Экологическое состояние водных ресурсов России вызывает тревогу. Почти четыре тысячи гидротехнических сооружений по всей стране не имеют хозяев и становятся опасным источником загрязнения. Есть и другие проблемы, которые необходимо решать. Радует, что есть реальные рецепты по преодолению угрозы. Обо всем этом говорили представители ОСК, Росморречтранса, Министерства природных ресурсов, Росрыболовства и других организаций на Морском, речном экологическом форуме, впервые прошедшем в Москве 28 марта.
Россия - крупнейшая по территории, обладающая мощным научно-интеллектуальным потенциалом и одна из самых богатых водными ресурсами стран мира. Поэтому она призвана выработать и сделать концептуальной основой государственной стратегии здоровый баланс между интересами экологии, приоритетом защиты водных богатств и задачами ускоренного социально-экономического развития. К такому выводу пришли участники первого Морского, речного экологического форума, проведенного в Москве Общероссийским Движением поддержки флота (ДПФ) во взаимодействии с Федеральным агентством морского и речного транспорта на площадке Московской государственной академии водного транспорта.
Росморречфлот предупреждает
- Синие полосы Андреевского флага символизируют нашу ключевую миссию скрепления России линиями рек и морей, - с такого тезиса начал свое выступление председатель ДПФ Михаил Ненашев.
Именно российское морское, речное, флотское и судостроительное сообщество, исторически проникнутое философией уважения к океанам, морям и рекам, по его мнению, обладает достаточными познаниями, кругозором, интеллектом и энергией для того, чтобы возглавить и организовать работу по определнию перспективных комплексных подходов к проблеме сохранения и рационального использования наших водных ресурсов. А дальше - это подаст пример всему миру.
Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Пошивай, взявший слово следом, напомнил, что водная среда является самой уязвимой средой нашей планеты:
- Абсолютное большинство загрязняющих и вредных веществ находятся и проявляют себя именно в воде в силу того, что она является идеальным растворителем и одновременно самым широко используемым человеком природным ресурсом.
По его словам, при выработке оптимальных решений, сочетающих природоохранные темы с интересами развития экономики и бизнеса, необходимо хорошо знать и использовать наработки, уже достигнутые с участием России, в том числе, по линии Международной морской организации и ее Комитета по защите морской среды. На Росморречфлот возложена ответственность за работу подсистем предупреждения аварийного разлива нефтепродуктов на море и, с прошлого года, также на внутренних водных путях. И это очень непростая задача, поскольку экологические проблемы всегда идут рука об руку с борьбой за ресурсы, в том числе, финансовые.
К счастью, водная среда сохраняет способность восстанавливаться от причиненного ей вреда, надо только уметь критически оценивать свою деятельность, сохранять способность иногда делать шаг назад и давать природе такой шанс, подчеркнул Александр Пошивай. Он призвал молодых участников форума научиться помогать в этом природе, напомнив им о возможностях, предоставляемых вузами системы РМРФ, и ряде интересных научных разработок наших ученых, позволяющих дистанционно определять характер и источники загрязнений, поступающих в водоемы.
ОСК строит суда на СПГ и проектирует суда на электричестве
В своих выступлениях заместитель министра природных ресурсов Сергей Ястребов, замруководителя Ростехнадзора Александр Рыбас, начальник Управления контроля, надзора и рыбоохраны Росрыболовства Андрей Здетоветский, рассказали о выполняемых их ведомствами задачах в природоохранной сфере и внесли конкретные предложения в проект резолюций форума.
Представитель Ростехнадзора, в частности, сообщил, что в России в 55 субъектах Федерации зафиксировано 3 тыс. 855 гидротехнических сооружений, не имеющих хозяина, которые представляют растущую угрозу как по загрязнению водных ресурсов, так и по безопасности населенных пунктов и экономических объектов. По его оценке, эта проблема не имеет решения на муниципальном уровне из-за отсутствия финансовых возможностей на местах.
Вице-президент Объединенной судостроительной корпорации Дмитрий Колодяжный рассказал об уже реализующихся корабелами ОСК и других российских верфей перспективных судостроительных проектах, позволяющих обеспечить радикальное снижение экологического ущерба от передвижения и работы морских и речных судов, офшорных сооружений, плавучих атомных электростанций и т.д. Он, в частности, сообщил о двух новых направлениях в судостроении, позволяющих резко сократить загрязнение природной среды водным транспортом. В прошлом году, привел пример Колодяжный, на финском предприятии ОСК был сдан первый ледокол, работающий на сжиженном природном газе. Кроме того, крупнейшая в России судостроительная компания разработала несколько проектов судов разного предназначения и класса на полном электродвижении, которые, по его словам, будут доступны всем отечественным верфям, в том числе, находящимся вне периметра ОСК.
