После распада Советского Союза мы плохо себе представляем, что происходит на внутренних водных путях у наших соседей. Казалось бы, между нами и белорусами нет никаких государственных границ, мы постоянно ездим в гости друг другу. А полного понимания, как устроены речные перевозки в Республике Беларусь, у большинства наших соотечественников нет. Известно только, что ими ведает по-прежнему государственная структура, в отличие от российских реалий. Но вот подробности...
А между тем по территории этой страны, расположенной на водоразделе бассейнов Черного и Балтийского морей, протекает более 20 тысяч рек. Семь из них сегодня пригодны для коммерческого использования судоходства: Днепр, Припять, Сож, Березина, Неман, Западная Двина, а также Днепро-Бугский водный путь.
Мы решили получить информацию о ситуации на этих водных артериях прямо из первых рук и обратились к Белорусскому речному пароходству. Ниже публикуем ответы, подготовленные пароходством на наши простые вопросы о флоте, портах, грузах, пассажирах и глубинах.
1. Как устроено Белорусское речное пароходство — из чего состоит, кому подчиняется, на каких условиях, за что отвечает?
Структура организаций внутреннего водного транспорта Республики Беларусь остается практически неизменна еще со времен распада Советского Союза:
По итогам 2017 года внутренним водным транспортом Республики Беларусь перевезено 2,019 млн тонн грузов, что составляет 0,46% от общего количество перевезенных грузов в республике. Величина грузооборота составила 32 млн т*км (0,02% от грузооборота всеми видами транспорта).
РТУП "Белорусское речное пароходство" (ранее именовалось Днепро-Двинское речное пароходство, затем – Верхне-Днепровское речное пароходство) как самостоятельная транспортная организация выделилось из состава Днепровского и Северо-Западного пароходств в 1931 году.
Сегодня это основная организация, осуществляющая перевозки грузов и пассажиров водным транспортом в Республике Беларусь. В состав ее входит восемь филиалов, расположенных на территории трех областей:
Управление пароходства выполняет координирующую роль между речными портами. В его штате имеются специалисты, необходимые для осуществления методической и практической помощи речным портам (специалисты по безопасности судоходства, осуществлению перевозок, инженерно-технические работники и др.).
Основная задача и цель управления пароходства — повышение эффективности работы всех филиалов, входящих в состав предприятия, рост благосостояния и обеспечение достойного уровня жизни работников пароходства.
Филиалы не являются юридическими лицами, имеют собственные расчетные счета в обслуживающих банках, ведут самостоятельный баланс, наделены имуществом и действуют на основании Устава РТУП "Белорусское речное пароходство" и согласно "Положению о речных портах", утвержденному начальником РТУП "Белорусское речное пароходство".
Речные порты непосредственно осуществляют перевозку грузов водным транспортом, перевозку пассажиров, погрузочно-разгрузочные работы, хранение и складирование грузов, выпуск продукции и оказание услуг промышленного характера.
2. На чем специализируются речные порты, какими средствами располагают?
Речной порт Гомель основан в 1933 году и расположен на 100 км реки Сож. Порт предназначен для переработки тарно-штучных и навалочных грузов. В порту имеются подъездные железнодорожные пути, портальные краны грузоподъемностью 5 и 10 тонн. Длина причальной линии – 455 метров. После реорганизации в 2012 году путем присоединения РУП "Гомельский судостроительно-судоремонтный завод" имеется слип для подъема, строительства и ремонта судов. Для перевозки пассажиров имеется четыре пассажирских теплохода.
Речной порт Брест основан в 1950 году и расположен на реке Муховец при впадении в реку Буг. Порт предназначен для переработки навалочных грузов. Имеет портальные краны грузоподъемностью 10 тонн. Обособленно от основной территории расположен причал "Гузни", также находящийся в городской черте. Для оказания пассажирских услуг в порту имеется пассажирский теплоход.
Речной порт Мозырь основан в 1963 году и расположен на 192 км реки Припять, являясь главным перегрузочным объектом при осуществлении перевозок грузов в международном сообщении. Порт предназначен для переработки тарно-штучных и навалочных грузов. Имеет подъездные железнодорожные пути, портальные краны грузоподъемностью 5 и 10 тонн.
Речной порт Речица основан в 1944 году и расположен на 1156 км реки Днепр. Порт предназначен для переработки навалочных грузов плавучими кранами грузоподъемностью 5 тонн. После проведенной в 2010 году реорганизации путем присоединения РУП "Речицкий судостроительно-судоремонтный завод" в порту имеется слип для подъема, строительства и ремонта судов. С целью оказания услуг по перевозке пассажиров в порту имеется теплоход.
