Особенно, если это не какой-нибудь катамаран класса река-море, а, например, ледокол проекта 22220 "Арктика", который не так давно проходил серьезный ремонт на Кронштадтском морском заводе. Напомним, что осадка по КВЛ атомохода составляет 10,5 м, а высота борта на миделе до ВП – 15,2 м. То есть это практически пятиэтажный дом. При этом длина стандартной пятиэтажки с 4 подъездами – 72,4 м, длина "Арктики" – 173,3 м. Ширина у дома не превышает 24 м, а вот у проекта 22220 она составляет 34 м (наибольшая). Выводы, как говорится, делайте сами, пусть и удивительного для профессионала тут ничего нет.
В этой работе посмотрим на наиболее известные и значимые сухие доки России, их возможности.
Первый, сухой...
Всякий потентат, который едино войско сухопутное имеет,
одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет.
Петр I
К созданию первого сухого, так называемого Петровского, дока в Кронштадте подтолкнули обстоятельства: начало XVIII в. ознаменовалось войной со Швецией, и нужно было решать вопросы не только строительства флота, но и его ремонта. Также в Кронштадт из Санкт-Петербурга нередко заходили иностранные суда, требующие ремонта. Работы начались 24 марта 1719 г. И это был не просто – сухой док. В Новом Амстердаме (так называлось поселение на острове Котлин), стартовала серьезная стройка: планировалось прорыть четыре канала с доками, построить мастерские и флотские склады, а в центре возвести башню-маяк. В 1724 г. канал, шесть доков и даже эллинг приступили к работе. По тем меркам в доки одновременно могло встать 10 кораблей. Строительством руководил капитан-командор Эдвард Лейн (1670-1729 гг.) – англичанин по происхождению, кораблестроитель, гидротехник, капитан Кронштадтского порта, надзор осуществлял сенатор Михаил Михайлович Самарин. Над замыслом трудилось более 3000 землекопов!
Но на этом работы не были закончены: после смерти Петра I много чего так и не успели сделать. "Эстафетная палочка" перешла к императрице Анне Иоанновне, и в 1732 г. работы продолжились. Уже во главе с военным инженером шведского происхождения Иоганном-Людвигом Люберасом. Этой работе он посвятил всю свою жизнь с 1734 до 1752 гг. (умер спустя две недели после открытия канала имени Петра Великого). Также к доку приложил свои знания и руки русский ученый, механик Андрей Константинович Нартов (1693-1756 гг.). Он разработал главный механизм док-канала – три пары двойных шлюзовых ворот.
А как же сам Петровский док?
Как выясняется, не все было на нем завязано, но его уникальность, как и уникальность всего изобретения, заключалась в том, что к доку прилагался бассейн (ниже уровня дока), в который вода уходила всего за несколько часов самотеком. Инженерная мысль на тот момент оказалась передовой, ведь в Европе выкачивали воду из доков при помощи насосов, работающих на ветряных мельницах, что было более чем неэффективно. На всю процедуру уходило 30 дней.
Характеристики Петровского дока:
В этом доке, предположительно в 1986 г., на ремонте стоял прославленный барк "Крузенштерн". Последний раз в Петровский док суда вставали в 2008 г. Сейчас он и вся выстроенная система, связанная с доком, принадлежит г. Кронштадт. Возможно, когда-нибудь его переоборудуют в музей.
Сухие доки Кронштадтского морского завода
Наиболее старые и при этом в рабочем состоянии – все те же, кронштадтские доки, а именно, расположенные на Кронштадском морском заводе.
Док имени Велещинского (в 2022 г. исполнилось 108 лет)
Это один из самых больших сухих доков в России и мире. Именно здесь не так давно проходил ремонт атомный ледокол проекта 22220 "Арктика". Тут приводили в порядок крейсер "Аврора", ледокол "50 лет победы". Кстати, док Велещинского изначально именовали Алексеевским. Строили его 6 лет с 1908 по 1914 гг., а запустили 13 июля в присутствии Николая II. Первым кораблем, вставшем на ремонт, стал крейсер "Рюрик". А менее, чем через три недели, док стал в полной мере – военным объектом: началась Первая мировая война. Через него прошли линкоры "Андрей Первозванный", "Севастополь", крейсер "Богатырь". Работали здесь, не покладая рук.
После революции в 1922 году доку присвоили имя молодого рабочего Кронштадтского пароходного завода Павла Йогановича Велещинского, отдавшего свою жизнь в борьбе за установление Советской власти 19 октября 1919 г.
Во время Великой отечественной войны док Велещинского также был незаменим. Благодаря нему поставили "на ноги" (приклепали обратно новую носовую оконечность) крейсер "Максим Горький". Док неоднократно подвергался бомбежке, и, чтобы сохранить его работоспособность, батопорт даже был усилен бронеплитами.
Через док также прошли: атомный ледокол "Ленин", китобаза "Юрий Долгорукий", "Орланы" и другие крупные суда.
