В первую очередь, конечно, хочется посмотреть в сторону финнов. Kemppi завоевала сердца корабелов давно и надолго, а Корабел.ру совместно с генеральным директором "Кемппи Россия" Евгенией Дмитриевой даже выезжали на производство "Красного Сормово" и разбирали работу сварщиков, так сказать, на месте. Сегодня дать какой-то утвердительный ответ в ту или иную сторону в плане: "Да, остается. Нет, не остается", – по поводу Kemppi мы не можем, зато можем с уверенностью заявить, что оборудование этой компании приходится по вкусу большому количеству сварщиков, задействованных в судостроительной отрасли. Кстати, в прошлом году во время выставки-конференции "НЕВА 2021" Евгения Дмитриева сообщила, что совет акционеров компании принял решение о локализации Kemppi в России. Как будут развиваться события теперь? Увидим.
Ещё одна известная компания на рынке судостроения – ESAB остается с Россией. Надо сказать, что это оборудование также полюбилось сварщикам, и оно часто встречается не только на судостроительных заводах, но и на машиностроительных и других предприятиях. Пользуются и полуавтоматами от ESAB, и чисто механической сваркой, и сварочной проволокой. Отзывы о ESAB весьма хорошие, хотя и у такого профессионального оборудования есть, что улучшить. Так главный сварщик ПСЗ "Янтарь" к недостаткам полуавтоматов отнес недостаточную защиту коммутационных-соединительных кабелей. При этом на заводе отметили, что сварщики предпочитают пользоваться полуавтоматами именно от ESAB ( Origo YardFeed 200_M3y), а также Kemppi FastMig MF33 за их компоновку, удобство в использовании и настройки режимов на панели управления.
В компании Weld Expert, которая на "НЕВЕ 2021" как основной продукт представляла сварочное оборудование немецкой торговой марки EWM, заявили, что их поставщики уходить с рынка не планируют, а это как минимум пять компаний в каталоге сайта, оборудование которых есть в наличии. Открываем вкладку "сварочное оборудование", смотрим производителей, в результате получаем: Aurora (Китай, Riland), ESAB, EWM (Немцы), "Сварог" (Китай, Shenzhen Jasic Technology), "Электросварка" (Россия, Калининград).
Об ESAB мы уже сказали, поэтому посмотрим на ООО "ЕВМ РУС", которая позиционирует себя как официальное представительство EWM AG на территории ЕАЭС (Евразийский экономический союз) со складами в Калининграде и Санкт-Петербурге и еженедельными поставками из Германии. EWM для судостроителей не является чем-то неизведанным, оборудование относится к классу профессионального, имеет в своем арсенале такое интересное решение, как Xnet: похожа на интернет-сеть, связывающую сварочные аппараты в единую систему. Практическая польза Xnet в возможности наблюдать за сварочным процессом в реальном времени, анализировать его, а также при необходимости дистанционно регулировать параметры сварки и даже ограничивать в правах сварщика. Вся собранная информация остается на локальном сервере предприятия.
Отзывы об оборудовании EWM соответствующие. Главный сварщик ПСЗ "Янтарь" охарактеризовал полуавтоматы Phoenix 405 puls как профессиональные, многофункциональные и одновременно с этим требующие высокого уровня подготовки, могущие применяться лишь на узких производственных направлениях. Дело в том, что большая часть функционала сварочного аппарата бесполезна при использовании СО2, который до сих пор остается основным защитным газом в сварочном производстве многих заводов. Также EWM – дорогое удовольствие, а сейчас должно стать ещё дороже, но о ценах мы поговорим отдельно.
Aurora – в 2018 г. компания приняла решение открыть собственное производство сварочных аппаратов бытового и специального назначения. AuroraPRO – совместный продукт ГК "Аврора" и лидера китайского рынка сварочной техники Riland. Отзывов о применении данного оборудования у нас нет, однако можно достоверно утверждать, что если захочется прикупить сварочного оборудования Aurora, проблем с этим не будет. Цены на AuroraPRO примерно такие же, как и на оборудование других производителей.
