Береговая инфраструктура на российских реках улучшается, круизный флот строится, новые маршруты открывается, пассажиропоток растет — такие тезисы звучали на очередной панельной дискуссии по круизному судоходству, прошедшей нынешней осенью в Санкт-Петербурге. Правда, почти везде были свои оговорки — в ряде мест причалы, напротив, разрушаются; строить теплоходов надо намного больше, чем строится сейчас; традиционно не решаются вопросы с визами для иностранцев и логистикой в Арктике.
Цифры, факты, планы и опасения участников дискуссии о будущем и настоящем российского круизного рынка читайте в нашем обзоре.
Упростить и доработать
Законодательные новации, призванные дать толчок развитию круизного судоходства, обрисовал в своем выступлении Виталий Клюев, директор департамента государственной политики в области морского и речного транспорта, Министерства транспорта Российской Федерации.
|
Панельная дискуссия по круизному судоходству / Нева-2017 |
Во-первых, он упомянул уже многократно обсуждавшийся, в том числе и на нашем сайте, утилизационный грант. По его мнению, заработал он не совсем в том виде, какой ожидался: объем выделяемых бюджетом денег оказался довольно ограниченным, и это несколько "подмочило" его эффективность. Однако принципиально важно, что создан сам механизм гранта, а вопрос наполнения его соответствующим финансированием и повышения доступности для участников рынка будет решаться Минтрансом и Минпромторгом в ближайшем будущем.
Во-вторых, есть хорошие новости для Санкт-Петербурга и других субъектов Федерации, где развивается круизный туризм. Министерство транспорта объявило, что завершает работу над постановлением правительства о введении понятия "региональные внутренние водные пути" и порядке их формирования.
— Проект уже находится в Минюсте. Я думаю, что до конца года такое постановление будет принято. Первый регионом, который запустит процесс создания региональных внутренних водных путей, станет вероятно Санкт-Петербург со своими малыми реками и каналами. Наконец-то процесс судоходства по ним получит нормальное регулирование, — отметил Виталий Клюев.
Кроме того, по его словам, Министерство траспорта изрядно упростило жизнь владельцам маломерных судов. Год назад вступили в силу изменения положения о лицензировании. Теперь процесс получения лицензии на маломерное судно для перевозки пассажиров стал более либеральным. Плюс к этому упрощен пограничный режим для спортивных парусных и прогулочных судов. В ближайшее время намечено довести до конца работу над механизмом дипломирования судоводителей маломерных и спортивных парусных судов — получить свидетельство государственного образца на управление такими судами тоже будет намного проще.
Топливо дорожает, себестоимость растет
Константин Анисимов, генеральный директор Московского речного пароходства начал свое выступление с беглого обзора ситуации с отечественным круизным флотом.
— Советский Союз в свое время был пионером развития именно речного круизного флота, хотя это туристическое судоходство часто велось под маркой транспортной линии. Нам досталось большое наследство. На 1990 год было порядка 170 судов, сегодня осталось в районе 95, и флот стремительно стареет. Я уже не раз выступал с подобными презентациями и говорил о проблеме, но динамика остается такой же: порядка 45 судов имеют возраст от 30 до 40 лет (это новое поколение, в основном, четырехпалубных судов) и еще около 50 судов старше 60 лет. Многие из них прошли модернизацию, но, на наш взгляд, они в ближайшие 10-20 лет будут уходить с рынка, потому что у модернизации тоже есть определенный предел, — обозначил проблему глава Московского речного пароходства.
На сегодняшний день модернизировать, считает он, имеет смысл лишь суда новых серий. Причем половина из этих судов уже и так прошла обновление, сблизившись по качеству с европейскими собратьями. А замещать выбывающий старый флот более чем полувековой давности придется именно за счет строительства новых лайнеров. И здесь необходимо будет объединять усилия как непосредственных участников рынка, так и профильных министерств. Примеры такой кооперации — суда PV300, заложенные сегодня на двух российских верфях.
Еще одна проблема, мешающая развитию круизов, это постоянный рост себестоимости. В качестве доказательства в ход пошли конкретные цифры.
— Почти 30% себестоимости — это топливо; 23% — это продукты; 12% — это экскурсии и осмотр достопримечательностей. К сожалению, только за последний год, как посчитали наши экономисты, на 18% выросла стоимость топлива, на 12% — продукты и примерно на 14% выросли цены за аренду экскурсионных автобусов и за вход в музеи. Этот рост постоянен. За 10 лет — втрое. Настолько поднять цены ни на европейском, ни на российском ранке мы не можем, поэтому сужаются возможности получения дополнительных денег для вложения в развитие бизнеса, в строительство новых теплоходов. Судоходные компании попадают в определенные тиски. И каких-то изменений к лучшему мы не видим, — констатировал гендиректор Московского речного пароходства. — Буквально вчера опять объявлено, что вводится новая акциза на топливо. Это приведет к подорожанию топлива, и тренд будет продолжаться.
