Чтобы понять, насколько 2018 год был результативным и сколько судов было передано заказчикам, мы воспользовались нашим разделом "Судостроение", как это делали в прошлом году.
Наверное, условно этот год в гражданском судостроении можно назвать "ледокольно-сухогрузным". А почему? Давайте разбираться.
Однако для начала предлагаем назвать лидеров среди отечественных верфей по количеству сданных судов за год. Хочется сразу отметить, что в 2018 году особенно ярко отличились нижегородские корабелы. Именно они делят почетное первое место - сразу два предприятия в уходящем году передали заказчикам по 7 судов.
Завод "Красное Сормово" сдал танкеры "BALT FLOT 19", "BALT FLOT 20", сухогрузы "ПОЛА МАКАРИЯ", "ПОЛА ФИЛОФЕЯ", "ПОЛА СОФИЯ", "ПОЛА ФЕОДОСИЯ" и "ПОЛА ФИВА". А "Окская судоверфь" - баржи "БЕЛМАКС 1", "БЕЛМАКС 2", "БЕЛМАКС 3", "БЕЛМАКС 4", "БЕЛМАКС 5", "БЕЛМАКС 6" и "БЕЛМАКС 7" проекта ROB20.
Серебряное место поделили еще два завода - Выборгский СЗ и Ярославский СЗ. Они сдали заказчикам по два судна. ВСЗ передал "Газпрому" два ледокола - "ALEXANDER SANNIKOV" и "ANDREY VILKITSKY", а ЯСЗ сдал Морспасслужбе два бонопостановщика - "КАПИТАН БАЛАШОВ" и "КАПИТАН БАРАБАШ".
2018 год начался с передачи "Арктек Хельсинки Шипъярд" ледокола "Евгений Примаков" компании "Совкомфлот". Безусловно, мы понимаем, что это финская верфь, однако решили ее включить в наш итоговый обзор - все-таки активами владеет ОСК (по крайней мере на тот момент). Приемный акт судна был подписан на заводе-строителе 26 января 2018 года, а торжественная церемония подъема флага на ледоколе состоялась 3 февраля.
Вернемся к успехам лидера по сданным судам - заводу "Красное Сормово". Помимо переданных заказчикам танкеров и сухогрузов, сейчас предприятие занято строительством круизного лайнера проекта PV300. А в конце ноября 2018 года стало известно, что завод заключил трехсторонний контракт с ПАО "ГТЛК" и судоходной компанией "Пола Райз" на строительство четырех сухогрузов проекта RSD59.
Что же касается серии RSD59, то в 2018 году Невский ССЗ передал заказчику сухогруз "Пола Анатолия", сделав новогодний подарок компании "Пола Райз". На сегодняшний день завод занят строительством сухогруза "Пола Анфиса", а также серии спасателей проекта MPSV12 (БЕЙСУГ, ПИЛЬТУН и КАЛАС). Помимо этого, Невский ССЗ заключил контракт на строительство двух паромов проекта PV22 для компании "Сахалинлизингфлот".
"Окская судоверфь" в свою очередь продолжает строительство серии судов проекта RSD32M, которая состоит из восьми сухогрузов. Первое, "Навис 1", уже спустили на воду. Помимо этого, строится восьмая баржа проекта ROB20 "БЕЛМАКС 8".
"Центр судоремонта Дальзавод" построил и передал "Роснефтефлоту" танкер "RN SAKHALIN" проекта 00211, который разрабатывал нижегородское КБ "Вымпел". Передача судна состоялась в мае.
Верфь "Краншип" продолжила серию строительства буксиров для "Атомфлота" и передала очередное судно "Надым" проекта Т3687. В июле состоялась церемония подъема государственного флага, которая проходила в Мурманске. Сейчас ледокольный буксир работает в порту Сабетта.
Феодосийский завод "Море" в 2018 году передал Морспасслужбе Росморречфлота судно обеспечения глубоководных работ "Водолаз Кузьминых" проекта А160-ЯР. Строительство водолазного катера велось в рамках программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года" для Азово-Черноморского филиала Морспасслужбы. Согласно планам, "Водолаз Кузьминых" будет выполнять подводно-технические работы в акваториях Азовского и Черного морей.
Рейдовое водолазное судна "Водолаз Кузьминых" проекта А160-ЯР / Министерство промышленной политики Республики Крым |
Еще одно нижегородское предприятие "ССК" по итогам года отличилось - передали уникальный земснаряд "Владимир Панченко" проекта RDB 66.42 заказчику - ФКУ "Речводпуть". Сейчас судно, построенное в рамках программы "Внутренний водный транспорт" ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы"), работает на севере Якутии.
А вот прошлогодний лидер по переданным судам Онежский судостроительно-судоремонтный завод в 2018 году передал заказчику только лоцмейстерский катер "Фортуна" проекта 02780М. Кстати, редакция "Корабел.ру" рассказывала о том, как устроено судно и где будет работать в своей статье. Сейчас Онежский ССЗ занят строительством дноуглубительного судна "Юрий Маслюков" проекта TSHD 2000 и шаланд проекта HB600 "Рабочая", "Сильная" и "Трудовая".
Астраханские корабелы тоже не остались в стороне и отметились знаменательным событием - Астраханское судостроительное производственное объединение передало заказчику плавкран "PALWAN". Сегодня АСПО занято строительством танкеров-химовозов проекта 00216М (разработчик проекта КБ "Вымпел"). О том, как идет строительство этих судов, предлагаем почитать наш репортаж, подготовленный в сентябре 2018 года.
Под конец уходящего года Амурский судостроительный завод порадовал общественность и передал "Газпром флоту" судно-снабженец "Иван Сидоренко" проекта 22420. Церемония передачи судна заказчику состоялась во Владивостоке. Известно, что снабженец с пропиской в Калининграде уже весной приступит к выполнению поставленных задач.
Не можем не отметить еще одно переданное судно - НИС "Академик Вознесенский", которое построил завод "Гидротехник" для ФГБУ "Иркутское УГМС". НИС предназначено для осуществления комплексного мониторинга состояния загрязнения озера Байкал (гидрохимические, гидробиологические наблюдения за загрязнением поверхностных и грунтовых вод, донных отложений), а также для жизнеобеспечения труднодоступных станций, которые расположены на побережье озера.
Итого в 2018 году российские верфи передали заказчикам 27 гражданских судов. По сравнению с 2017 годом, цифра вырисовалась поменьше - тогда корабелы сдали 32 судна. При этом стоит отметить, что к "гражданке" успешно подключился ряд ведущих верфей, которые мы привыкли связывать с военным профилем - "Северную верфь", Средне-Невский судостроительный завод, ПСЗ "Янтарь", СЗ "Вымпел", "Адмиралтейские верфи" и др. На них сейчас в дополнение к традиционному гособоронзаказу развернуто строительство разнообразных судов сугубо мирного назначения, так что в будущем подводить итоги года в судостроительной отрасли будет еще приятнее.
Материалы по теме:
Понастроили (итоговый обзор гражданского судостроения за 2017 год)