"Сварог" – ещё одна китайская компания с русским названием. На российский рынок зашла в 2007 г., работает в связке с Shenzhen Jasic Technology. В 2016 г. в Санкт-Петербурге открыла цех крупноузловой сборки. Чего-то конкретного об этом оборудовании мы также не скажем, однако Китай с рынка точно не уйдет и это хорошо. Другое дело – компания составляет конкуренцию российским производителям. На официальном сайте можно увидеть стоимость продукции, которая вписывается в средний ценовой диапазон за единицу сварочного оборудования.
"Электросварка" (входит в АО НПФ "ИТС") – для кого-то, возможно, будет открытием, что в Калининграде вот уже как с 1958 г. работает российский завод, производящий не только сварочное оборудование, но и материалы. АО "ЭСВА" – активный участник программы по импортозамещению, в 2015 г. компания всерьез взялась за техническое перевооружение, и в итоге смогла выйти на мировой рынок. На сегодня "Электросварка" входит в крупнейший холдинг по производству электросварочного оборудования АО "Научно-производственная фирма "Инженерный технологический сервис". Территория завода – 6,8 га, площадь цехов – 15 000 м2, количество сотрудников – 245 человек. АО "ЭСВА" ежегодно выпускает 16 000 единиц готовой продукции. Конкретной цены на продукцию на официальном сайте нет.
Связавшись с генеральным директором "МАГМАВЭЛД-СПБ" Андреем Гавшинским, мы поняли, что проблема поставок или санкций для турецкой компании не стоит. Сварочное оборудование, как и прежде, будет поступать из-за границы, а строительство завода под Петергофом по производству порошковой проволоки надлежащего качества, о котором представители компании говорили ещё на "НЕВЕ 2021", подходит к своему логическому завершению.
Известная российская компания по производству портального сварочного оборудования, комплектующих, а также имеющая в арсенале собственную систему по ультразвуковому контролю сварочного производства "АЛВ Технолоджис", так сказать, "в деле". Генеральный директор компании Аркадий Шошенский подтвердил, что их производство продолжает жить и развиваться, и на сегодня они готовы и дальше помогать российскому судостроению с импортозамещением. Наряду с этим руководитель предприятия отметил, что вопрос с импортными комплектующими остается открытым: завод ждет от поставщика исполнения обязательств, но курс доллара сказывается на стоимости закупок.
Какой-то особой активности со стороны судостроительных заводов Аркадий Шошенский не наблюдает. На его взгляд, все ждут стабилизации ситуации. Также он отметил, что некоторые комплектующие к своему оборудованию завод уже научился производить самостоятельно (в частности, изоляторы).
Умеренно позитивно отреагировали на санкционное давление производители российского сварочного оборудования в Санкт-Петербурге EVOSPARK. Они даже постарались сохранить старые цены до апреля. Со слов генерального директора компании "Высокие технологии в промышленности" Тиграна Галояна, который по совместительству является консультантом завода EVOSPARK, с момента начала отключения зарубежных производителей от России, обращений в его компанию стало больше. При этом некоторые зарубежные производители решили покинуть рынок, со слов собеседника, а EVOSPARK, наоборот, при необходимости готовы расширить производство и взять, в случае образования пустоты в поставках сварочного оборудования, нагрузку на себя. Конечно, произойти это сможет не в одночасье, но Тигран Галоян с искренним воодушевлением и пониманием отреагировал на вызов времени.
"Со своей стороны мы сделаем все, чтобы конечный потребитель не почувствовал никакого ущерба от этих санкций. EVOSPARK готово заменить любое импортное оборудование, даже с превосходящим функционалом", – Тигран Галоян.
