Морской государственный университет имени адм. Невельского, расположенный во Владивостоке, все чаще становится местом притяжения для иностранцев — как для тех, кто только-только решил связать свою жизнь с морем, так и для опытных уже моряков.
Первые вместе с российскими курсантами ходят на обычные лекции и практические занятия. Вторые могут пройти подготовку в Дальневосточном морском тренажерном центре, действующем на базе университета.
Так, в конце прошлого года уже получили свои заветные сертификаты шесть китайских моряков, проходившие подготовку по дополнительным профессиональным программам в соответствии с требованиями Полярного кодекса. В эту группу иностранцев входили инженеры-судоводители из КНР, работающие в голландской компании WAGENBORG SHIPPING B.V.
Мы побеседовали с куратором этой группы, капитаном дальнего плавания, Заслуженным работником транспорта России, награжденным нагрудным знаком отличия "За безаварийную работу на морском транспорте", Владимиром Буркиным.
— Для начала расскажите о самом тренажерном центре — в чем его задача?
— Дальневосточный морской учебно-тренажерный центр Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского (далее ДВМТЦ) предназначен для подготовки моряков командного состава. Подготовка проходит по дополнительным, специально разработанным профессиональным программам, в том числе и в соответствии с требованиями Полярного кодекса, а также требованиями различных государств в части прохождения обучения и тренажерной подготовки.
Международный кодекс для судов и экипажей, работающих в полярных водах, разработан для повышения безопасности эксплуатации судов, для ограничения влияния судоходства на окружающую среду в удаленных, уязвимых и потенциально отличающихся суровым климатом полярных водах.
Помимо основных программ Полярного кодекса, в ДВМТЦ разработана программа "Подготовка членов экипажей для работы на судах, эксплуатирующихся в полярных водах" для обучения вахтенных механиков, электромехаников, вахтенных помощников и рядового состава морских судов. Она соответствует требованиям Полярного кодекса и рассматривает методы безопасной работы экипажа в полярных условиях, влияние психофизиологических факторов на жизнь и работу экипажей в полярных районах, методы и способы покидания судна и выживания на льду, использование средств борьбы с пожаром и средств спасения жизни в условиях обледенения и низких температур воздуха и воды.
— Каким способом ведется обучение?
— ДВМТЦ предоставляет возможность подготовки моряков во всех аспектах их профессиональной деятельности. Обучение практическим навыкам управления судном при плавании в ледовых условиях проходит во время занятий на тренажере по управлению судном, что позволяет имитировать все аспекты ледового плавания для любого типа судов.
— Как возникла идея обучать иностранных специалистов?
— Компания WAGENBORG SHIPPING B.V. (Нидерланды) сама заинтересовалась нашими возможностями и обратилась с просьбой подготовить работающих у них специалистов для плавания в полярных водах.
— В чем интерес для вуза и центра?
— Наш интерес в этом сотрудничестве – новые контакты с иностранными партнерами, расширение аудитории, включая иностранных моряков. В том числе и возможность получения дополнительного опыта в образовании.
— Что за люди — эти шестеро китайских моряков? Наверняка за время обучения успели с ними хорошо познакомиться, узнать их.
— Первая группа иностранных судоводителей, прошедших подготовку в ДВМТЦ по дополнительным профессиональным программам в соответствии с требованиями Полярного кодекса состояла из инженеров-судоводителей из КНР, работающих в компании WAGENBORG SHIPPING B.V. (Нидерланды).
Компания сама подобрала и прислала слушателей с целью прохождения ими подготовки по плаванию в полярных водах с учетом перспективы работы на судах компании в районах Гренландии, Исландии и в канадских арктических водах. Большинство из них – капитаны и старпомы, в прошлом выпускники Даляньского и Шанхайского морских университетов. Один из слушателей окончил Технологический университет г. Ухань, КНР. Не имеющие опыта работы во льдах, китайские моряки – слушатели курсов, осваивали чтение ледовых карт, отрабатывали на тренажере плавание во льду как одиночного судна так и в караване за ледоколом.
Мы готовы принимать и обучать слушателей из любых компаний.
— Почему они решили приехать именно к вам? В Китае нет ничего подобного?
— 18 июня 2017 года МГУ им. адм. Г.И. Невельского первым в России получил признание Минтранса РФ, наделяющего его правом осуществлять обучение по двум основным программам "Подготовка по плаванию в полярных водах базового уровня" и "Подготовка по плаванию в полярных водах по расширенной программе для старших помощников капитана и капитанов" и выдавать соответствующие свидетельства от имени Российской Федерации в порядке, предусмотренном международными договорами РФ.