Речной порт Могилев основан в 1976 году и расположен на 1487 км реки Днепр. Порт предназначен для переработки навалочных грузов. Имеются портальные краны грузоподъемностью 5 тонн и плавучие краны грузоподъемностью 5 тонн. Длина причальной линии – 120 метров. Пассажирские перевозки осуществляются плавверандой.
Речной порт Микашевичи основан в 1978 году и является специализированный порт по отгрузке продукции РУПП "Гранит" на речные суда. Порт находится в изголовье специально выполненного Микашевичского канала. В порту имеются конвейерные линии и плавучие краны грузоподъемностью 5 тонн.
Речной порт Бобруйск основан в 1970 году и расположен на 174 км реки Березина. Порт предназначен для переработки навалочных грузов. Имеются подъездные железнодорожные пути, портальные краны грузоподъемностью 5 и 16 тонн. Длина причальной линии – 560 метров.
Речной порт Пинск основан в 1939 году и расположен на реке Пина в 8 км выше города Пинска. Порт предназначен для переработки тарно-штучных и навалочных грузов. Имеются портальные краны грузоподъемностью 10 тонн, а также плавучие краны грузоподъемностью 5 и 10 тонн. Длина причальной линии – 346 метров. Для оказания пассажирских услуг в порту имеется пассажирский теплоход.
3. Какова динамика грузо- и пассажирооборота за последние годы?
Структура перевозимых пароходством в 2013-2017 годах грузов представлена в таблице:
Как видно из таблицы, доля строительного песка составляет 92,9 % от всех перевозимых пароходством в 2013 — 2017 годах грузов. На втором месте располагается перевозка щебня и отсева (продукция РУПП "Гранит") – 6,9%. Оставшиеся 0,2% приходятся на перевозку иных грузов.
Стоит отметить, что в 2015 — 2016 годах на водных путях Республики Беларусь были отмечены аномальные гидрологические условия, повлекшие за собой невозможность осуществления перевозок по ряду участков рек.
Навигация 2017 года прошла удачней – предприятию удалось нарастить как количество перевезенных грузов (+27,9% к уровню 2016 года), так и величину грузооборота (28,4 млн т / км, или +66% к уровню 2016 года).
Пассажирские перевозки ведутся в районе городов Брест, Пинск, Могилев, Речица и Гомель судами одноименных портов. Данные перевозки представляют собой либо прогулочные рейсы незначительной продолжительности (менее часа), либо сдачу судна в почасовую аренду.
До 2012 года теплоходы пароходства работали на пригородных рейсах, частично дотируемых из бюджета:
В 2013 году местные исполнительные органы приняли решения о прекращении дотаций на вышеуказанные перевозки, что привело к их закрытию.
Количество перевезенных пассажиров за 2013-2017:
Количество перевезенных пассажиров в 2015 — 2016 годах значительно снизилось из-за падения покупательской способности населения.
4. Какие нестандартные операции были проведены в минувшую навигацию?
В навигацию 2017 года возобновились перевозки грузов в международном сообщении – из Херсона (Украина) на причал Мозырского НПЗ были доставлены два реактора депарафинизации для ОАО "Мозырский НПЗ". Каждый из них имеет массу практически 170 тонн, длину — 20,83 м, высоту — 5,25 м, ширину — 5,15.
Также в 2017 году состоялась уникальная в своем роде перевозка по реке Сож двух металлических пролетных конструкций (ферм) для строительства моста из города Кричева в город Славгород (Могилевская область), расстояние перевозки по реке — 122 километра).
Габариты ферм впечатляют: длина каждой из них – 84,02 метра, высота – 14,18 метра, ширина – 8,83 метра, вес – 235 тонн. Ранее данные конструкции использовались на автодорожном мосте в г. Кричеве, однако в 2008 году в связи со строительством нового моста были демонтированы и установлены для хранение на берегу.
Кроме габаритов ферм, значительной трудности осуществлению перевозки добавили габариты реки Сож по маршруту перевозки (малые габариты, сильная извилистость), которые обусловили невозможность использования наиболее удобных для перевозки подобных грузов типов судов и повысили требованию к квалификации судоводителей.
Дополнительную трудность при проработке и осуществлении перевозки (ввиду высоты ферм) вызвали искусственные препятствия в виде линий электропередач и автодорожного моста в городе Чериков.
По сути, вышеуказанные факторы (с одной стороны — необходимость высоких уровней в реке Сож, со второй – необходимость прохождения под автодорожным мостом в Черикове), обусловили и период проведения перевозки – во время схода весенних паводковых вод.
Данная перевозка в очередной раз подчеркнула главное преимущество водного транспорта — возможность перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
Уже в навигацию 2018 года осуществлена доставка двух тяжеловесных грузов для ОАО "Мозырский НПЗ" - вакуумной колонной и сепаратором кислого факела.
