Современные технологии размерного контроля и создаваемые на их основе «аккуратные» производственные процессы, как правило, внедряют у себя крупные судостроительные предприятия. Есть ли смысл использовать «чистый размер» на небольших верфях, работающих с тонким и легко деформируемым металлом? В этом разбирались эксперты петербургской компании «Бум Техно» и нижегородского судостроительного комплекса «Р-Флот».
Владимир Дубинка, начальник отдела технологий размерного контроля ООО «Бум Техно»:
– Наши технологии направлены на обеспечение конечной собираемости с минимумом подгонки. Для этого при проектировании реализуем принципы взаимозаменяемости. В рабочих чертежах разрабатываем схемы фиксированных контрольных линий. В технологических инструкциях придерживаемся единства конструкторских, технологических и измерительных баз и выполняем поэтапные замеры конструкций.
Дмитрий Крылов, технический директор СК «Р-Флот»:
– То есть, вы предлагаете не просто методику, а готовое решение на базе измерительной техники?
Владимир Дубинка, «Бум Техно»:
– Можем предложить и методику, и свои услуги по высокоточным измерениям. Это даёт локальный эффект в том случае, когда традиционными средствами измерений задачу не решить. Но мы рекомендуем использовать комплекс метрологических и технологических решений. Тогда экономический эффект будет более значительным.
Дмитрий Крылов, СК «Р-Флот»:
– Верфь может овладеть вашим методом? Или всегда требуется присутствие экспертов «Бум Техно»?
Владимир Дубинка, «Бум Техно»:
– С удовольствием помогаем становлению на предприятиях групп размерного контроля. Вы нанимаете специалистов, организуете их в службу размерного контроля, приобретаете оборудование и программное обеспечение. Мы трудимся совместно некоторое время, передаём технологии и навыки. Затем ваши сотрудники достигают определённого уровня и работают самостоятельно.
– Наши технологии направлены на обеспечение конечной собираемости с минимумом подгонки. Для этого при проектировании реализуем принципы взаимозаменяемости. В рабочих чертежах разрабатываем схемы фиксированных контрольных линий. В технологических инструкциях придерживаемся единства конструкторских, технологических и измерительных баз и выполняем поэтапные замеры конструкций.
Фото: ООО "Бум Техно" |
– То есть, вы предлагаете не просто методику, а готовое решение на базе измерительной техники?
Владимир Дубинка, «Бум Техно»:
– Можем предложить и методику, и свои услуги по высокоточным измерениям. Это даёт локальный эффект в том случае, когда традиционными средствами измерений задачу не решить. Но мы рекомендуем использовать комплекс метрологических и технологических решений. Тогда экономический эффект будет более значительным.
Дмитрий Крылов, СК «Р-Флот»:
– Верфь может овладеть вашим методом? Или всегда требуется присутствие экспертов «Бум Техно»?
Владимир Дубинка, «Бум Техно»:
– С удовольствием помогаем становлению на предприятиях групп размерного контроля. Вы нанимаете специалистов, организуете их в службу размерного контроля, приобретаете оборудование и программное обеспечение. Мы трудимся совместно некоторое время, передаём технологии и навыки. Затем ваши сотрудники достигают определённого уровня и работают самостоятельно.
Дмитрий Крылов, СК «Р-Флот»:
– Ваша методика позволяет избавиться от монтажных припусков?
Владимир Дубинка, «Бум Техно»:
– Технологии размерного контроля позволяют построить производственный процесс, который избавит от припусков. Но важно соблюдать и обводы, и точное положение набора. Устранение разностенности в 20-30 мм между скулами или по набору, хуже припуска.
Дмитрий Крылов, СК «Р-Флот»:
– Речь о том, насколько метод жизненен с точки зрения постройки небольших судов, обладающих небольшой жёсткостью?
Владимир Дубинка, «Бум Техно»:
– Метод приживется, если вы повысите точность изготовления секций, пусть даже на стапеле собирать и «по месту» будете. Просто будете изготавливать эти кубики секций более точно.
И по положению набора, и по форме обводов. Даже простая разбивка стапеля и контроль при сборке играет весомую роль.
Дмитрий Крылов, СК «Р-Флот»:
– Как быть с деформациями, которые возникают при работе с тонким металлом? Вы контрольную линию нанесли, а конечная жёсткость конструкции и температурные расширения дают же деформации?
Фото: ООО "Бум Техно" |
– Конечно, электронный тахеометр или лазерный сканер деформацию не убирают. От температурного расширения никуда не денешься, но вы же секцию изготовили, и она не настолько «дохлая», что в процессе перевозки загнётся. Вы её на стапель поставите, и она примет правильную форму.
Дмитрий Крылов, СК «Р-Флот»:
– Контрольные линии выбираются по специальной методике?
Владимир Дубинка, «Бум Техно»:
– Да, контрольные линии, назначаются в чертеже на секцию из условий конечной собираемости корпуса судна. Они задают базу. То есть размерная цепочка установки набора идёт именно от этих контрольных линий. И работаете вы именно от этих КЛ при изготовлении секций и при сборке корпуса на построечном месте.
Вы получаете некий теоретический каркас, который измерен высокоточными средствами измерения. И контрольные линии, условно говоря, зафиксированы плюс-минус миллиметр. Сами же монтажные кромки базой не являются; их вы можете потом доработать: подрезать, наплавить. И по контрольным линиям вы поставите секцию чётко в размер.
Контрольные линии на стапеле тоже разбиты с таким учётом, чтобы можно было применить и традиционные средства, и было удобно работать с точки зрения координатных методов измерений.
Дмитрий Крылов, СК «Р-Флот»:
– Наверно, ваши услуги будут полезны небольшим верфям или организациям, в которых испытывает сложности технологический отдел.
Владимир Дубинка, «Бум Техно»:
– Совершенно верно. Основная задача на заводе – сдружить технолога и метролога. И хорошо, чтобы конструктор тоже поучаствовал в этом процессе. Чтобы производство напряглось, организовалось. Вот тогда получится хороший результат.