Док имени Митрофанова (126 лет)
Длительное время был самым большим доком в России, построен в рекордно короткие сроки – за 4 года. Поначалу именовался Александровским (в честь Александра III), но в 1920 г. получил свое нынешнее название в честь Федора Васильевича Митрофанова – рабочего и активиста Кронштадтского пароходного завода, погибшего 19 октября 1919 г. у деревни Усть-Рудицы (Ломоносовский район).
Изначально док предназначался для ремонта океанских крейсеров, таких как "Рюрик". Как знает наша подготовленная читательская аудитория, недавно тут реставрировали первую атомную подлодку СССР проекта К-3 "Ленинский Комсомол".
Док Памяти трех эсминцев (146 лет)
Первоначально док назывался Константиновским (в честь родного брата Александра II – генерал-адмирала и великого князя Константина Николаевича), строился для ремонта броненосцев. Заложен в 1861 г., достроен в 1876 г. (и того – 15 лет). Свое нынешнее имя получил в память о затонувших эсминцах, напоровшихся на минное поле в разгар Гражданской войны. Сюда в период с 1922 по 1923 гг. вставал на капитальный ремонт и переоборудование крейсер "Аврора".
Док имени Сургина (176 лет)
Южная камера:
Северная камера:
Первое имя дока – Новый док Петра Великого, позже его переименовали в Николаевский док, а после революции нарекли именем героически погибшего рабочего Кронштадтского пароходного завода Михаила Сургина. Этот док интересен своим расположением. Мыском он выдвинут в Среднюю гавань Кронштадта и напоминает собой плавучий док, со всех сторон окруженный водой. Это самый старый из действующих доков Кронштадтского морского завода, построенный в 1846 году при Николае I.
Во время Великой отечественной войны док серьезно пострадал, но после был восстановлен. Тут ремонтировали подводные лодки, тральщики, буксиры и небольшие ледоколы. В какой-то момент док Сургина настолько износился, что его законсервировали. В таком состоянии сооружение пробыло аж 25 лет, и только в 2018 г. док был выведен из консервации, обследован, а 28 апреля 2020 г. вновь стал принимать корабли и суда на ремонт. Первый заказ – два противопожарных и один водолазный катер Ленинградской военно-морской базы.
Южный берег
Здесь в нашем фокусе внимания два предприятия: завод "Залив" (ныне – АО "Судостроительный завод имени Б.Е. Бутомы", входит в АО "Судостроительная корпорация "Ак Барс") и Севастопольский морской завод, так как именно у этих предприятий есть значимые для судоремонта сухие доки.
На данный момент за Севастопольским морским заводом значится два сухих дока под именами Док №1 и Док № 2 (то есть – у них нет имен).
Информация о сухих доках Севастопольского морского завода с сайта завода
Характеристика | Док № 1 | Док № 2 |
Длина | 179 м | 160 м |
Ширина | 25,8 м | 25,8 м |
Высота | 9,1 м | 8, 1 м |
Краны | 2 шт. по 10 тонн | 1 шт. – 10 тонн, 1 шт. – 16 тонн |
Если обратиться к истории создания севастопольских доков, то выяснится, что первый проект двухкамерного дока для данной территории разработали еще в 1795 г., но правительство не придало ему значения. Считается, что стадия проектирования затянулась на 13 лет. По итогу приняли проект английского инженера Уптона. Он предложил построить пять доковых камер по обе стороны разводного бассейна. Два – для фрегатов, три – для линейных кораблей. Планировалось, что доки будут наполняться самотеком из речки Черной (работы как раз начались со строительства водоподводящего канала в 1831 г.), но ближе к завершению проекта выяснилось, что это будет занимать не три расчетных дня, а три недели, и тогда, 15 сентября 1842 г., было принято решение построить насосную станцию для подачи морской воды в доки. Строительство сухих доков завершили к 1850 г.
На сайте Севастопольского морского завода значится, что за 232 г. работы на предприятии отремонтировано более 5000 кораблей и судов!
В распоряжении АО "Судостроительный завод имени Б.Е. Бутомы" второй по размерам сухой док, уступающий только новому доку ССК "Звезда".
Сухой док АО "Судостроительный завод имени Б.Е. Бутомы" (51 год)
Длина камеры дока – 354,2 м;
Ширина камеры дока – 60,0 м;
Глубина воды в камере – 11,0 м;
Погонная нагрузка на днище: в районе оси дока — 400 т/м, у боковых стен — 200т/м
Это достаточно современный док (введен в эксплуатацию в 1971 г.), предназначенный для строительства крупнотоннажного флота или меньшего по размерам, благодаря возможности разделить при помощи специальной передвижной перегородки док на две части.
В СССР здесь строили супертанкера проекта 1511 "Крым", а в 1980 г. начали строить танкера проекта 12990 водоизмещением 84 500 тонн. Головное судно этого проекта "Победа" было длиной 243 м, шириной – более 32 м, высотой – 18 м, имело двойное дно и двойные борта во избежание нефтеразлива. Всего с 1981 по 1996 гг. было выпущено 16 таких судов.
Период управления заводом под началом Украины некоторые аналитики оценивают как неудачный, т.к. с момента приватизации завода с 2000 г. за 15 лет было построено всего 51 судно общим водоизмещением 400 000 тонн. В основном это были суда снабжения и корпуса контейнеровозов, танкеров, сухогрузов от 2000 до 35 000 тонн. Так как подобные объемы для такого мощного завода были более чем малы, предприятию пришлось взяться за ремонт (до 35 судов в год).
С 2014 г. завод "Залив" начал оживать. Сюда были вложены средства, занялись ремонтом предприятия. Пошли заказы. Один из самых значимых – два универсальных десантных корабля-вертолетоносца проекта 23900 типа "Иван Рогов". Это говорит о том, что предприятие накопило достаточно компетенций. Однако, если говорить о доках, крупнотоннажным судостроением здесь с поры СССР так и не занимаются. А возможность, а, главное, такая потребность – есть.
Дальний Восток
Сразу скажем, что это направление требует отдельного внимания, так как практически притчей во языцех стала ситуация с судоремонтной базой Дальнего Востока после развала СССР (подробнее об этом читайте в материале "Беды и победы дальневосточного судоремонта"). И всё-таки доки тут есть. Нас, конечно, интересуют сухие доки.
Центр судоремонта "Дальзавод" располагает двумя сухими доками. Оба этих дока – ничуть не меньшая историческая ценность, чем доки упомянутого нами Кронштадского морского завода и Севастопольского.
Сухой док № 3 или – Николаевский сухой док (125 лет)
Длина – 152,4 м;
Ширина – 28 м;
Глубина – 9, 6 м.
Буквально через год, в 1861 г., как был основан военный пост Владивосток, сюда начали прибывать иностранные торговые суда. В 1862 г. стало ясно, что без дока не обойтись. Начали с плавучего. Строительство стартовало в 1880 г., закончилось в 1889 г. Плавучий док мог принять суда с водоизмещением не более 8 400 тонн. Этого было маловато для крейсеров первого ранга.
К строительству сухого дока приступили быстрее, в 1891 г. (начали с освещения места строительства). Такая серьезная работа привлекла во Владивосток тысячи китайских рабочих. В августе 1895 г. на стройке побывал адмирал С.О. Макаров. Открыли док 7 октября 1897 г. Первый корабль – океанский броненосный крейсер 1 ранга "Дмитрий Донской". Но, самое главное, – с этих пор Дальний Восток больше не зависел от зарубежных доков, а Россия могла ставить на ремонт свои суда к себе, тем самым сохраняя денежные средства внутри страны.
После революции какое-то время доком не пользовались. Когда наступила пора к нему обратиться, пришлось потратить 5 лет на ремонт с 1931 по 1936 гг. Во времена ВОВ док, как и должно, служил рембазой для кораблей и подлодок. Сегодня сюда, как и впредь, встают суда и корабли, на заводе даже стали больше внимания уделять гражданским заказам.
На заводе есть еще один сухой док, обычно его именуют как сухой док на Луговой (116 лет). Был и третий, но в период упадка судоремонтной отрасли Дальнего Востока, часть территории "Дальзавода" была передана под строительство автозавода "Солерс – Дальний Восток", в связи с чем пришлось просто засыпать уникальное техническое сооружение. При этом завод прожил недолго: в 2009 г. на нем началась крупноузловая сборка, а в 2015 г. он уже закрылся.
Сухой док ССК "Звезда"
Для современного судостроения и судоремонта появление таких размеров сухого дока на ССК "Звезда" (г. Большой камень) – событие. И хотя это самый молодой док, сегодня он – один из самых перспективных. Наверняка наши читатели и так все про него знают, но будет не лишним напомнить, что запустили док 22.12.2021 г. (строительство закончили раньше запланированного срока на 2 года).
Характеристики сухого дока на ССК "Звезда"
Исходя из характеристик, можно смело говорить о том, что у него практически нет ограничений по строительству и спусковому весу. Одновременно тут можно строить несколько судов, а для частичного заполнения дока водой во время спуска предусмотрена перемычка. При этом же доке работает известный козловой кран – "Голиаф" грузоподъемностью 1 200 тонн.
Сегодня тут строят танкеры-газовозы СПГ, шаг за шагом собирают столь ожидаемый атомный ледокол проекта "Лидер".
А какие доки знаете вы?
В этом обзорном материале мы рассмотрели наиболее известные и привлекательные с точки зрения судоремонта и судостроения сухие доки, и совершенно не касались плавдоков. Если делать какой-то вывод, то единственное, что тут можно и нужно сказать – без сухих доков морским судам не обойтись. Но их нельзя переместить. И это важный момент. Соответственно, в следующем материале мы посмотрим, какие есть плавдоки у России, а какие нужны еще. Тем более, что потребности нашего отечества в гражданских судах лишь возрастают. А военный флот и вовсе – всегда требует внимания.
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |
|