Но не все так печально на круизном рынке. Прозвучала в докладе и порция позитива относительно благоустройства береговой инфраструктуры. Особенно много комплиментов было сказано в адрес Ярославской области, которая позаботилась о приличных стоянках в Угличе, Мышкине, Тутаеве и других городах, включая и сам Ярославль. Похвалу заслужил и Татарстан, где за последние два года открылись две новые стоянки — Болгар и Свияжск, куда с огромным интересом едут наши российские туристы и уже начинают заходы лайнеры с иностранцами. На хорошем счету традиционно и Ленинградская область. Там, кстати, в ближайшее время, возможно, уже в этом году, откроется причал в Старой Ладоге, куда будет сделан подходной канал. Если все будет благополучно, Московское речное пароходство включит эту точку в свои круизные маршруты.
Правда, есть и отрицательные примеры. Среди таких названа Тверская область.
— Не раз форумы о речных круизах проходили в Тверской области, меняющиеся губернаторы обещали, что они введут новые причалы, новые стоянки и так далее. Но причал в Кимрах все так же разрушен, и инфраструктура Твери не улучшается. Буквально посреди лета там рухнула крыша, — отметил Константин Анисимов.
Требуется еще десяток PV300
Свою точку зрения на тендеции современного отечественного круизного судоходства высказал Андрей Смолин, заместитель управляющего директора компании "Водоход":
— На протяжении последних трех лет идет рост спроса среди россиян на круизы — примерно до 35%. Причин здесь много. Во-первых, господдержка, в первую очередь, рекламно-информационная. От себя отмечу, что за последние пару лет на федеральных каналах прошло больше положительных сюжетов о речном туризме, чем за предыдущие лет десять. Во-вторых, это падение рубля, которое сделало выездные направления достаточно дорогостоящими, поэтому соотечественники обратили внимание на внутренний туризм. И, наконец, это рост качества предоставляемых услуг — сейчас все операторы идут по этому пути и российского турпродукта полностью соответствует всем мировым тенденциям.
Повышенного внимания к сервису, пояснил он, потребовало в том числе изменение контингента потребителей. Раньше это были в подавляющем большинстве люди пенсионного возраста, а сегодня клиент значительно помолодел. Соответственно изменились и запросы.
— Прежде всего, речь, разумеется, идет о размещении. Каюты теплоходов сегодня по уровню своего оснащения и даже по площади уже приближаются к номерам в отелях. Те минимальные удобства, которые раньше были достаточными (это душ, санузел, кондиционер), сейчас являются минимально необходимыми и должны быть в идеале дополнены такими вещами, как спутниковое телевидение, wi-fi, сейф, даже балкон. Кроме того, увеличивается спектр сервисных услуг, которые предоставляются на борту — начиная от услуг прачечной и заканчивая wi-fi и возможностью заказа диетического питания.
Для того, чтобы обеспечить такие требования, нужен современный флот, поскольку далеко не все возрастные теплоходы могут им соответствовать даже после модернизации. Нужны новые суда, такие как PV300.
— Уже неоднократно упомянутый теплоход проекта PV300 в том числе был заложен по заказу нашей компании. Для "Водохода" этот проект был несколько доработан, в первую очередь, за счет увеличения пассажировместимости. Как следует из самого названия, изначальная пассажировместимость была 300 человек, а мы увеличили ее за счет перекомпоновки внутренних помещений до 342 человек. Зачем это было сделано? Дело в том, что в условиях ограниченности навигационного периода именно пассажировместимость играет решающую роль при определении окупаемости проекта. То есть теперь мы видим, что проект окупается хотя бы в течении 15-20 лет.
Теплоход компания планирует ввести в коммерческую эксплуатацию уже в 2020 году, задействовав на классическом 12-дневном маршруте Москва — Санкт-Петербург, популярном как среди россиян, так и среди иностранцев. Основную массу клиентов первого теплохода, полагает Андрей Смолин, будут составлять туристы из США, Канады, Великобритании, Австралии, то есть из тех стран, где традиционно востребован продукт класса 4-5 звезд. Период навигации теплохода будет составлять порядка 160-180 суток с мая по октябрь.