Вакуумная колонна была изготовлена компанией Walter Tosto SpA на производствах компании в Кьети и Ортона за 12 месяцев. Вес колонны с ложементами составляет 316,5 тонн, ее длина - 42,45 метра, диаметр – 9,46 метра.
Сепаратор кислого факела был изготовлен на заводе Kremsmüller в Штейнхаузе (Австрия) имеет вес 61 тонну, длину – 14,8 метра, диаметр – 5,96 метра.
Все эти объекты были доставлены морем в Херсон. Там сепаратор был перегружен на баржу-площадку портальным краном речного порта. Чтобы перегрузить вакуумную колонну потребовались два 275-тонных крана, расположенных на судне Tracer. По Днепру баржи довезли груз до Киева, после чего буксирные теплоходы пароходства БТ-0691 и БТ-0701 (проекта 570В) доставили их до причала Мозырского завода.
Путь от Херсона до места назначения был проделан за 20 суток и составил 1100 километров.
5. Какой флот сейчас находится в распоряжении пароходства? Типы судов, средний возраст, перспективы и необходимость пополнения, маршруты?
Основными типами транспортных судов, эксплуатируемыми пароходством, являются:
- буксир-толкач проектов 570А, 570В мощностью 220 кВт (автор проекта - РНУП "Белсудопроект");
Класс Российского Речного Регистра – "Р";
Размерения судна габаритные, м:
- длина – 25,59 м.;
- ширина – 5,35 м.;
- высота по несъемным частям от ОП – 6,75 м.;
Осадка средняя с полными запасами – 0,92 м.
- мелкосидящий буксир-толкач проекта 730 мощностью 220 кВт (автор проекта - РНУП "Белсудопроект");
Класс Российского Речного Регистра – "Л";
Размерения судна габаритные, м:
- длина – 25,9 м.;
- ширина – 6,75 м.;
- высота по несъемным частям от ОП – 6,87 м.;
Осадка средняя с полными запасами – 0,64 м.
- несамоходная баржа-площадка проекта 775 грузоподъемностью 900 т. (автор проекта - РНУП "Белсудопроект");
Назначение судна: перевозка навалочных грузов, минерально-строительных материалов, добываемых из русел рек гидромеханизированным способом; контейнеров, гусеничной техники с давлением на палубу до 10 тс/кв.м., колесной техники с нагрузкой на ось до 9 тс и для соединения барж в наплавной мост "уступом".
Класс Российского Речного Регистра – "*Р" – с правом эксплуатации в водохранилищах разряда "О" с ограничением по погодным условиям (высота волны до 1,2 м.);
Размерения судна габаритные, м:
- длина – 73,68 м.;
- ширина – 10,18 м;
- высота по несъемным частям от ОП – 4,08 м.
Осадка в порожнем состоянии – 0,41 м.
Осадка с грузом 900 т. – 1,77 м.
Грузовой бункер – 61,25 х 7,3 м, высота борта – от 1,3 м. до 1,5 м.
- несамоходная баржа-площадка проекта 775А грузоподъемностью 900 т. (автор проекта — РНУП "Белсудопроект");
Назначение судна: баржа-площадка с грузовым бункером и съемным закрытием, эксплуатируемая без судового экипажа методом толкания и буксировки
Класс Российского Речного Регистра – "*Р" – с правом эксплуатации в водохранилищах разряда "О" с ограничением по погодным условиям (высота волны до 1,2 м.);
Размерения судна габаритные, м:
- длина – 73,68 м;
- ширина – 10,18 м;
- высота по несъемным частям от ОП – 4,67 м.
Осадка в порожнем состоянии – 0,48 м.
Осадка с грузом 900 т – 1,83 м.
Грузовой бункер – 61,25 х 7,3 м, высота борта – 1,5 м.
Основными типами судов, используемыми на перевозке пассажиров являются суда проектов Р-51Э и 95030.
Пассажирский теплоход проекта Р-51Э мощностью 220 кВт для внутригородских и пригородных линий (проект Р-51Э);
Размерения судна габаритные, м:
- длина – 38,2 м;
- ширина – 6,5 м;
- высота надводная с заваленной мачтой – 5,7 м.
Осадка судна с пассажирами и запасами – 1,13 м.
Скорость судна – до 24 км/ч.
Пассажирский теплоход проекта 95030 мощностью 110 кВт для внутригородских и пригородных линий (автор проекта - РНУП "Белсудопроект");
Размерения судна габаритные, м:
- длина – 24,0 м;
- ширина – 4,13 м;
- высота надводная с заваленной мачтой – 4,45 м.
Осадка судна с пассажирами и запасами – 0,7 м.
Скорость судна – до 17,6 км/ч.
Абсолютное большинство эксплуатируемых судов было построено в 1980-х годах. Средний возраст флота пароходства составляет 31 год. Вместе с тем на предприятии осуществляется модернизация флота, улучшение его эксплуатационных характеристик.
