирал Ушаков" и "Безудержный". / Корабел.ру


История российских эсминцев началась в конце 19 века. До 1898 года в Российской Империи строились миноносцы водоизмещением 90-150 тонн и обладавшие скоростью 20-25 узлов. Такие корабли не имели собственных имен и в простонародье назывались как "номерные миноносцы". Эти корабли имели в носу неподвижный торпедный аппарат и два однотрубных торпедных аппарата на верхней палубе. Их перевоплощение в класс экскадренных миноносцев произошло после Русско-японской войны 1904-1905 года. 

Спустя более чем сто лет после окончания Русско-японской войны понятие эсминцев как класса постепенно начало уходить в прошлое, особенно с отказом от советской классификации кораблей, отличающейся от мировой. В данный момент ?во всем мире происходит тенденция к размыванию границ этого класса кораблей между собственно эскадренными миноносцами, крейсерами и тяжеловооруженными фрегатами.

Сегодня под этот клас подходят как большие противолодочные корабли (БПК) проекта 1155, о которых мы писали в одном из предыдущих материалов, так и современные фрегаты проектов 1154 и 22350. Но если говорить о "чистых" эсминцах, то такими являются эскадренные миноносцы проекта 956 "Сарыч".

956 "Сарыч" - кто же ты такой

СССР с 1965 по 1981 годы не классифицировал свои корабли как эсминцы, за исключением ранее построенных. 
Единственными кораблями, которые с момента закладки на стапеле классифицировались как эскадренные миноносцы, стали строившиеся с 1981 года эсминцы проекта 956 типа "Сарыч" (по классификации НАТО тип "Современный"). Основным назначением их считается борьба с надводными силами и поддержка десанта и лишь затем противовоздушная и противолодочная оборона.
 

Торпедный аппарат эсминца "Адмирал Ушаков" / Корабел.ру


Эсминцы проекта 956 - тип эскадренных миноносцев третьего поколения, последний из разработанных и реализованных в СССР проектов кораблей класса "эскадренный миноносец". Проектный шифр - "Сарыч", проектант - "Северное ПКБ". Свое название данный класс эскадренных миноносцев получил в честь краснохвостого сарыча - хищной птицы семейства ястребиных, которая обитает и распространена, в основном, в лесах и пустынях Северной и Центральной Америки.
 

Артустановка эсминца "Адмирал Ушаков" / Корабел.ру


Главным вооружением кораблей этого проекта стали: 8 пусковых противокорабельных ракет "Москит", зенитно-ракетный комплекс "Ураган" (48 ракет), две спаренные автоматические артустановки калибра 130 мм, два спаренных торпедных аппарата, противолодочные реактивные бомбометы РБУ-1000.

Построенные корабли

Всего в серии планировалось построить 25 кораблей, из которых была построена только 21 единица. Из них 4 корабля впоследствии были достроены для Китая.

Построенные корабли: "Современный" (1980 г.п.), "Отчаянный" (1982 г.п.), "Отличный" (1983 г.п.), "Осмотрительный" (1984 г.п.), "Безупречный" (1985 г.п.), "Боевой" (1986 г.п.), "Стойкий" (1986 г.п.), "Окрыленный" (1987 г.п.), "Бурный" (1988 г.п.), "Ведущий" (1988 г.п.) , "Быстрый" (1989 г.п.), "Расторопный" (1989 г.п.), "Безбоязненный" (1990 г.п.), "Безудержный" (1991 г.п.), "Беспокойный" (1991 г.п.), "Московский комсомолец" (1992 г.п.) , "Бесстрашный" (1993 г.п. далее "Адмирал Ушаков"), "Важный" (1999 г.п. далее "Ханчжоу"), "Вдумчивый" (2000 г.п. далее Фучжоу"), "Внушительный" (2005 г.п. далее "Тайчжоу"), "Вечный" (2006 г.п. далее "Нинбо").
 

