На этот вопрос попробовали ответить участники пленарного заседания конференции и выставки Offshore Marintec Russia 2014.
Валерий Александрович Голубев, заместитель председателя правления ОАО "Газпром": "На сегодня у "Газпрома" есть 36 лицензий на шельфовые проекты – это Северный Ледовитый океан, Охотское и Азовское море. Их освоение находится на различных стадиях. Например, с Киринского месторождения мы в октябре 2013 года получили первый газ, в декабре 2012 года получена первая нефть с Приразломного, однако по большей части проектов компания находится на стадии геологоразведки".
Каждый этап, будь то геологоразведка, разработка проектной части или обустройство месторождения, занимает порядка 4-5 лет, таким образом перспективы подхода к эксплуатационному бурению составляют 15-20 лет. Где-то к 2030-2035 годам, мы сможем начать эксплуатацию основной части месторождений. Порядка 50 поисково-оценочных скважин должны быть построены за 10 лет, по лицензионным условиям в течение этого времени компания введёт в действие 12 месторождений.
|
Приразломное месторождение. Печорское море, апрель 2014 года / "Википедия" |
В плановом порядке "Газпрому" в ближайшее время потребуются около 30 вспомогательных судов различного назначения, ещё 10 добывающих платформ.
"Вместе с "Крыловским центром" мы разработали линейку судов, необходимых выполнения вспомогательных функций", – особо подчеркнул он.
Валерий Голубев: "Когда я закончил Ленинградский электротехнический институт в 1975 году, первая моя инженерная работа называлась "Участие в разработке систем автоматизации по строительству полупогружных плавучих буровых установок (ППБУ)". В 1975 году Советский союз сам полностью строил ППБУ. Корпусная часть строилась в Выборге, далее комплектация была с разных заводов. Сегодня верхнее сооружение иначе, как в Южной Корее заказать не можем. Да, корпусную часть сделаем на Выборгском заводе, Севмаше, а вот всё, что касается технологии – с этим сложнее. Времени у нас очень мало. Для воссоздания научного потенциала нужны годы. Судя по всему, производство готово выполнять почти любые задачи, нужны только готовые технические решения".
|
Валерий Александрович Голубев
/ Корабел.ру |
Второе направление, которое необходимо развивать для дальнейшей работы – создание российского национального оборудования для обустройства скважин под водой.
По данным, которые привёл Валерий Александрович, корпорации понадобится обустроить 8 дополнительных эксплуатационных скважин на Киринском месторождении, 40 на Южно-Киринском, 72 эксплуатационных точки на Штокманском и порядка 60 скважин потребуют подводного обустройства на Красноленинском и Русановском месторождениях.
Говоря о ближайших задачах, стоящих перед компанией, Валерий Александрович отметил освоение Южно-Киринского газоконденсатного месторождения: "Особенностью этого месторождения являются очень сложные природные условия – в конце ноября на акватории уже образуется постоянный лёд толщиной до 70 см, а в апреле-мае начинаются его подвижки. Глубины в районе месторождения доходят до 300 метров. Использовать стационарную платформу в таких условиях нельзя, необходимо постоянное позиционирование зимой на точке бурения, летом на точке добычи".
"Роснефть" приняла участие в создании Арктического научного центра для исследования ледовой обстановки, сейсмической разведки и экологических последствий добычи углеводородов. В своём докладе Андрей Николаевич Шишкин, Вице-президент ОАО "НК "Роснефть", назвал некоторые результаты работы экспедиций: "К примеру, в Карском море найдены айсберги размером до 70 метров в диаметре, надводная часть которых до 12 метров, подводная до 60".
В целях локализации производства морской техники для ведения работ в Арктике компания развивает два кластера – это создающаяся верфь во Владивостоке, и производство в Мурманске. "Естественно, что добыча в Арктике требует мощной инфраструктуры – двумя базами здесь не обойдёшься – это должен быть целый набор баз снабжения, метеорологических, исследовательских станций", – сказал Андрей Шишкин.
Кроме того, как уточнил представитель компании, арктическая инфраструктура должна включать в себя большое количество аэродромов подскока, для доставки людей на объекты в Карском море.
27 сентября этого года "Роснефть" открыла крупнейшее месторождение нефти в Карском море. Бурение велось на глубине 81 метр, проектная глубина скважины 2340 метров. Проект был реализован благодаря комплексному подходу к бурению – создана специализированная база снабжения, разработана логистическая схема доставки оборудования и персонала, применены новые схемы эвакуации и спасения, а также разработан комплекс мер по экологической безопасности. Ледовую разведку на точке бурения вели ледоколы "Капитан Хлебников" и "Таймыр". Для обеспечения бурения потребовалось 15 вспомогательных судов – это суда-снабжения, заводчики якорей, ледоколы аварийно-спасательные суда и другие. В бурении участвовали: ExxonMobil, North Atlantic Drillling, Halliburton, Weatherford, Schlumberger, Baker, Trendsetter, FMC … дальнейшее сотрудничество с ними в условиях санкций затруднено.