ДВМТЦ МГУ им. адм. Г.И. Невельского в настоящий момент ведет подготовку по программам, разработанным с учетом рекомендаций модельных курсов IMO 7.11 и 7.12 и на основе типовых программ, размещенных на сайте Федерального агентства морского и речного транспорта.
Подготовка включает в себя теоретический блок (аудиторные занятия с опытными преподавателями) и блок тренажерной подготовки на навигационном тренажере NTPro 5000 фирмы "Транзас" с установленным модулем ледового плавания, который позволяет инструкторам тренажера смоделировать различные ситуации, связанные с особенностями плавания во льдах.
Второй в России подобный тренажерный комплекс работает в Санкт-Петербурге. Логично, что, исходя из географической близости Китая и России, китайские компании обратились именно в наш учебно-тренажерный комплекс.
— Чем арктическое плавание отличается от обычного судоходства?
— Условия арктического плавания существенно отличаются от обычного судоходства сложностью управления судном в ледовых условиях, что требует дополнительных знаний и практических навыков судоводителя. Кроме того, работа во льдах проходит в условиях низких отрицательных температур и полярной ночи, что в свою очередь требует дополнительных знаний и навыков экипажа при эксплуатировании судна.
— Какие дополнительные факторы приходится учитывать, какие техники осваивать?
— Приходится учитывать такие совершенно новые факторы, как маневрирование во льду, повышенный риск обледенения и повреждения судна льдами, психологическая подготовленность экипажа в работе Арктики и Антарктики и все риски, связанные с этим. Для судоводителей очень важно владеть навыками плавания во льду как одиночного судна, так и в караване за ледоколом.
— А какой опыт арктического плавания имеют преподаватели?
— Навыкам и особенностям работы в полярных водах иностранцев обучили наши высоко квалифицированные инструкторы, имеющие многолетний опыт работы в арктических и антарктических льдах. Это капитан дальнего плавания, известный ледовый капитан, Заслуженный работник транспорта России, награжденный нагрудным знаком отличия "За безаварийную работу на морском транспорте 1 степени", знаками "Почетный работник морского флота" и "Почетный полярник", капитан ледокола "Адмирал Макаров" Анатолий Михайлович Коваленко; капитан дальнего плавания, награжденный нагрудным знаком отличия "За безаварийную работу на морском транспорте" Владимир Николаевич Мотрич. И добавьте в этот список меня как куратора группы.
— Что было самое сложное для китайцев в процессе обучения?
— Обучение инструкторы университета проводили на английском языке, что больших сложностей не составило в силу достаточной профессиональной подготовки слушателей – знающих, грамотных моряков.
Китайские слушатели хорошо освоили программу. Судоводители они все опытные и ответственно подошли к освоению как теоретических, так и практических знаний.
— Где и как они будут применять полученные знания?
— Полученные знания и практические навыки первые иностранные слушатели планируют применять в рейсах во льдах Гренландии, Ирландии, Исландии.
— Какие впечатления остались у китайцев? И у направившей их компании?
— Китайские моряки высоко оценили качество преподавания, высочайшую квалификацию инструкторов и хороший общий сервис обслуживания.
Компания WAGENBORG SHIPPING B.V. также осталась довольна результатом сотрудничества с Морским университетом и в ближайшее время присылает новую группу слушателей.
Вручение свидетельств первым шести иностранным морякам дало старт международным проектам ДВМТЦ.
Материалы по теме:
"Россия навсегда в моем сердце!" (о вьетнамских курсантах в МГУ им. адм. Невельского)
"Мое мнение – флот на подъеме!" (интервью с ректором ГУМРФ им. адм. Макарова Сергеем Барышниковым)
"Любой научный процесс должен заканчиваться изделием" (интервью с ректором СПбГМТУ)
"Судостроительная промышленность, атомная промышленность и нефтегазовый сектор – наши партнеры и помощники" (интервью с ректором СПбМГТУ Евгением Апполоновым)
"Нам важно не потерять инженерное образование на транспорте" (интервью с ректором ГУМРФ им. адмирала Макарова Сергеем Барышниковым)
"Наших выпускников можно встретить везде..." (интервью с ректором ВГУВТ)
"Уже не мы идем к работодателю, а он к нам!" (интервью с директором Морского технического колледжа)
Так, в конце прошлого года уже получили свои заветные сертификаты шесть китайских моряков, проходившие подготовку по дополнительным профессиональным программам в соответствии с требованиями Полярного кодекса. В эту группу иностранцев входили инженеры-судоводители из КНР, работающие в голландской компании WAGENBORG SHIPPING B.V.
Мы побеседовали с куратором этой группы, капитаном дальнего плавания, Заслуженным работником транспорта России, награжденным нагрудным знаком отличия "За безаварийную работу на морском транспорте", Владимиром Буркиным.
"Университет им. адм. Г.И. Невельского" |
— Для начала расскажите о самом тренажерном центре — в чем его задача?
— Дальневосточный морской учебно-тренажерный центр Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского (далее ДВМТЦ) предназначен для подготовки моряков командного состава. Подготовка проходит по дополнительным, специально разработанным профессиональным программам, в том числе и в соответствии с требованиями Полярного кодекса, а также требованиями различных государств в части прохождения обучения и тренажерной подготовки.
Международный кодекс для судов и экипажей, работающих в полярных водах, разработан для повышения безопасности эксплуатации судов, для ограничения влияния судоходства на окружающую среду в удаленных, уязвимых и потенциально отличающихся суровым климатом полярных водах.
Помимо основных программ Полярного кодекса, в ДВМТЦ разработана программа "Подготовка членов экипажей для работы на судах, эксплуатирующихся в полярных водах" для обучения вахтенных механиков, электромехаников, вахтенных помощников и рядового состава морских судов. Она соответствует требованиям Полярного кодекса и рассматривает методы безопасной работы экипажа в полярных условиях, влияние психофизиологических факторов на жизнь и работу экипажей в полярных районах, методы и способы покидания судна и выживания на льду, использование средств борьбы с пожаром и средств спасения жизни в условиях обледенения и низких температур воздуха и воды.
— Каким способом ведется обучение?
— ДВМТЦ предоставляет возможность подготовки моряков во всех аспектах их профессиональной деятельности. Обучение практическим навыкам управления судном при плавании в ледовых условиях проходит во время занятий на тренажере по управлению судном, что позволяет имитировать все аспекты ледового плавания для любого типа судов.
"Университет им. адм. Г.И. Невельского" |
— Как возникла идея обучать иностранных специалистов?
— Компания WAGENBORG SHIPPING B.V. (Нидерланды) сама заинтересовалась нашими возможностями и обратилась с просьбой подготовить работающих у них специалистов для плавания в полярных водах.
— В чем интерес для вуза и центра?
— Наш интерес в этом сотрудничестве – новые контакты с иностранными партнерами, расширение аудитории, включая иностранных моряков. В том числе и возможность получения дополнительного опыта в образовании.
— Что за люди — эти шестеро китайских моряков? Наверняка за время обучения успели с ними хорошо познакомиться, узнать их.
— Первая группа иностранных судоводителей, прошедших подготовку в ДВМТЦ по дополнительным профессиональным программам в соответствии с требованиями Полярного кодекса состояла из инженеров-судоводителей из КНР, работающих в компании WAGENBORG SHIPPING B.V. (Нидерланды).
Компания сама подобрала и прислала слушателей с целью прохождения ими подготовки по плаванию в полярных водах с учетом перспективы работы на судах компании в районах Гренландии, Исландии и в канадских арктических водах. Большинство из них – капитаны и старпомы, в прошлом выпускники Даляньского и Шанхайского морских университетов. Один из слушателей окончил Технологический университет г. Ухань, КНР. Не имеющие опыта работы во льдах, китайские моряки – слушатели курсов, осваивали чтение ледовых карт, отрабатывали на тренажере плавание во льду как одиночного судна так и в караване за ледоколом.
Мы готовы принимать и обучать слушателей из любых компаний.
"Университет им. адм. Г.И. Невельского" |
— Почему они решили приехать именно к вам? В Китае нет ничего подобного?
— 18 июня 2017 года МГУ им. адм. Г.И. Невельского первым в России получил признание Минтранса РФ, наделяющего его правом осуществлять обучение по двум основным программам "Подготовка по плаванию в полярных водах базового уровня" и "Подготовка по плаванию в полярных водах по расширенной программе для старших помощников капитана и капитанов" и выдавать соответствующие свидетельства от имени Российской Федерации в порядке, предусмотренном международными договорами РФ.
ДВМТЦ МГУ им. адм. Г.И. Невельского в настоящий момент ведет подготовку по программам, разработанным с учетом рекомендаций модельных курсов IMO 7.11 и 7.12 и на основе типовых программ, размещенных на сайте Федерального агентства морского и речного транспорта.
Подготовка включает в себя теоретический блок (аудиторные занятия с опытными преподавателями) и блок тренажерной подготовки на навигационном тренажере NTPro 5000 фирмы "Транзас" с установленным модулем ледового плавания, который позволяет инструкторам тренажера смоделировать различные ситуации, связанные с особенностями плавания во льдах.
Второй в России подобный тренажерный комплекс работает в Санкт-Петербурге. Логично, что, исходя из географической близости Китая и России, китайские компании обратились именно в наш учебно-тренажерный комплекс.
— Чем арктическое плавание отличается от обычного судоходства?
— Условия арктического плавания существенно отличаются от обычного судоходства сложностью управления судном в ледовых условиях, что требует дополнительных знаний и практических навыков судоводителя. Кроме того, работа во льдах проходит в условиях низких отрицательных температур и полярной ночи, что в свою очередь требует дополнительных знаний и навыков экипажа при эксплуатировании судна.
— Какие дополнительные факторы приходится учитывать, какие техники осваивать?
— Приходится учитывать такие совершенно новые факторы, как маневрирование во льду, повышенный риск обледенения и повреждения судна льдами, психологическая подготовленность экипажа в работе Арктики и Антарктики и все риски, связанные с этим. Для судоводителей очень важно владеть навыками плавания во льду как одиночного судна, так и в караване за ледоколом.
"Университет им. адм. Г.И. Невельского" |
— А какой опыт арктического плавания имеют преподаватели?
— Навыкам и особенностям работы в полярных водах иностранцев обучили наши высоко квалифицированные инструкторы, имеющие многолетний опыт работы в арктических и антарктических льдах. Это капитан дальнего плавания, известный ледовый капитан, Заслуженный работник транспорта России, награжденный нагрудным знаком отличия "За безаварийную работу на морском транспорте 1 степени", знаками "Почетный работник морского флота" и "Почетный полярник", капитан ледокола "Адмирал Макаров" Анатолий Михайлович Коваленко; капитан дальнего плавания, награжденный нагрудным знаком отличия "За безаварийную работу на морском транспорте" Владимир Николаевич Мотрич. И добавьте в этот список меня как куратора группы.
— Что было самое сложное для китайцев в процессе обучения?
— Обучение инструкторы университета проводили на английском языке, что больших сложностей не составило в силу достаточной профессиональной подготовки слушателей – знающих, грамотных моряков.
Китайские слушатели хорошо освоили программу. Судоводители они все опытные и ответственно подошли к освоению как теоретических, так и практических знаний.
— Где и как они будут применять полученные знания?
— Полученные знания и практические навыки первые иностранные слушатели планируют применять в рейсах во льдах Гренландии, Ирландии, Исландии.
"Университет им. адм. Г.И. Невельского" |
— Какие впечатления остались у китайцев? И у направившей их компании?
— Китайские моряки высоко оценили качество преподавания, высочайшую квалификацию инструкторов и хороший общий сервис обслуживания.
Компания WAGENBORG SHIPPING B.V. также осталась довольна результатом сотрудничества с Морским университетом и в ближайшее время присылает новую группу слушателей.
Вручение свидетельств первым шести иностранным морякам дало старт международным проектам ДВМТЦ.
Материалы по теме:
"Россия навсегда в моем сердце!" (о вьетнамских курсантах в МГУ им. адм. Невельского)
"Мое мнение – флот на подъеме!" (интервью с ректором ГУМРФ им. адм. Макарова Сергеем Барышниковым)
"Любой научный процесс должен заканчиваться изделием" (интервью с ректором СПбГМТУ)
"Судостроительная промышленность, атомная промышленность и нефтегазовый сектор – наши партнеры и помощники" (интервью с ректором СПбМГТУ Евгением Апполоновым)
"Нам важно не потерять инженерное образование на транспорте" (интервью с ректором ГУМРФ им. адмирала Макарова Сергеем Барышниковым)
"Наших выпускников можно встретить везде..." (интервью с ректором ВГУВТ)
"Уже не мы идем к работодателю, а он к нам!" (интервью с директором Морского технического колледжа)