Редакция "Корабел.ру" уже подвела итоги военного кораблестроения, а также поделилась успехами переданного вспомогательного флота. Если вдруг кто-то пропустил, то оставляем ссылки для прочтения:
- итоги военного кораблестроения 2019 года;
- итоги строительства вспомогательного флота за 2019 год.
И глядя на результаты работы по "военке", складывается впечатление, что кораблестроение в России заметно сбавляет ритм. Оно и логично, ведь госпрограмма перевооружения флота "сдувается" (речь идет о "ГПВ-2020"), и фрегаты с корветами закономерно ушли на задний план, уступив место рыбакам, сухогрузам и другому гражданскому флоту.
Мы осознанно не будем менять концепцию подведения итогов за 2019 год, поэтому сделаем это в том формате, который наша редакция уже использовала в 2017 и 2018 годах. Вся информация о переданных судах была взята из раздела "Судостроение", где оперативно публикуются все свежие сведения о стадиях строительства новостроев и в целом о загрузке отечественных заводов и верфей.
В 2019 году по сравнению с 2018 годом, который наша редакция условно назвала "ледокольно-сухогрузным", произошли знаковые события для российской "гражданки", что выгодно отличает его от предшественника.
Прежде чем перейти к переданным судам, по традиции выделим лидеров отрасли за 2019 год, которые построили больше всего единиц флота. В прошлом году у некоторых наших читателей возникло неудомение - как это мы умудрились сравнить передачу заказчику ледокола и лоцмейстерских катеров, мол, совершенно разная сложность работы, очевидно разные сроки строительства и разное оборудование. Безусловно, мы согласны, что ставить в один ряд эти суда не очень корректно, но только в том случае, если бы наша редакция взяла за главные критерии сложность и сроки строительства. Считаем важным подчеркнуть, что лидеры, отмеченные нами в годовых итоговых статьях, исключительно условные, взятые по самому простому и понятному критерию для любого читателя (от искушенных до просто интересующихся) - количество переданных единиц. Тех, кого будут смущать эти сравнения и итоги, просим понять и надеемся, что их профессиональных компетенций хватит сполна для представления успехов российских верфей и того, кто из них сделал больше, сложнее, качественнее и т.д. Мы же просто предоставим "явки" и "пароли".
Что в 18-м, что в 19-м году лидерство продолжают удерживать нижегородские корабелы - судостроители "Окской судоверфи" и завода "Красное Сормово". Правда, в этот раз предприятие из Навашино преуспело по сравнению со своим соседом.
Поэтому золото 2019 года заслуженно забирает коллектив "Окской судоверфи", который построил и передал заказчикам девять единиц судов. Это восемь сухогрузов проекта RSD32M - "Навис-1", "Навис-2", "Навис-3", "Навис-4", "Навис-5", "Навис-6", "Навис-7", "Анатолий Николаев" и несамоходная баржа проекта ROB20 "Белмакс 8", которая закрывала собой серию подобных судов.
Серебро 2019 года взял, как уже понятно из преамбулы, завод "Красное Сормово". Корабелы предприятия передали заказчикам семь сухогрузов проекта RSD59: "Идель 1", "Идель 2", "Идель 3", "Александр Зуев", "Пола Харита", "Пола Пелагия", "Александр Соколов". Кстати, наша редакция была на церемонии спуска сухогруза "Идель 3" в Нижнем Новгороде! О том, как она проходила, можно почитать тут.
Тройку самых результативных судостроительных заводов России по количеству переданных заказчикам судов замыкает Онежский ССЗ. Карельские корабелы передали заказчикам две самоходные шаланды проекта HB600 - "Трудовая" и "Сильная", одну шаланду проекта HB900 - "Рабочая", а также обстановочное судно "Ладожский" проекта 3265. В 2019 году нам даже посчастливилось посетить новейшую шаланду "Рабочая" и познакомились с ее обустройством.
Кстати, именно с Онежского судостроительно-судоремонтного завода начался 2019 год. Весь январь российские корабелы не могли похвастаться передачами судов заказчикам, а вот в феврале Онежский ССЗ передал филиалам "Росморпорта" самоходные шаланды проекта HB600. Так, 7 февраля Азово-Черноморский бассейновый филиал получил грунтоотвозную баржу "Трудовая", а через неделю Махачкалинский филиал принял в состав флота шаланду "Сильная".
Последовавшая за этим двухмесячная пауза была прервана успехами корабелов Невского ССЗ. Причем сразу двумя майскими событиями! 16 мая коллектив Невского судостроительно-судоремонтного завода передал "Морспасслужбе" многофункциональный буксир-спасатель "Бахтемир" проекта MPSV12. О том, как обустроен "Бахтемир" мы тоже готовили большую статью! Затем через четыре дня, 20 мая, предприятие передало компании "Пола Райз" сухогруз "Пола Анфиса" проекта RSD59. Судостроительный год корабелы Невского ССЗ закрыли новогодним подарком для "Морспасслужбы" - в середине декабря учреждение получило еще один спасатель проекта MPSV12 - судно "Калас". Знаем, что не совсем "в кассу", однако считаем важным отметить, что шлиссельбургский завод передал в 2019 году еще одно судно - средний морской танкер "Академик Пашин" проекта 23130, который строился в интересах ВМФ РФ.
Следующей успешной серией может похвастаться Ярославский судостроительный завод, который в конце октября 2019 года завершил строительство трех промерных судов проекта 3330 - "Изыскатель", "Гидрограф" и "Колибри" для ФКУ "Речводпуть". Заметим, что информации о ходе строительства этой серии достаточно много, но в разных источниках сведения отличаются. Мы не смогли найти конкретное указание на то, что "Гидрограф" был передан администрации Обского бассейна внутренних водных путей. Однако Росморречфлот сообщает, что с передачей "Колибри" 22 октября 2019 года - последнего промерного судна в серии - ЯСЗ закрыл перед заказчиком все обязательства. А из этого следует логичный вывод о том, что второе судно тоже было передано.