6. Есть ли лимитирующие участки, каковы ограничения по осадке?
Достаточные для осуществления полноценной навигации глубины постоянно имеются лишь на Днепро-Бугском канале (участок порт Брест – гидроузел Стахово продолжительностью 243 км).
Глубины на участках рек в соответствии с техническим заданием по обслуживанию, улучшению и развитию внутренних водных путей Республики Беларусь на 2018 год:
Серьезная и актуальная в наши дни проблема обмеления рек – реальная угроза сохранению полноценного судоходства на реках Беларуси.
В течение последних лет уровень воды в реках упал до рекордного минимума за всю историю гидрологических наблюдений.
Два года подряд (2015 — 2016 гг.) Министерством по чрезвычайным ситуациям РБ фиксировалась государственная чрезвычайная ситуация "Низкие уровни воды" с квалификационным признаком "Уровни воды ниже проектных отметок навигационных уровней на судоходных реках".
Информация об уровнях глубин на внутренних водных путях Республики Беларусь по состоянию на 10 сентября 2015 года (день, в который были зафиксированы минимальные глубины в 2015 году):
В районе речного порта Брест глубина составляла 200 см, в районе Пинска – 155 см, а на соседнем участке Микашевичи-Стахово глубины составляли всего 40 см.
Аналогичная ситуация наблюдалась и в навигацию 2016 года. Информация об уровнях глубин по состоянию на 20 сентября 2016 года (день, в который были зафиксированы минимальные глубины в 2016 году):
Навигация 2017 года оказалась более благополучной с точки зрения гидрологии – наблюдались более высокие уровни воды, позволившие пароходству увеличить количество транзитных перевозок грузов между портами. Но тем не менее, и в этом году ряд портов был вынужден приостановить свою деятельность из-за низких глубин на внутренних водных путях.
Самые низкие уровни воды зафиксированы 4 сентября 2017 года.
Как мы можем видеть, в 2017 году уровни глубин выше 2015 и 2016 годов. Глубины в районах речных портов пароходства таковы:
Следствием такой сложной ситуации на водных путях является то, что пароходство не может регулярно осуществлять транзитные перевозки грузов, которые занимают основную долю грузооборота пароходства, а также планировать их даже на краткосрочную перспективу, так как из–за недостаточных глубин основной состав флота идет недогруженным, снижается скорость продвижения грузов, что приводит к увеличению себестоимости и снижению рентабельности данных перевозок.
Отсутствие необходимых для перевозки глубин в течение всего навигационного периода сдерживает и развитие перевозок внешнеторговых грузов, не позволяет заключать договора с клиентами на регулярные внешнеторговые перевозки водным транспортом (глубины в меженный период падают до 1 метра и ниже).
Периоды неосуществления транзитных перевозок из-за недостаточных для судоходства глубин:
2015 год: c 22.06 2015 до конца навигации;
2016 год: с 27.06.2016 по 19.10.2016;
2017 год: с 06.08.2017 по 07.10.2017
Материалы по теме:
"Это не Россия, но и не заграница" (о круизе по рекам Белоруссии на теплоходе "Белая Русь")
Круизный туризм в России: вызовы и возможности (статья руководителя компании "Инфофлот" Александра Соснина)
Речные речи (о форуме "Реки России - 2016")
Договорились на берегу (о форуме "Реки России - 2016")
Прошлись по воде (о Госсовете по внутренним водным путям в августе 2016 г.)
А между тем по территории этой страны, расположенной на водоразделе бассейнов Черного и Балтийского морей, протекает более 20 тысяч рек. Семь из них сегодня пригодны для коммерческого использования судоходства: Днепр, Припять, Сож, Березина, Неман, Западная Двина, а также Днепро-Бугский водный путь.
Мы решили получить информацию о ситуации на этих водных артериях прямо из первых рук и обратились к Белорусскому речному пароходству. Ниже публикуем ответы, подготовленные пароходством на наши простые вопросы о флоте, портах, грузах, пассажирах и глубинах.
Белорусское речное пароходство |
1. Как устроено Белорусское речное пароходство — из чего состоит, кому подчиняется, на каких условиях, за что отвечает?
Структура организаций внутреннего водного транспорта Республики Беларусь остается практически неизменна еще со времен распада Советского Союза:
Белорусское речное пароходство |
По итогам 2017 года внутренним водным транспортом Республики Беларусь перевезено 2,019 млн тонн грузов, что составляет 0,46% от общего количество перевезенных грузов в республике. Величина грузооборота составила 32 млн т*км (0,02% от грузооборота всеми видами транспорта).
РТУП "Белорусское речное пароходство" (ранее именовалось Днепро-Двинское речное пароходство, затем – Верхне-Днепровское речное пароходство) как самостоятельная транспортная организация выделилось из состава Днепровского и Северо-Западного пароходств в 1931 году.