Эсминец "Тайчжоу" ВМС НОАК / "Википедия"


Боевая служба

Первый корабль проекта, эсминец "Современный", практически сразу После вступления в состав флота приступил к испытаниям корабельного вооружения, во время которого совершил межфлотский переход с Балтийского флота на Черноморский флот, в Севастопольскую военно-морскую базу.

Из четырнадцати эсминцев проекта 956, переданных флоту до 8 декабря 1991 года, восемь кораблей ("Современный", "Отчаянный", "Отличный", "Безупречный", "Окрыленный", "Гремящий", "Расторопный" и "Безудержный") вошли в состав 56-й бригады эсминцев 7-й оперативной эскадры Северного флота, шесть других кораблей ("Осмотрительный", "Боевой", "Стойкий", "Быстрый", "Бурный" и "Безбоязненный") вошли в состав разных соединений Тихоокеанского флота - преимущественно в состав 175-й бригады ракетных кораблей).

Во время службы в советском ВМФ эсминцы активно принималми участие в боевых службах и крупных учениях, таких как "Океан-83", "Атлантика-84", "Заполярье-84", "Эскадра-84", "Монкада-85" и многих других. Также корабли практически всегда осуществляли контроль за учениями НАТО в Норвежском и Средиземном морях, где следили за корабельными и авианосными группами флотов США и Великобритании. Помимо боевых задач, эсминцы проекта 956 выполняли и мирные миссии, наносили официальные и дружеские визиты в порты ряда стран.
 

После 1991 года

Распад Советского Союза и последующее за ним сокращение гособоронзаказа, в который включалось не только строительство новых кораблей, но и ремонт уже находящихся в составе флота, сказалось на кораблях проекта 956. Из-за отсутствия финансирования была заморожена достройка новых кораблей, а текущий и средний ремонт уже построенных практически не проводился. Эти проблемы, а также проблемы с эксплуатацией котлотурбинной установки, для которой требовались подготовленные специалисты, сказались на том, что большая часть эсминцев не "прожила" и десяти лет. Практически все корабли были неспособны выйти в море. В итоге, уже к 2002 году из семнадцати построенных эсминцев в строю фактически находилось всего пять кораблей, остальные были либо разделаны на металл, либо отправлены в резерв или на консервацию.

По состоянию на сегодня в боевом составе российского флота находится два корабля данного проекта "Быстрый" (ТОФ) и "Адмирал Ушаков" (СФ). Кроме того, еще два корабля, "Бурный" (ТОФ) и "Настойчивый" (БФ), в ремонте, который может обернуться их отправкой в резерв с последующим списанием. Еще четыре представителя проекта ("Ханчжоу", "Фучжоу", "Тайчжоу", "Нинбо") находятся в составе китайского флота и проходят модернизацию.

Стоит отметить, что не все списанные из состава флота корабли утилизированы. Эсминцы "Боевой" и "Безбоязненный" поставлены в резерв в бухте "Абрек", эсминец "Гремящий" в данный момент утилизируют под Североморском, а "Расторопный" в Кронштадте, эсминец "Безудержный" ждет утилизации, а "Беспокойный" переоборудуют в музей для парка "Патриот" в Кронштадте. Практически все эти корабли используются или использовались как ЗИПы для ходовых кораблей.
 

Эсминец "Гремящий" на утилизации / Корабел.ру


Если говорить о задачах, поставленных перед кораблями сегодня, то у российских эсминцев все задачи в основном в ближней морской зоне, без задач дальних переходов куда-либо.

Пассажирский лайнер - эсминец

Из-за сумасшедшей ситуации, которая сложилась в начале 90-х годов, появились столько же сумасшедших идей на волне конверсии. Зарплаты не выплачивались, финансирование на заводы не поступало, и тогда заводы начали пробовать выпускать гражданскую продукцию.

Если заводы вместо выпуска кораблей начали пробовать себя в выпуске других видов продукции, таких как фляжки, кастрюли, рыбацкие короба, то у конструкторов появились более оригинальные идеи. Кто-то придумал переделывать подводные лодки проекта 941 в подводные перевозчики нефти и газа, а кто-то заложил идею о переоборудовании "Сарычей" в круизные лайнеры.

По этой идее была выполнена проработка пассажирского судна на базе конверсируемых корпусов кораблей проекта 956 (заводские № 879, ныне "Фучжоу", и недостроенный № 880, впоследствие утилизированный). По проекту судно водоизмещением около 7000 тонн и пассажировместимостью в 450 человек относилось к классу пассажирских лайнеров и предназначалось для линейных перевозок пассажиров, а также выполнения кратковременных (до 10 суток) круизных рейсов. Экипаж должен был составлять 161 человек.

Для размещения пассажиров на судне предполагалось устроить 11 кают "люкс", 18 одноместных кают и 205 двухместных. На судне также должны были размещаться два ресторана на 360 мест, четыре бара, казино, помещение игровых автоматов, видеосалон, спортзал, две сауны, пляж "лидо" и универсальный магазин.

Из-за отсутствия инвесторов проект остался неосуществленным.

Сегодня

Сегодня на ходу только два корабля "Адмирал Ушаков" и "Быстрый". Так, в мае-июне текущего года "Адмирал Ушаков" принял участие в артилерийских стрельбах в Баренцевом море. В ходе учений экипаж корабля провел комплекс стрельб по макетам плавающих мин, а также выполнил артиллерийские стрельбы по имитированным воздушным целям в полигонах на море. Эсминец "Быстрый" в июне провел серию военных учений в Японском море.
 

Эсминец "Адмирал Ушаков" на северодвинском судостроительном предприятии "Звездочка" / Центр судоремонта "Звездочка"


Будущее

Будущее чистокровных эсминев в России очень туманно. Практически все руководство судопромом и флотом мечтает о "Лидере".

Эскизный проект эсминца проекта 23560 "Лидер" был разработан "Северным ПКБ". По проекту корабль имеет длину 200 метров, максимальную ширину 20 метров, осадку в 6,6 метров, сможет развивать скорость до 30 узлов и находиться в автономном плавании до 90 суток. Системы вооружения включают в себя до 60 противокорабельных крылатых ракет, 128 зенитных управляемых ракет и 16 противолодочных управляемых ракет.

По словам заместителя главкома ВМФ РФ по эксплуатации вооружения вице-адмирала Виктора Бурсука, строительство эскадренных миноносцев проекта "Лидер" может стартовать после 2020 года. Кроме того, уже выполнен аванпроект, по результатам которого в ближайшее время начнется разработка технического решения и после 2020 года - строительство.

Будет ли "Лидер"? Возможно. Но сперва необходимо сдать все несданные заказы и закончить, наконец, модернизацию атомного крейсера "Адмирал Нахимов", о котором пойдет речь в одном из следующих материалов.

Похожие материалы:
Зачем России большие противолодочные корабли
Зачем России десантные корабли




Комментарии   4.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-1+
#Irish Cop Ivan, 18.07.2018, 11:51"Если говорить о задачах, поставленных перед кораблями сегодня, то у российских эсминцев все задачи в основном в ближней морской зоне, без задач дальних переходов куда-либо." Олег, серьёзно? Поэтому речные, фактически, МРК в Средиземку гоняют?
-0+
#Кулешов Олег Васильевич, 18.07.2018, 15:41Иван, а ты помнишь когда последний раз их гоняли подальше? В основном Японское море для ТОФ и Баренцево море для СФ.
 
Я думаю, что флот просто опасается аварийной ситуации связанной с их главной проблемой - котлотурбинной установкой.
-0+
#Berezhnov Gennady, 18.07.2018, 12:15Флот практически в тупике. Но вот виновных то и нет.
-0+
#Компаниец Андрей, 18.07.2018, 13:41Почему изменников родины нанесшим ущерб РФ не осудили? Они нам известны.
Свежие новости