Как мы уже говорили, 2019 год запомнится сообществу яркими отраслевыми событиями, причем не только передачами! За прошедшие 365 дней, к примеру, отправились на долгожданные ходовые испытания круизный лайнер "Мустай Карим" проекта PV300, что строится на заводе "Красное Сормово", и атомный ледокол "Арктика" проекта 22220, который строят балтийцы. К слову, Балтийский завод отметился не только этим - коллективу судостроителей удалось передать "Росатому" уникальную, единственную в мире плавучую атомную теплоэлектростанцию "Академик Ломоносов" проекта 20870. Сейчас ПАТЭС уже запущена в эксплуатацию в Певеке.
Еще одним знаковым праздником судостроения в уходящем году стала передача Рыболовецкому колхозу им. Ленина траулера "Ленинец" проекта SK-3101R. Торжественная церемония состоялась 26 августа. Серия траулеров строится в Калининграде на Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь". Заметим, что "Ленинец" является первым "рыбаком" среди всех верфей, который был передан заказчику в рамках программы инвестквот. В 2019 году ПСЗ "Янтарь" успел передать "Командора" - второй траулер серии. Передача судна датируется 9 декабря.
Однако вернемся в самый разгар лета - середину июля. На Самусьском судостроительно-судоремонтном заводе корабелы передали якутской компании "Алроса-Лена" две несамоходные нефтеналивные баржи "МН-2000" проекта RDB66.61 от РЦПКБ "Стапель". Это суда с двойными бортами, двойным дном и грузовыми танками тронкового типа. Грузоподъемность барж составляет 2000 тонн.
А теперь перенесемся в самый конец декабря - 30 число. Именно в этот день самарский завод "Нефтефлот" передал заказчику две трюмных сухогрузных баржи "Самарская-1" и "Самарская-2" проекта RDB12 дедвейтом 4885 тонн. Строительство серии из трех судов данного проекта ведется в интересах "ГТЛК" для петербургской судоходной компании "Петротанкер".
Таким же количеством переданных судов (вне зависимости от типа) могут похвастаться еще несколько судостроительных предприятий России. К примеру, прошлый 2019 год был достаточно продуктивным для ЦКБ по СПК им. Алексеева. Об этом нам рассказал глава компании Сергей Итальянцев. Завод за уходящие 365 дней построил и передал компании "Водолет" в эксплуатацию два судна на подводных крыльях "Валдай 45Р".
Октябрь, помимо завершения строительства серии ярославских промерных судов, выдался очень насыщенным на события. Так, 18 октября 2019 года корабелы Выборгского судостроительного завода передали "Атомфлоту" долгожданный ледокол "Обь" проекта Arc124. Наш репортаж о церемонии передачи можно почитать тут. Заметим, что за ходом строительства этого судна наша редакция следила с самого начала - от закладки и спуска до передачи его в эксплуатацию. Известно, что ледокол будет работать в Сабетте.
Пока в Выборге проходила торжественная церемония передачи "Оби", предприятие "Порт Коломна" параллельно подготовило для Тверского филиала "Морспасслужбы" буксир-толкач "Сергей Кладько". Стоит подчеркнуть, что завод-строитель выступил и проектантом судна.
Завод "Пелла" тоже отметился в 2019 году передачей рейдового буксира "Садко" проекта 90600 по заказу компании "Севмаш-Шельф" для "ЦС "Звездочка". Судно предназначено для выполнения буксировочных и кантовочных операций в порту, на рейдах и в прибрежных районах, соответствующих району плавания R3. Помимо этого, "Садко" может использоваться для снятия с мели кораблей и судов, оказания помощи в порту и тушения пожаров на судах и береговых сооружениях.
Финальный аккорд уходящего 2019 года исполнил судостроительный завод "Вымпел", который построил и передал в эксплуатацию второе СПК "Комета 120М". Событие датируется 29 ноября. Известно, что новая "Комета" получила название "Ялта".
Итого за прошедший год по перечисленным судам отечественным верфям удалось передать заказчикам 39 единиц судов. Эта цифра выглядит более солидной по сравнению с итогами 2018 года. Тогда российские корабелы сдали 27 единиц. Тридцать девять совершенно разных судов - от колоссально сложных и уникальных до серийных и уже понятных и простых. Уже ушедший 2019 год запомнится сообществу яркими и насыщенными праздниками отрасли, которые потянут за собой клубок еще более запоминающихся событий. Сейчас, в 2020 году, и "рыбаки" должны пойти косяками, и новейшие атомные ледоколы должны поступить на службу, и первые отечественные круизные лайнеры (один точно!) примут туристов на своем борту! Посмотрим, получится ли у текущего високосного года побить рекорд 2019-го. Как вы думаете?
Готовить подобные обзоры достаточно трудоемкая и интересная работа, которая, к сожалению, сопряжена с риском допустить неточности и ошибки по разным на то причинам. Если вы, уважаемые читатели, увидите их - дайте, пожалуйста, нам знать! Особенно будем благодарны не просто за уточнение, а и за предоставление более расширенных сведений по текущим событиям. Мы же обещаем оперативно внести в обзор коррективы! Заранее спасибо!
Материалы по теме:
Понастроили (итоговый обзор гражданского судостроения за 2017 год)
Чем порадовало наше судостроение за 2018 год (итоговый обзор гражданского судостроения за 2018 год)