Сегодня это основная организация, осуществляющая перевозки грузов и пассажиров водным транспортом в Республике Беларусь. В состав ее входит восемь филиалов, расположенных на территории трех областей:
- Брестской – речные порты Брест, Пинск, Микашевичи;
- Могилевской – речные порты Могилев, Бобруйск;
- Гомельской – речные порты Гомель, Мозырь, Речица.
Управление пароходства выполняет координирующую роль между речными портами. В его штате имеются специалисты, необходимые для осуществления методической и практической помощи речным портам (специалисты по безопасности судоходства, осуществлению перевозок, инженерно-технические работники и др.).
Основная задача и цель управления пароходства — повышение эффективности работы всех филиалов, входящих в состав предприятия, рост благосостояния и обеспечение достойного уровня жизни работников пароходства.
Филиалы не являются юридическими лицами, имеют собственные расчетные счета в обслуживающих банках, ведут самостоятельный баланс, наделены имуществом и действуют на основании Устава РТУП "Белорусское речное пароходство" и согласно "Положению о речных портах", утвержденному начальником РТУП "Белорусское речное пароходство".
Речные порты непосредственно осуществляют перевозку грузов водным транспортом, перевозку пассажиров, погрузочно-разгрузочные работы, хранение и складирование грузов, выпуск продукции и оказание услуг промышленного характера.
Белорусское речное пароходство |
2. На чем специализируются речные порты, какими средствами располагают?
Речной порт Гомель основан в 1933 году и расположен на 100 км реки Сож. Порт предназначен для переработки тарно-штучных и навалочных грузов. В порту имеются подъездные железнодорожные пути, портальные краны грузоподъемностью 5 и 10 тонн. Длина причальной линии – 455 метров. После реорганизации в 2012 году путем присоединения РУП "Гомельский судостроительно-судоремонтный завод" имеется слип для подъема, строительства и ремонта судов. Для перевозки пассажиров имеется четыре пассажирских теплохода.
Речной порт Брест основан в 1950 году и расположен на реке Муховец при впадении в реку Буг. Порт предназначен для переработки навалочных грузов. Имеет портальные краны грузоподъемностью 10 тонн. Обособленно от основной территории расположен причал "Гузни", также находящийся в городской черте. Для оказания пассажирских услуг в порту имеется пассажирский теплоход.
Речной порт Мозырь основан в 1963 году и расположен на 192 км реки Припять, являясь главным перегрузочным объектом при осуществлении перевозок грузов в международном сообщении. Порт предназначен для переработки тарно-штучных и навалочных грузов. Имеет подъездные железнодорожные пути, портальные краны грузоподъемностью 5 и 10 тонн.
Речной порт Речица основан в 1944 году и расположен на 1156 км реки Днепр. Порт предназначен для переработки навалочных грузов плавучими кранами грузоподъемностью 5 тонн. После проведенной в 2010 году реорганизации путем присоединения РУП "Речицкий судостроительно-судоремонтный завод" в порту имеется слип для подъема, строительства и ремонта судов. С целью оказания услуг по перевозке пассажиров в порту имеется теплоход.
Речной порт Могилев основан в 1976 году и расположен на 1487 км реки Днепр. Порт предназначен для переработки навалочных грузов. Имеются портальные краны грузоподъемностью 5 тонн и плавучие краны грузоподъемностью 5 тонн. Длина причальной линии – 120 метров. Пассажирские перевозки осуществляются плавверандой.
Речной порт Микашевичи основан в 1978 году и является специализированный порт по отгрузке продукции РУПП "Гранит" на речные суда. Порт находится в изголовье специально выполненного Микашевичского канала. В порту имеются конвейерные линии и плавучие краны грузоподъемностью 5 тонн.
Речной порт Бобруйск основан в 1970 году и расположен на 174 км реки Березина. Порт предназначен для переработки навалочных грузов. Имеются подъездные железнодорожные пути, портальные краны грузоподъемностью 5 и 16 тонн. Длина причальной линии – 560 метров.
Речной порт Пинск основан в 1939 году и расположен на реке Пина в 8 км выше города Пинска. Порт предназначен для переработки тарно-штучных и навалочных грузов. Имеются портальные краны грузоподъемностью 10 тонн, а также плавучие краны грузоподъемностью 5 и 10 тонн. Длина причальной линии – 346 метров. Для оказания пассажирских услуг в порту имеется пассажирский теплоход.
Белорусское речное пароходство |
3. Какова динамика грузо- и пассажирооборота за последние годы?
