Что осталось от "Красных баррикад"

Судьба завода "Красные баррикады" до сих пор неясна. Гектары земли, остановленные мощности и постепенно увядающие уникальные компетенции астраханских корабелов - все это сейчас находится в катастрофическом положении. Не меньший по масштабам кризис переживает и одноименный поселок, жизнь которого напрямую зависит от завода. Экспедиция "Корабел.ру" узнала, что происходит в Красных Баррикадах и чем чревата ликвидация одноименного предприятия.
В интервью, которое "Корабелу" в начале 2012 года дал Герой России Владимир Леонидович Александров, более четверти века руководивший флагманом отечественного судостроения "Адмиралтейскими верфями", есть такие слова:

"…как я неоднократно говорил, судостроение в России – это не просто "бизнес", может быть и вовсе не "бизнес", а скорее, один из срезов государственной деятельности. И управлять этой деятельностью должны люди с государственным мышлением, ощущающие себя в какой-то мере творцами истории, а не просто "эффективные менеджеры", качественно направляющие финансовые потоки. Правда, глядя на сегодняшнюю действительность, не очень понятны критерии этой "качественности".

Сейчас из директоров предприятий стараются сделать начальников производства, исполнителей. С заказчиками не общайся, договоры не подписывай, социальными вопросами не занимайся, контрагентов и поставщиков выберем за тебя. И ладно бы, если бы то, чем не велят заниматься, делал бы кто-то другой! А получается, что не делает никто. А когда дела становятся никудышными – виноват директор.

Между тем, масштабные проекты (а строительство корабля – это всегда масштабный проект) реализуются только сплоченными командами единомышленников. Не случайно всегда в России директор верфи был не только руководителем, но и заметным общественным деятелем. А в городах, где судостроительные предприятия являются градообразующими, и таких по стране немало, директор верфи – "это и царь, и Бог, и старший воинский начальник". Именно к нему люди шли и идут со всеми проблемами, именно он является гарантом нормальной жизни. И люди платят взаимностью. При таком положении дел любые задачи по плечу. А когда кругом временщики или люди, "решающие" частные проблемы, зачастую непонятные большинству коллектива – дело не пойдет".


Эти слова как нельзя лучше подходят к тому, что происходит сейчас на одном из крупнейших в России заводов – "Красных баррикадах", лидере по строительству буровых платформ для нефтегазовой промышленности.
 
Музей истории завода "Красные баррикады" / Корабел.ру

Мы не собираемся ревизовать действия правоохранительных органов, для этого есть специалисты другого профиля. Просто хотим познакомить наших читателей с тем, что произошло с одноименным рабочим поселком и его жителями после методичной ликвидации "Красных баррикад". Предприятие является градообразующим, и его важность для проживающих здесь людей даже не требуется подчеркивать.

Вернемся в недалекое прошлое

В ноябре 2011 года завод "Красные баррикады" получил крупный заказ от компании "Лукойл" на строительство двух конструкций для освоения месторождения им. Филановского — жилого модуля (ПЖМ) и райзерного блока. А в 2012 году сюда добавился субподряд на опорные основания центральной технологической платформы (ЦТП).

Спустя два года, предприятие отправило на месторождение опорные блоки вышеупомянутых платформ, а также осуществило транспортировку опорных блоков ЦТП. В 2014-м завод передал "Лукойлу" верхнее строение ПЖМ.
 
Завод "Красные Баррикады" в свои лучшие годы / "Красные Баррикады", ОАО

Вместе с реализацией подобных сложных заказов завод активно модернизировал свои производственные мощности. Еще в 2004 году на "Красных баррикадах" началась программа по модернизации производства. И, если судить по фотографиям 2014 года, за десять лет завод сильно изменился — объем инвестиций в развитие собственного производства приблизился к 23% от прибыли. Для сравнения — в 2008 году подобная доля составляла 10%.

Завод построил ангар для пескоструйных и окрасочных работ объемом 35 000 куб. м., новую площадку с выходом на Волго-Каспийский канал, рядом с которой возвел два корпуса для инженерно-технического персонала и гостиницу для рабочих на 180 мест. Кроме этого, предприятие ввело в строй новый электромонтажный цех площадью 1 800 кв. м., открыло новый офис технического центра с конференц-залом, модернизировало рабочие места конструкторов и технологов, обновило цех покрасочных работ.
 
Завод "Красные Баррикады" в свои лучшие годы / Корабел.ру

В эти годы "Красные баррикады" активно закупали оборудование, обновляли станочный парк, провели модернизацию слипа. Тогда же завод приобрел два самоходных подъемных крана "Либхер" грузоподъемностью по 208 тонн на колесном ходу и один мобильный кран грузоподъемностью 55 тонн.

В 2013 году "Красные баррикады" поставили собственный рекорд — завод переработал 15 тыс. тонн металлопроката. В будущем планировал увеличить эту цифру вдвое за счет новой площадки.

Футбольная команда "Красных баррикад" с приятным для нас названием "Корабел" в 2012 году стала чемпионом Астраханской области. Это все происходило буквально несколько лет назад.

Трагедия в одном действии

Для понимания нынешней ситуации мы согласовали встречу с главой администрации поселка Красные Баррикады Вячеславом Кабаковым, который ждал нашего приезда. Вместе с ним на встречу пришли руководитель пресс-службы завода "Красные баррикады" Виктор Николаев и московский адвокат, защищающий интересы предприятия и его генерального директора Александра Ильичева в суде, Станислав Градов.

Наша беседа началась с очень эмоциональной речи адвоката, который подробно стал излагать суть претензий к предприятию и его директору и приводить доводы в пользу невиновности его подзащитного. Пришлось прервать эту пламенную речь замечанием, что мы не из юридической программы телевидения, а заодно поинтересоваться, кто же оплачивает услуги столичного адвоката. Выяснилось, что финансовый вопрос взяли на себя друзья и коллеги Ильичева, потому что у самого бывшего директора уже просто нет средств на защиту. После этого краткого диалога разговор перешел в интересное нам русло.

Очевидно, ликвидация такого крупного завода, как "Красные баррикады" не сулила ничего хорошего для поселка. Официальные цифры, предоставленные администрацией, говорят, что ежегодно в муниципальное образование "Рабочий поселок Красные Баррикады" с 2012 по 2015 гг. поступал налог на доходы физических лиц, работающих на заводе, в сумме 4,5 млн рублей. С 2016 года и по сегодняшний день сумма составляет ноль рублей. Помимо этого, администрация ежегодно получала земельный налог в сумме 5,4 млн рублей. С 2016 года эта сумма также равна нулю.

Выходит, что муниципальное образование теряет налоговую базу от единственного градообразующего предприятия в размере 9,9 млн рублей ежегодно. По информации администрации, в бюджете на 2018 год доходная часть от налоговых поступлений должна составлять 13,7 млн рублей. По состоянию на 1 октября 2018 года налоговые поступления составили 4,2 млн рублей.

От цифр к людям

Вячеслав Кабаков, в прошлом работник завода "Красные баррикады", в 2012 году был избран главой администрации одноименного поселка. Сначала дела у предприятия и поселка шли очень хорошо, потому что было налажено тесное сотрудничество между сторонами. Облагораживался поселок, ремонтировались дороги, парк культуры.
 
Вячеслав Кабаков, глава администрации поселка Красные Баррикады / Корабел.ру

- Последние два с половиной года все складывается очень плохо, — рассказывает глава администрации. — Поселок не имеет земель сельхозназначения, потому что территория ограничена тремя километрами по диаметру. У нас есть только один промышленный центр – это завод. С него шел наш единственный основной доход.

Вместе с заводом процветало и жилищно-коммунальное хозяйство поселка. На средства предприятия "Красные баррикады" проводилась замена труб, ремонтировались помещения.

- Раньше мы имели хорошую налоговую базу, – подчеркнул Вячеслав Кабаков. – В поселке была работа. Я могу рассказать о 15-20 семейных династиях на заводе "Красные баррикады", и я сам из них. У нас родители, деды, прадеды работали на этом предприятии. Здесь все друг друга знают, все вышли с завода. Молодежь заканчивала школу, шла в филиал института кораблестроения, который был организован с помощью Александра Ильичева. Выпускались корпусники, сварщики и шли на "Красные баррикады". Ильичев, кстати, сам родился и всю жизнь прожил в нашем поселке.

Сейчас эта система сломана. Народ бедствует из-за невыплат зарплаты и отсутствия работы как таковой. По словам Кабакова, мужчины уехали на заработки в Санкт-Петербург, в Нарьян-Мар, в другие регионы, бросили свои семьи. В районе повышается уровень преступности, алкоголизма и наркомании.

Вся поселковая жизнь была построена на связи с заводом. Были организованы общие клубы, проводились общие праздники, которые подстраивались под график работ заводчан. Сейчас жители вспоминают это время со слезами на глазах.

- Конечно, сегодня этого нет, – вздыхает глава администрации поселка. – Жители неплатежеспособные, им нечем оплачивать коммунальные услуги. По нашим подсчетам, долги достигают по 130 — 140 тыс. рублей. Народ стал злой, неудовлетворенный.

Только один вопрос: "зачем?"

Формально завод "Красные баррикады" еще не ликвидирован, и народ надеется, что предприятие возобновит работу. Все-таки даже в истории современных российских верфей есть примеры, когда заводы реанимировали. Тот же Амурский судостроительный завод, Балтийский завод. Может, есть в стране крупные компании, такие, как "Роснефть" или ОСК, кому могут быть полезны "Красные баррикады"?

На самом деле обращения с просьбой о помощи в эти компании были. И многие помнят, как глава ОСК не раз высказывался о судьбе астраханского завода: мол, предприятие войдет в структуру корпорации.
 
Виктор Николаев, руководитель пресс-службы завода "Красные баррикады" / Корабел.ру

- Были обращения в ОСК, писали даже Владимиру Устинову, полномочному представителю президента России в Южном федеральном округе, – взял слово Виктор Николаев, руководитель пресс-службы завода "Красные баррикады". – Приходит один ответ: нет возможности помочь. Никто не заинтересован в судьбе предприятия. Со стороны ОСК заявляют, что на восстановление "Красных баррикад" требуется 1,2 млрд рублей, но этих средств у корпорации нет.

Сегодня в России реализуются два крупных проекта, которые планируется загрузить продукцией с тем же профилем, что умели создавать на "Красных баррикадах". На Дальнем Востоке "Роснефть" создает судостроительный комплекс "Звезда". Этому заводу сулят перспективную судьбу чуть ли не лидера отечественного судостроения с колоссальными мощностями, не имеющими аналогов в стране. А на севере, в поселке Белокаменке Мурманской области "Новатэк" начал огромную стройку Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС). Его еще называют "завод по изготовлению заводов".
 
На территорию завода нас не пустили у самых ворот. Предприятие охраняется и чужих туда не пускают. Поэтому по возвращении в Санкт-Петербург из экспедиции мы получили свежие фотографии того, как завод "Красные баррикады" выглядит сейчас. Работа остановлена, хозяйство пока не разграблено. 

На наш взгляд, опыт астраханцев в этих амбициозных проектах может быть востребован. Зачем с нуля создавать крупные металлообрабатывающие мощности, если в стране есть такие? Да и опыт поставок крупных металлоконструкций в виде блоков тоже есть. Ведь в восьмидесятых годах прошлого века все платформы, работающие на шельфе Вьетнама, были изготовлены именно в Астрахани и поставлены заказчику в виде блоков.

Очевидно, что мощности новых предприятий позволяют создавать не только крупнотоннажные суда, но и буровые платформы. Такие же, что строил завод "Красные баррикады". Новые предприятия, тем более такого колоссального масштаба, это новые рабочие места, налоги для региона, развитие промышленности. Будет глупо препятствовать реализации таких крупных производственных проектов в стране.
 
Свежие фотографии с завода "Красные баррикады"

Но все же чувство гордости за российскую промышленность перекрывается чувством сожаления, когда два столь крупных завода строятся на фоне того, как сознательно гробят другой. Не менее значимый, не менее крупный.

Сегодня на мировом рынке изготовителей буровых платформ для месторождений — не сказать, что много. Это уникальные, сложные технологические проекты. А нефтегазовая отрасль только развивается и будет развиваться. Об этом свидетельствуют инновационные технологии и новые разработки, призванные повысить эффективность добычи углеводородов на шельфах.

Задумайтесь: в России на юге есть завод с полным циклом производства и необходимыми мощностями для реализации любого заказа, работа которого просто остановлена. Зачем придумывать велосипед, если он уже выдуман? Неужели "Красным баррикадам" нет места в России? Ведь мы рискуем потерять бесценные компетенции и опыт в таком перспективном промышленном сегменте.

А напоследок хотим сделать небольшой экскурс в историю. Во время Гражданской войны в поселок Бертюль нагрянули банды генерала Мамонтова. Они объявили было, что власть советов здесь свергнута, но наткнулись на ожесточенное сопротивление местных жителей и рабочих. Совместными усилиями поселок удалось отстоять. В честь этого он позже и получил название Красные Баррикады.

Символично, не правда ли? Сумеют ли сейчас краснобаррикаденцы отстоять свой поселок, свой завод, свой образ жизни?

Материалы по теме:
Александр Сергеевич Ильичёв: "Опыт последних 15 лет показывает, что "Красные баррикады" способны выполнить любой проект" (интервью с генеральным директором завода "Красные баррикады")
Дмитрий Антонов: "Загрузка от "Лукойла" обеспечила серьезное развитие астраханского судостроения" (интервью с бывшим министром промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области).
"Красные Баррикады", ОАО
+7(8512)61-20-10
"Лукойл", ПАО Москва
+7(903)519-87-87, +7(495)627-44-44



Комментарии   3.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-1+
#Levdanskiy Alexander Yakovlevich
17.10.2018, 12:20
Уважаемый г-н Воловик!
Изложенные  Вами впечатления об экскурсионной поездке на "Красные  баррикады" весьма интересны и показательны. Хотя они, пожалуй, вполне прошли бы по рубрикой "Уж сколько раз твердили миру".
По смысловой нагрузке статью можно было бы разделить на две части. Первая - цитата из В.Л.Александрова, очень ясная, бьющая в цель, как и многое другое, что говорил и что подтверждал делами Александров (я имел счастье на короткое знакомство с ним в середине прошлого десятилетия). Вторая - освещение понятных последствий безобразий, происходящих с предприятием, и несколько туманные рассуждения о причинах оных. При этом вторая часть как бы никак не связана с констатациями и выводами Александрова.
За приведенную выдержку из трудов нашего истинно почитаемого  специалистами российского судостроителя В.Л.Александрова большое спасибо. То, что приводиться  далее Вами, увы, достаточно типично для журналистской практики Корабел.ру.: слегка коснуться проблем, но не дай Бог чуть глубже осветить действительные причины происходящего в российском судостроении. Отсюда наверное и слегка наивные рецепты оздоровления ситуации: обращения к трем могучим организациям в РФ по спасению "Красных баррикад", вроде и не полагая, что по вине именно их деяний, игр и войн и происходит то, что происходит в российском судостроении. И вот уж на мой взгляд, абсолютно неуместно было поминать в статье "Звезду" и Мурманскую стройку. Если, конечно, в редакции хотя бы немного информированы об истории, ходе реализации и возможных действительных результатах осуществления этих крупномасштабных бюджетных строек. далее...
-0+
#Воловик Кирилл Эдуардович
17.10.2018, 13:21
Здравствуйте, Александр Яковлевич! Большое спасибо за расширенное мнение о статье! Но не могу с Вами согласиться. Дело в том, что материал готовился для конкретной аудитории, в том числе, для людей, принимающих решения. По крайней мере в надежде, что сообщение до них дойдет и будет правильно понято.
 
Что же касается второй части о "Звезде" и ЦСКМС. Насколько нам известно, в строительство этих крупномасштабных проектов не вложено ни одного бюджетного рубля. Если же у Вас есть какие-то другие сведения касательно этого, то поделитесь ими - буду Вам признателен!
-0+
#Кислицин Андрей Владимирович
17.10.2018, 13:01
исходя из статьи понятно, что завод домодернезировался до банкротства
Свежие новости
Виктория Корабеловна рассказала в прямом эфире о проекте электросудна "Байкал"
17:30 / судостроение