"Важно, что мы нашли "Победу" 2– в самой северной точке наших лицензионных участков. Но мой взгляд это и есть общая победа нас и наших партнёров в том, что мы в этом участке смогли за 30 дней открытой воды смогли пробуриться, несмотря на технологические и политические сложности", – заключил Вице-президент нефтяной компании.
"Лукойл" не работает в Арктике, хотя на побережье Баренцева моря у компании успешно функционирует Варандейский нефтяной отгрузочный терминал. При этом в пределах РФ компания работает в Балтийском море, Азовском, Каспийском море. За рубежом компания занимается добычей в норвежском секторе Баренцева моря. "Лукойлом" также был осуществлён проект на вьетнамском шельфе.
Говорит Илья Эммануилович Мандриков вице-президент "Лукойл": "Для нас актуальный вопрос о равнодоступности шельфов море, в том числе и арктических. Для того, чтобы развивались технологии нужны заказчики и, чем их больше, тем лучше".
Алексей Конторович, академик РАН, председатель Научного Совета РАН по геологии и разработке нефтяных и газовых месторождений: "Здесь на первый план выдвигается наука, не столько фундаментальная, сколько прикладная. Я сравниваю проект освоения ресурсов Арктики с проектом атомным или космическим. Там сначала шла наука, она очень быстро переходила к высоким инженерным и техническим решениям. Мы можем реализовать такой подход здесь. Опыт нашей страны, который имеется в реализации больших проектов, должен быть использован".
На сегодня в российском законодательстве не определён статус объектов, создаваемых на континентальном шельфе.
"В освоении Арктики, есть ещё одно обстоятельство – существующее законодательство", – говорит Игорь Михайлович Зук, Председатель временной комиссии Совета Федерации по вопросам развития законодательства. "Мы с вами всё говорим о шельфе, так вот, единственное место в федеральном законе, где упоминается слово шельф, это закон о континентальном шельфе от 1995 года*. Обстоятельства работы не отвечают потребностям времени".
*Справедливости ради заметим, что со дня вступления в силу закона, в него было внесено порядка 20 изменений, последнее из которых датировано 14 октября этого года.
"Когда мы говорим о высоких инженерно-технических решениях, мы знаем, что Россия – это единственная страна в мире, которая не имеет и не регулирует ни одного закона в инженерной сфере. Когда мы говорим об инжиниринге, мы должны понимать, что у нас вообще нет инжиниринга в стране, как вида деятельности, нет даже кода ОКВЭД1 для него", – заметил представитель Совета Федерации.
|
Андрей Владимирович Дутов / Корабел.ру |
"Нельзя продавать грузовик, как шасси, без установленного оборудования, которое выполняет ту услугу, которую и покупает заказчик", – сказал Андрей Владимирович Дутов, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации.
В поддержку консолидации отрасли Андрей Дутов привёл ещё одно сравнение: "У нас здесь проводятся две выставки – одна представляет судостроение, другая оборудование для нефти и газа. Не вместе. Требования системного инжиниринга таковы, что услуга, которую покупают нефтяники и газовики должна быть системной, нельзя сделать одну технологию, не понимая её роль и место. Промышленность должна консолидироваться – если это платформа, она должна продаваться целиком и верхнее, и нижнее строение. Фрагментарность – принципиальная ошибка".
Говорит Директор департамента военно-технического сотрудничества ОАО "ОСК" Алексей Дикий: "Состояние судостроительной промышленности такое, какое оно есть. В 90е годы исчезновение заказов, застой. Судостроительная отрасль выживала за счёт того, что бралась за всё, очень помогло конечно военно-техническое сотрудничество – многое поставляли на экспорт".
Несколько лет назад корпорацией были собраны заказы со всех заинтересованных министерств, ведомств, частных и государственных компаний. "Мы изучили срез, в среднем, должны были получать порядка 15 заказов в год, к настоящему моменту могли строить 45 объектов".
|
Фрагмент презентации ОАО "ОСК" / Корабел.ру |
"Мы должны чётко понимать – сколько, чего должно строиться, в какие сроки и какое оборудование должно быть там установлено, т.е. степень локализации установленного оборудования. Имея эти четыре параметра, мы можем наши средства вкладывать заблаговременно", – сказал представитель "ОСК".
|
Фрагмент презентации "ОСК" / Корабел.ру |
"Давайте садиться и говорить – сводить все планы в конкретную программу – что, чего, в какие сроки будем создавать нужно знать уже сейчас. Наступит время, когда все заказчики придут в ОСК и скажут: "ОСК вот вам деньги, делайте…" – На чём, где, на каких мощностях?"
Из события в общем и из пленарного заседания в частности можно сделать вывод, что назрела необходимость диалога по определению "способностей" науки и производства и "потребностей" отрасли. Надеюсь, что и государство нанесёт разметку для данного действа.
1ОКВЭД – Классификатор видов экономической деятельности
2"Победа" – месторождение на самой северной в мире арктической скважине "Университетская-1", лицензионный участок Восточно-Приновоземельский-1.