Структура перевозимых пароходством в 2013-2017 годах грузов представлена в таблице:
Наименование груза | Годы | Итого | ||||||
2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | тыс.т. | в % | ||
Песок строительный | 2692,0 | 2145,6 | 1500,6 | 1068,5 | 1342,6 | 8749,3 | 92,89 | |
Лесные грузы | 2,1 | 0,0 | 0,0 | 2,2 | 0,0 | 4,3 | 0,05 | |
Негабаритные тяжеловесные грузы | 0,7 | 3,2 | 0,0 | 0,0 | 0,3 | 4,2 | 0,04 | |
Нефтепродукты | 4,7 | 3,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 7,7 | 0,08 | |
Щебень и отсев | 262,9 | 199,3 | 35,6 | 68,2 | 84,2 | 650,2 | 6,90 | |
Шпат полевой | 3,3 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 3,3 | 0,04 | |
Всего | 2965,7 | 2351,1 | 1536,2 | 1138,9 | 1427,1 | 9419 | 100,0 |
Как видно из таблицы, доля строительного песка составляет 92,9 % от всех перевозимых пароходством в 2013 — 2017 годах грузов. На втором месте располагается перевозка щебня и отсева (продукция РУПП "Гранит") – 6,9%. Оставшиеся 0,2% приходятся на перевозку иных грузов.
Стоит отметить, что в 2015 — 2016 годах на водных путях Республики Беларусь были отмечены аномальные гидрологические условия, повлекшие за собой невозможность осуществления перевозок по ряду участков рек.
Навигация 2017 года прошла удачней – предприятию удалось нарастить как количество перевезенных грузов (+27,9% к уровню 2016 года), так и величину грузооборота (28,4 млн т / км, или +66% к уровню 2016 года).
Пассажирские перевозки ведутся в районе городов Брест, Пинск, Могилев, Речица и Гомель судами одноименных портов. Данные перевозки представляют собой либо прогулочные рейсы незначительной продолжительности (менее часа), либо сдачу судна в почасовую аренду.
До 2012 года теплоходы пароходства работали на пригородных рейсах, частично дотируемых из бюджета:
- теплоход "ПТ-01" работал на пригородной линии Гомель – Крысин (протяженность маршрута – 22 км).
- теплоход "ПТ-02" эксплуатировался на пригородных линиях Лоев –Карповка (протяженность маршрута – 17 км) и Карповка – Лоев – Подречицкое (протяженность маршрута – 34 км).
- теплоход "Пинск" осуществлял перевозку пассажиров на линии Пинск – Кривичи. Протяженность маршрута – 14 км.
В 2013 году местные исполнительные органы приняли решения о прекращении дотаций на вышеуказанные перевозки, что привело к их закрытию.
Количество перевезенных пассажиров за 2013-2017:
Год | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
Перевезено пассажиров, тыс. чел. | 170,9 | 176,0 | 100,7 | 91,4 | 95,3 |
Темп роста, % | х | 103,0 | 57,2 | 90,8 | 104,3 |
Количество перевезенных пассажиров в 2015 — 2016 годах значительно снизилось из-за падения покупательской способности населения.
Белорусское речное пароходство |
4. Какие нестандартные операции были проведены в минувшую навигацию?
В навигацию 2017 года возобновились перевозки грузов в международном сообщении – из Херсона (Украина) на причал Мозырского НПЗ были доставлены два реактора депарафинизации для ОАО "Мозырский НПЗ". Каждый из них имеет массу практически 170 тонн, длину — 20,83 м, высоту — 5,25 м, ширину — 5,15.
Также в 2017 году состоялась уникальная в своем роде перевозка по реке Сож двух металлических пролетных конструкций (ферм) для строительства моста из города Кричева в город Славгород (Могилевская область), расстояние перевозки по реке — 122 километра).
Габариты ферм впечатляют: длина каждой из них – 84,02 метра, высота – 14,18 метра, ширина – 8,83 метра, вес – 235 тонн. Ранее данные конструкции использовались на автодорожном мосте в г. Кричеве, однако в 2008 году в связи со строительством нового моста были демонтированы и установлены для хранение на берегу.
Кроме габаритов ферм, значительной трудности осуществлению перевозки добавили габариты реки Сож по маршруту перевозки (малые габариты, сильная извилистость), которые обусловили невозможность использования наиболее удобных для перевозки подобных грузов типов судов и повысили требованию к квалификации судоводителей.
Дополнительную трудность при проработке и осуществлении перевозки (ввиду высоты ферм) вызвали искусственные препятствия в виде линий электропередач и автодорожного моста в городе Чериков.
По сути, вышеуказанные факторы (с одной стороны — необходимость высоких уровней в реке Сож, со второй – необходимость прохождения под автодорожным мостом в Черикове), обусловили и период проведения перевозки – во время схода весенних паводковых вод.
Данная перевозка в очередной раз подчеркнула главное преимущество водного транспорта — возможность перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
Уже в навигацию 2018 года осуществлена доставка двух тяжеловесных грузов для ОАО "Мозырский НПЗ" - вакуумной колонной и сепаратором кислого факела.