Что касается перспектив продолжения серии, то, по мнению представителя "Водохода", в течение 10 лет двух-, трехпалубный флот практически полностью уйдет с рынка, и для его замещения потребуется построить не менее десяти теплоходов этого проекта, а также еще порядка 10-15 теплоходов меньшей вместимости.
Край круглых камней
Помимо речных круизов, у России есть еще одно направление водного туризма, которое только сейчас начинает набирать обороты. Речь идет о развитии круизного судоходства в Арктике. О ситуации в этом сегменте рассказала советник генерального директора Мурманского морского пароходства Ольга Куликова.
Туристическая Арктика — это не только экспедиции на Северный полюс. Есть и еще один маршрут, который не столь на слуху, но имеет хорошие перспективы. Он не так организационно и финансово сложен, как полярные вояжи, и имеет ряд преимуществ по части зрелищности. Речь идет о посещении туристами национального парка "Русская Арктика", созданного в 2009 году на островах Земля Франца-Иосифа и Новая Земля.
|
Ольга Куликова, советник генерального директора Мурманского морского пароходства / Корабел.ру |
— Земля Франца-Иосифа — это самый северный архипелаг, который находится всего в 540 милях от Северного полюса. Он состоит из 191 острова, 83% которых покрыты вечной мерзлотой. Места действительно удивительные: это и мыс Норвегия на острове Джексона где была стоянка Нансена; это и удивительный мыс Фиум на острове Чампа, где в огромных количествах лежат каменные круглые камни и никто не знает ни их происхождение, ни историю. Так что, с моей точки зрения, это регион с большим потенциалом и перспективы развития у него есть. Россия при должном внимании и инвестициях вполне может занять хорошую нишу на этом рынке, — уверена Ольга Куликова.
Пока, конечно, до этого далеко — в арктическом круизном туризме безоговорочно доминирует Норвегия и потеснить ее будет крайне непросто. На один только на Шпицберген в этом году приехало около 60 тысяч туристов, при том что Русскую Арктику посетило всего лишь 1,5 тысячи туристов. Разница ошеломительная, хотя места и виды в общем-то одни и те же.
Основная проблема, которую необходимо решить, это транспортно-логистическая неразвитость региона. Сейчас из России или через территорию России до объектов предполагаемого туризма очень трудно добраться. Соответствующего наземного транспорта зачастую вовсе нет, морской флот страшно изношен. Эту ситуацию необходимо исправлять, иначе все благие пожелания о росте турпотока так и останутся висеть в воздухе.
Следующая проблема, отмечает Ольга Куликова, низкий уровень сервисных услуг, что впрочем справедливо и для многих других российских регионов. И, наконец, еще одним препятствием является малая осведомленность людей о том, что в Арктике вообще возможен какой-то туризм.
— Все думают, что Арктика — это холод, это полезные ископаемые, это военные и точка. Из-за ста опрошенных человек 32 потенциально сказали, что им было бы интересно отправиться в арктический круиз, если бы они могли больше узнать об этом. При этом они даже не были в курсе, что такие круизы уже есть! — говорит представитель Мурманского морского пароходства.
|
Панельная дискуссия по круизному судоходству / Нева-2017 |
Что предлагают сделать мурманчане прямо сейчас? Начать с логистики — организовать волевым решением государства прямые рейсы из городов-миллионников до Мурманска, Архангельска, откуда собственно и стартуют круизы. Если люди не могут без перекладных добраться даже до отправной точки круиза, никого особо такой вариант отдыха не заинтересует.
Второй шаг — развитие круизной инфраструктуры. Это модернизация гостиниц, это покупка или обновление круизных судов, это ремонт туристических достопримечательностей, это организация турист-центров. Третий шаг — создание бренда арктического экотуризма и его активное продвижение как на российской, так и на международной арене. Суть в том, чтобы каждая компания, которая планирует заниматься подобными круизами продвигала не исключительно себя и свой продукт, а общую концепцию интересных путешествий в Русской Арктике.
Все эти три шага, полагают мурманчане, невозможны без активного участия государства. Но хотя пока этой активности в необходимых объемах не наблюдается, Мурманское пароходство не сидит сложа руки.
— Мы планируем с 2019 года запустить два маршрута. Первый будет охватывает Землю Франца-Иосифа, занимать 10-12 дней и проходить на нашем судне "Клавдия Еланская", которое, я надеюсь, будет к тому времени модернизировано. Для второго маршрута мы собираемся купить круизное судно на 50-70 человек. Рейсы будут идти до Шпицбергена, — оптимистично закончила свое выступление Ольга Куликова.
Материалы по теме: