С середины первого до начала второго десятилетия XXI века фирма "Бум Техно" принимала участие в создании наземных изделий для космического ракетного комплекса "Ангара". Мы выполнили составную часть ОКР по размерному контролю при изготовлении, испытании и монтаже конструкций КРК.
|
КРК "Ангара" / "Бум Техно", ЗАО |
Работы велись в широкой кооперации ведущих отечественных КБ, заводов и монтажных организаций. Проектированием занимались КБТМ и КБСМ, а металлоконструкции изготавливались в цехах "Звездочки" и Кировского завода, монтаж на площадке выполнял "СпецТрест 2". Оператором проекта выступили "Промышленные технологии", состоявшие из специалистов с опытом работы на ведущих предприятиях Северодвинска.
Габариты конструкций КРК "Ангара" исключали возможность доставки их на место монтажа в собранном виде. Также крайне затруднительно было бы организовать доработку элементов изделий на месте. Выход был один – изготавливать конструкции отдельными блоками в "чистый" размер и монтировать их на площадке космодрома без подгонки. Основные наземные изделия КРК рама пускового стола (ПС), закладное устройство (ЗУ), кабель-заправочная башня (КЗБ) – были разделены на секции и блоки. Собираться на месте формирования секции/блоки должны были через фланцы и крепиться болтовыми и шпоночными соединениями.
К моменту начала работ наши инженеры уже имели практический опыт разработки цифровых технологий, обеспечивающих точную сборку и монтаж в "чистый" размер (формулировка академика Пашина). Метрологические и технологические решения, предложенные "Бум Техно", инженеры "Адмиралтейских верфей" применили при постройке серии танкеров проекта 05 55.
Об этом "Корабел.ру" уже писал ранее.
|
КРК "Ангара" / "Бум Техно", ЗАО |
"Бум Техно" подключился к ОКР на ранней стадии проработки проектной конструкторской документации. Это дало возможность при разработке рабочих технологий применить решения, которые обеспечили изготовление конструкций с точностью, гарантирующей сборку элементов КРК без подгонки на площадке космодрома.
Проведенная на площадке космодрома предварительная рекогносцировка позволила уточнить ряд размеров, что в дальнейшем повлияло на успешный монтаж рамы пускового стола.
Собираемость секций/блоков в единое изделие достигалась за счет рационального назначения системы измерительных и монтажных баз, введением фиксированных контрольных линий/точек, выбора методов размерной увязки, механической обработки фланцевых стенок и опорных платиков на расточном оборудовании.
На всех критически важных этапах изготовления и при контрольной сборке секций/блоков выполнялся размерный контроль с применением высокоточных координато-измерительных систем. Полностью изготовленные блоки/секции проходили размерную аттестацию с составлением паспортов и фиксацией контрольных линий точками.
Технология контрольной сборки, примененная на заводе-изготовителе, предполагала не последовательную сборку секций друг за другом с компенсацией полученных погрешностей на "забойной" секции, а выставление секций в заданное чертежом положение. Проверка пространственного положения проводилась координато-измерительными системами по ранее нанесенным контрольным точкам. В дальнейшем таким же способом монтировались изделия КРК и на площадке космодрома.
Цель контрольной сборки – продемонстрировать заказчику собираемость изделий, согласовать с ним возможные недочеты и таким образом облегчить последующий монтаж блоков/секций КРК на космодроме. В традиционных технологиях обычно в ходе контрольной сборки сопрягаемые детали дорабатываются для требуемого соответствия друг другу. В нашем случае такой пригонки практически не было, что и было продемонстрировано заказчику.
|
КРК "Ангара" / "Бум Техно", ЗАО |