Ректор Калининградского государственного технического университета Владимир Волкогон, советник заместителя министра обороны РФ, адмирал Иван Васильев рассказали о нарастающих объемах природоохранной деятельности по своим направлениям и пригласили вузовскую молодежь, студентов, курсантов морских и речных вузов включаться в реализацию этих проектов.
Инновации помогут в очистке
Как отмечалось участниками, экологические морские, речные проблемы нарастают. Надо активно действовать по их разрешению. К примеру, в регионах России часто не соблюдаются даже элементарные защитные меры, такие как охрана растительности и границ водоохранных зон. При Петре I за уничтожение растительности в водоохранных зонах просто отрубали руки. Даже в тех вполне благоприятных экологических условиях государство понимало, что без зеленых барьеров по ручьям и рекам, при застройке их береговой линии обмелеют притоки, к примеру, Волги и тогда уровень «материнской» реки не позволит решать задачи транспортного, промышленного и оборонного характера. Сегодня, презрев все законодательные запреты, региональные и местные власти, как правило, закрывают глаза на сплошной коттеджный и усадебный захват-застройку берегов практически всех водоемов близ крупных городов. Очевидно, что это происходит не стихийно, а как часть высокодоходного бизнеса, поскольку самые дорогие участки под застройку расположены как раз на берегах рек и озер.
Ученые научно-исследовательских центров Петербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска и Москвы поделились целым рядом идей и разработок, позволяющих предотвращать аварии на водоемах с ущербом водной среде, высокоэффективные устройства по очистке и обеззараживанию сточных и загрязненных вод. Завкафедрой Волжского государственного университета водного транспорта Станислав Ермаков сделал презентацию запатентованного российскими учеными уникального трехволнового радара, позволяющего с высочайшей точностью определять границы, структуру и источник загрязнения поверхности водоемов с самых разных стационарных и мобильных носителей, от маяков до квадрокоптеров и спутников. В свою очередь, доцент того же вуза Дмитрий Мизгирев, в 26 лет защитивший докторскую диссертацию по экологической тематике, рассказал об уже доведенном до уровня работающих устройств инновационном оборудовании, позволяющем на крупных судах непосредственно на борту перерабатывать отходы всех видов, включая льяльные воды и нефтесодержащие жидкости.
В завершение Михаил Ненашев отметил высокую содержательную насыщенность мероприятия, на котором выступило более 20 докладчиков, и перспективу продолжения этой полезной стране дискуссии на втором Морском, речном экологическом форуме, подготовка к которому начнется в самое ближайшее время. Председатель ДПФ поблагодарил участников и призвал их в течение недели представить свои предложения для включения в итоговые материалы форума, которые будут направлены руководству страны.
Росморречфлот предупреждает
- Синие полосы Андреевского флага символизируют нашу ключевую миссию скрепления России линиями рек и морей, - с такого тезиса начал свое выступление председатель ДПФ Михаил Ненашев.
Именно российское морское, речное, флотское и судостроительное сообщество, исторически проникнутое философией уважения к океанам, морям и рекам, по его мнению, обладает достаточными познаниями, кругозором, интеллектом и энергией для того, чтобы возглавить и организовать работу по определнию перспективных комплексных подходов к проблеме сохранения и рационального использования наших водных ресурсов. А дальше - это подаст пример всему миру.
Морской, речной экологический форум / Общероссийское Движение поддержки флота |
Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Пошивай, взявший слово следом, напомнил, что водная среда является самой уязвимой средой нашей планеты:
- Абсолютное большинство загрязняющих и вредных веществ находятся и проявляют себя именно в воде в силу того, что она является идеальным растворителем и одновременно самым широко используемым человеком природным ресурсом.
По его словам, при выработке оптимальных решений, сочетающих природоохранные темы с интересами развития экономики и бизнеса, необходимо хорошо знать и использовать наработки, уже достигнутые с участием России, в том числе, по линии Международной морской организации и ее Комитета по защите морской среды. На Росморречфлот возложена ответственность за работу подсистем предупреждения аварийного разлива нефтепродуктов на море и, с прошлого года, также на внутренних водных путях. И это очень непростая задача, поскольку экологические проблемы всегда идут рука об руку с борьбой за ресурсы, в том числе, финансовые.
К счастью, водная среда сохраняет способность восстанавливаться от причиненного ей вреда, надо только уметь критически оценивать свою деятельность, сохранять способность иногда делать шаг назад и давать природе такой шанс, подчеркнул Александр Пошивай. Он призвал молодых участников форума научиться помогать в этом природе, напомнив им о возможностях, предоставляемых вузами системы РМРФ, и ряде интересных научных разработок наших ученых, позволяющих дистанционно определять характер и источники загрязнений, поступающих в водоемы.
ОСК строит суда на СПГ и проектирует суда на электричестве
В своих выступлениях заместитель министра природных ресурсов Сергей Ястребов, замруководителя Ростехнадзора Александр Рыбас, начальник Управления контроля, надзора и рыбоохраны Росрыболовства Андрей Здетоветский, рассказали о выполняемых их ведомствами задачах в природоохранной сфере и внесли конкретные предложения в проект резолюций форума.
Представитель Ростехнадзора, в частности, сообщил, что в России в 55 субъектах Федерации зафиксировано 3 тыс. 855 гидротехнических сооружений, не имеющих хозяина, которые представляют растущую угрозу как по загрязнению водных ресурсов, так и по безопасности населенных пунктов и экономических объектов. По его оценке, эта проблема не имеет решения на муниципальном уровне из-за отсутствия финансовых возможностей на местах.
Морской, речной экологический форум / Общероссийское Движение поддержки флота |
Вице-президент Объединенной судостроительной корпорации Дмитрий Колодяжный рассказал об уже реализующихся корабелами ОСК и других российских верфей перспективных судостроительных проектах, позволяющих обеспечить радикальное снижение экологического ущерба от передвижения и работы морских и речных судов, офшорных сооружений, плавучих атомных электростанций и т.д. Он, в частности, сообщил о двух новых направлениях в судостроении, позволяющих резко сократить загрязнение природной среды водным транспортом. В прошлом году, привел пример Колодяжный, на финском предприятии ОСК был сдан первый ледокол, работающий на сжиженном природном газе. Кроме того, крупнейшая в России судостроительная компания разработала несколько проектов судов разного предназначения и класса на полном электродвижении, которые, по его словам, будут доступны всем отечественным верфям, в том числе, находящимся вне периметра ОСК.
Ректор Калининградского государственного технического университета Владимир Волкогон, советник заместителя министра обороны РФ, адмирал Иван Васильев рассказали о нарастающих объемах природоохранной деятельности по своим направлениям и пригласили вузовскую молодежь, студентов, курсантов морских и речных вузов включаться в реализацию этих проектов.
Инновации помогут в очистке
Как отмечалось участниками, экологические морские, речные проблемы нарастают. Надо активно действовать по их разрешению. К примеру, в регионах России часто не соблюдаются даже элементарные защитные меры, такие как охрана растительности и границ водоохранных зон. При Петре I за уничтожение растительности в водоохранных зонах просто отрубали руки. Даже в тех вполне благоприятных экологических условиях государство понимало, что без зеленых барьеров по ручьям и рекам, при застройке их береговой линии обмелеют притоки, к примеру, Волги и тогда уровень «материнской» реки не позволит решать задачи транспортного, промышленного и оборонного характера. Сегодня, презрев все законодательные запреты, региональные и местные власти, как правило, закрывают глаза на сплошной коттеджный и усадебный захват-застройку берегов практически всех водоемов близ крупных городов. Очевидно, что это происходит не стихийно, а как часть высокодоходного бизнеса, поскольку самые дорогие участки под застройку расположены как раз на берегах рек и озер.
Ученые научно-исследовательских центров Петербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска и Москвы поделились целым рядом идей и разработок, позволяющих предотвращать аварии на водоемах с ущербом водной среде, высокоэффективные устройства по очистке и обеззараживанию сточных и загрязненных вод. Завкафедрой Волжского государственного университета водного транспорта Станислав Ермаков сделал презентацию запатентованного российскими учеными уникального трехволнового радара, позволяющего с высочайшей точностью определять границы, структуру и источник загрязнения поверхности водоемов с самых разных стационарных и мобильных носителей, от маяков до квадрокоптеров и спутников. В свою очередь, доцент того же вуза Дмитрий Мизгирев, в 26 лет защитивший докторскую диссертацию по экологической тематике, рассказал об уже доведенном до уровня работающих устройств инновационном оборудовании, позволяющем на крупных судах непосредственно на борту перерабатывать отходы всех видов, включая льяльные воды и нефтесодержащие жидкости.
Морской, речной экологический форум / Общероссийское Движение поддержки флота |
В завершение Михаил Ненашев отметил высокую содержательную насыщенность мероприятия, на котором выступило более 20 докладчиков, и перспективу продолжения этой полезной стране дискуссии на втором Морском, речном экологическом форуме, подготовка к которому начнется в самое ближайшее время. Председатель ДПФ поблагодарил участников и призвал их в течение недели представить свои предложения для включения в итоговые материалы форума, которые будут направлены руководству страны.
Алексей Кравченко