Белорусское речное пароходство |
Вакуумная колонна была изготовлена компанией Walter Tosto SpA на производствах компании в Кьети и Ортона за 12 месяцев. Вес колонны с ложементами составляет 316,5 тонн, ее длина - 42,45 метра, диаметр – 9,46 метра.
Сепаратор кислого факела был изготовлен на заводе Kremsmüller в Штейнхаузе (Австрия) имеет вес 61 тонну, длину – 14,8 метра, диаметр – 5,96 метра.
Все эти объекты были доставлены морем в Херсон. Там сепаратор был перегружен на баржу-площадку портальным краном речного порта. Чтобы перегрузить вакуумную колонну потребовались два 275-тонных крана, расположенных на судне Tracer. По Днепру баржи довезли груз до Киева, после чего буксирные теплоходы пароходства БТ-0691 и БТ-0701 (проекта 570В) доставили их до причала Мозырского завода.
Путь от Херсона до места назначения был проделан за 20 суток и составил 1100 километров.
5. Какой флот сейчас находится в распоряжении пароходства? Типы судов, средний возраст, перспективы и необходимость пополнения, маршруты?
Основными типами транспортных судов, эксплуатируемыми пароходством, являются:
- буксир-толкач проектов 570А, 570В мощностью 220 кВт (автор проекта - РНУП "Белсудопроект");
Класс Российского Речного Регистра – "Р";
Размерения судна габаритные, м:
- длина – 25,59 м.;
- ширина – 5,35 м.;
- высота по несъемным частям от ОП – 6,75 м.;
Осадка средняя с полными запасами – 0,92 м.
Белорусское речное пароходство |
- мелкосидящий буксир-толкач проекта 730 мощностью 220 кВт (автор проекта - РНУП "Белсудопроект");
Класс Российского Речного Регистра – "Л";
Размерения судна габаритные, м:
- длина – 25,9 м.;
- ширина – 6,75 м.;
- высота по несъемным частям от ОП – 6,87 м.;
Осадка средняя с полными запасами – 0,64 м.
Белорусское речное пароходство |
- несамоходная баржа-площадка проекта 775 грузоподъемностью 900 т. (автор проекта - РНУП "Белсудопроект");
Назначение судна: перевозка навалочных грузов, минерально-строительных материалов, добываемых из русел рек гидромеханизированным способом; контейнеров, гусеничной техники с давлением на палубу до 10 тс/кв.м., колесной техники с нагрузкой на ось до 9 тс и для соединения барж в наплавной мост "уступом".
Класс Российского Речного Регистра – "*Р" – с правом эксплуатации в водохранилищах разряда "О" с ограничением по погодным условиям (высота волны до 1,2 м.);
Размерения судна габаритные, м:
- длина – 73,68 м.;
- ширина – 10,18 м;
- высота по несъемным частям от ОП – 4,08 м.
Осадка в порожнем состоянии – 0,41 м.
Осадка с грузом 900 т. – 1,77 м.
Грузовой бункер – 61,25 х 7,3 м, высота борта – от 1,3 м. до 1,5 м.
Белорусское речное пароходство |
- несамоходная баржа-площадка проекта 775А грузоподъемностью 900 т. (автор проекта — РНУП "Белсудопроект");
Назначение судна: баржа-площадка с грузовым бункером и съемным закрытием, эксплуатируемая без судового экипажа методом толкания и буксировки
Класс Российского Речного Регистра – "*Р" – с правом эксплуатации в водохранилищах разряда "О" с ограничением по погодным условиям (высота волны до 1,2 м.);
Размерения судна габаритные, м:
- длина – 73,68 м;
- ширина – 10,18 м;
- высота по несъемным частям от ОП – 4,67 м.
Осадка в порожнем состоянии – 0,48 м.
Осадка с грузом 900 т – 1,83 м.
Грузовой бункер – 61,25 х 7,3 м, высота борта – 1,5 м.
Основными типами судов, используемыми на перевозке пассажиров являются суда проектов Р-51Э и 95030.
Пассажирский теплоход проекта Р-51Э мощностью 220 кВт для внутригородских и пригородных линий (проект Р-51Э);
Размерения судна габаритные, м:
- длина – 38,2 м;
- ширина – 6,5 м;
- высота надводная с заваленной мачтой – 5,7 м.
Осадка судна с пассажирами и запасами – 1,13 м.
Скорость судна – до 24 км/ч.
Белорусское речное пароходство |
Пассажирский теплоход проекта 95030 мощностью 110 кВт для внутригородских и пригородных линий (автор проекта - РНУП "Белсудопроект");
Размерения судна габаритные, м:
- длина – 24,0 м;
- ширина – 4,13 м;
- высота надводная с заваленной мачтой – 4,45 м.
Осадка судна с пассажирами и запасами – 0,7 м.
Скорость судна – до 17,6 км/ч.
Белорусское речное пароходство |
Абсолютное большинство эксплуатируемых судов было построено в 1980-х годах. Средний возраст флота пароходства составляет 31 год. Вместе с тем на предприятии осуществляется модернизация флота, улучшение его эксплуатационных характеристик.
6. Есть ли лимитирующие участки, каковы ограничения по осадке?
Достаточные для осуществления полноценной навигации глубины постоянно имеются лишь на Днепро-Бугском канале (участок порт Брест – гидроузел Стахово продолжительностью 243 км).
Глубины на участках рек в соответствии с техническим заданием по обслуживанию, улучшению и развитию внутренних водных путей Республики Беларусь на 2018 год:
Белорусское речное пароходство |
Серьезная и актуальная в наши дни проблема обмеления рек – реальная угроза сохранению полноценного судоходства на реках Беларуси.
В течение последних лет уровень воды в реках упал до рекордного минимума за всю историю гидрологических наблюдений.
Два года подряд (2015 — 2016 гг.) Министерством по чрезвычайным ситуациям РБ фиксировалась государственная чрезвычайная ситуация "Низкие уровни воды" с квалификационным признаком "Уровни воды ниже проектных отметок навигационных уровней на судоходных реках".
Информация об уровнях глубин на внутренних водных путях Республики Беларусь по состоянию на 10 сентября 2015 года (день, в который были зафиксированы минимальные глубины в 2015 году):
Белорусское речное пароходство |
В районе речного порта Брест глубина составляла 200 см, в районе Пинска – 155 см, а на соседнем участке Микашевичи-Стахово глубины составляли всего 40 см.
- в районе порта Гомель глубина реки составляла 75 см.;
- в районе порта Мозырь – 80 см;
- в районе порта Речица – 70 см;
- в районе порта Бобруйск – 70 см;
- в районе порта Могилев – 65 см.
Аналогичная ситуация наблюдалась и в навигацию 2016 года. Информация об уровнях глубин по состоянию на 20 сентября 2016 года (день, в который были зафиксированы минимальные глубины в 2016 году):
Белорусское речное пароходство |
- в районе порта Гомель глубина реки составляла 115 см.;
- порта Мозырь – 50 см;
- порта Речица – 75 см;
- порта Бобруйск – 80 см;
- порта Могилев – 70 см;
- порта Брест – 200 см;
- порта Пинск – 160 см,
- порта Микашевичи – 60 см.
Навигация 2017 года оказалась более благополучной с точки зрения гидрологии – наблюдались более высокие уровни воды, позволившие пароходству увеличить количество транзитных перевозок грузов между портами. Но тем не менее, и в этом году ряд портов был вынужден приостановить свою деятельность из-за низких глубин на внутренних водных путях.
Самые низкие уровни воды зафиксированы 4 сентября 2017 года.
Белорусское речное пароходство |
Как мы можем видеть, в 2017 году уровни глубин выше 2015 и 2016 годов. Глубины в районах речных портов пароходства таковы:
- порт Гомель — 95 см;
- порт Мозырь – 120 см;
- порт Микашевичи – 95 см;
- порт Речица – 70 см;
- порт Бобруйск – 70 см;
- порт Могилев – 90 см;
- порт Брест – 200 см;
- порт Пинск – 175 см.
Следствием такой сложной ситуации на водных путях является то, что пароходство не может регулярно осуществлять транзитные перевозки грузов, которые занимают основную долю грузооборота пароходства, а также планировать их даже на краткосрочную перспективу, так как из–за недостаточных глубин основной состав флота идет недогруженным, снижается скорость продвижения грузов, что приводит к увеличению себестоимости и снижению рентабельности данных перевозок.
Отсутствие необходимых для перевозки глубин в течение всего навигационного периода сдерживает и развитие перевозок внешнеторговых грузов, не позволяет заключать договора с клиентами на регулярные внешнеторговые перевозки водным транспортом (глубины в меженный период падают до 1 метра и ниже).
Периоды неосуществления транзитных перевозок из-за недостаточных для судоходства глубин:
2015 год: c 22.06 2015 до конца навигации;
2016 год: с 27.06.2016 по 19.10.2016;
2017 год: с 06.08.2017 по 07.10.2017
Материалы по теме:
"Это не Россия, но и не заграница" (о круизе по рекам Белоруссии на теплоходе "Белая Русь")
Круизный туризм в России: вызовы и возможности (статья руководителя компании "Инфофлот" Александра Соснина)
Речные речи (о форуме "Реки России - 2016")
Договорились на берегу (о форуме "Реки России - 2016")
Прошлись по воде (о Госсовете по внутренним водным путям в августе 2016 г.)