И с функционалом у EVOSPARK действительно неплохо (возможно, единственное сварочное оборудование с простой панелью управления на русском языке и возможностью дистанционно, через горелку, управлять режимами сварки), хотя, как и у другого российского оборудования, здесь есть импортные комплектующие. На этот счет Тигран Галоян отметил, что, если потребуется, компания сможет переориентировать закупки, а, возможно, просто будут найдены иные логистические цепочки, как это было сделано ещё в первую волну санкций.
Отправимся в Симферополь на российской завод SELMA. Здесь расположилось ещё одно пусть и не уникальное, но необходимое производство для России полного спектра оборудования, предназначенного для всех видов электрической сварки и резки металла. Также SELMA производит сварочные трансформаторы, выпрямители, полуавтоматы, автоматические сварные системы с несущими конструкциями для организации механизированного процесса сварки и резки, устройства для аргонодуговой сварки, воздушно-плазменной резки, контактной точечной сварки, а также оборудование для управления контактными машинами, и оборудование для механизированной подготовки кромок для сварки.
Разговор состоялся с генеральным директором SELMA Георгием Агаджаняном. На его взгляд рынок пока что реагирует довольно-таки истерично на разворачивающиеся события. Покупатель хочет приобрести оборудование по старым ценам, а продать его предыдущему курсу не представляется возможным, так как продукция SELMA, как ни крути, также завязана на зарубежные компоненты, и есть опасность продать, условно говоря, за 100 руб., а на выручку в виде этих 100 руб. купить только необходимые комплектующие. Сработать в минус. Этого, конечно, не только SELMA, но и любое другое производство себе позволить не может.
Второе – никто до конца не понимает, как будут действовать зарубежные партнеры. Тот, кто сегодня решил вопреки всему всё-таки остаться на рынке, завтра может его покинуть и наоборот.
Третье – цены на металл. Тут без комментариев.
Спрос на продукцию SELMA, со слов генерального директора, растет. Судостроительные заводы стали обращаться чаще. С одной стороны, конечно, выход с рынка некоторых крупных игроков (если он, конечно, состоится), может простимулировать рост и расширение производства, которое и до этого шаг за шагом набирало обороты, с другой стороны – китайских и российских конкурентов никто не отменял. Одна из основных проблем – электроника. Не менее серьезная – логистика. Хотя, рассказывая о современной реальности, Георгий Агаджанян не проронил ни одного упаднического слова.
"Мы уже возили железной дорогой необходимые нам материалы, можем и ещё раз повторить. Очереди на неё только сейчас большие", – Георгий Агаджанян.
Разговор о SELMA завершим на том, что на сегодня производство в Симферополе насчитывает 230 человек, запрос от судостроителей на сварочное оборудование есть и это хорошо. Сейчас на заводе проходит поэтапное обновление станочного парка и наращивание производственных мощностей. По поводу кусающихся цен генеральный директор сказал, что в любом случае им придется быть в рынке, так что SELMA не станет запредельной. В плане переориентировки на зарубежные компоненты, предприятие уже закупает по-настоящему отечественные электродвигатели, с "мозгами" вероятнее всего будут помогать китайцы.
"Мы в любой момент готовы перейти на отечественные компоненты. Дайте их нам, и мы все сделаем. Готовы даже в принудительном порядке перейти на российское. И это с учетом того, что мы коммерческая организация и не обязаны этого делать. Так, например, было с переориентацией закупок на "Крымский завод электроинструмента "ФИОЛЕНТ", – Георгий Агаджанян.
Вместо заключения. А какие ещё компании есть, а когда цена перестанет скакать?
В этом материале мы не рассмотрели ряд отечественных и зарубежных производителей сварочного оборудования, которые также, безусловно, достойны этого, в связи с чем предлагаем этим компаниям обязательно обратиться к Корабел.ру и вписать себя в историю, а заодно помочь о себе узнать судостроителям.
Добавим только, что всяческого внимания также заслуживают компании:
Касательно цены на сварочное оборудование сейчас делать окончательные выводы рано. Всё пока что завязано на курс доллара и евро.
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |