Декабрьский выпуск журнала "WWW.KORABEL.RU" стал пятидесятым, юбилейным номером. Это значит, что уже 50 кварталов мы стараемся держать Вас в курсе событий нашей отрасли, а Вы читаете плоды нашего труда. Надеюсь, что это сотрудничество будет продолжено. По крайней мере, мы постараемся быть для Вас интересными, а Вы не забудьте оформить подписку на следующий год.
Традиционно в это время принято подводить итоги уходящего года. Постараюсь и я поделиться своими впечатлениями. Не буду говорить о короновирусе и всех проблемах, связанных с ним. Вы сами долго еще не забудете того кошмара, в который превратил нашу жизнь этот 2020 високосный год. А вот с мыслями, которые в этот год у меня сформулировались, поделюсь. Во-первых, год получился очень плодотворный, и не столько по количеству построенных и переданных заказчикам судов и кораблей, сколько по составу флота. Впервые за многие годы со стапелей отечественных верфей начали в массовом порядке сходить рыбопромысловые суда. Некоторые уже и отработали свои первые путины. Каких-либо нареканий от рыбаков, по крайней мере в СМИ, не слышно. И это радует, ведь отсутствие плохой информации – есть информация хорошая! |
|
Первый выпуск журнала "WWW.KORABEL.RU" |
Опять же впервые за десятилетия на водные магистрали страны вышел построенный в России пассажирский лайнер "Мустай Карим". Переданы заказчикам два самых больших в мире ледокола. Атомный – "Арктика" и дизель-электрический – "Виктор Черномырдин". И все это при том, что объем Гособоронзаказа никто не снижал, количество построенного технического флота не уменьшилось, да и коммерческие суда класса "река-море" с регулярностью достойной похвалы выходили с наших верфей.
Конечно, можно сказать, что что-то сдавалось с серьезными отставаниями от первоначально объявленных сроков, что-то передано с неисправным основным оборудованием, что проекты рыбопромысловых судов в основном не наши, да и оборудование на них по большей части импортное. Но, на мой взгляд, это нисколько не умаляет заслуг российских корабелов. Начало положено, потенциал есть, а значит - будут и отечественные проекты, и новые ледоколы, суда и корабли.
Ледокол "Виктор Черномырдин" / "Адмиралтейские верфи", АО |
Во-вторых, строительство пассажирских круизных судов на разных верфях – "Лотосе" в Астрахани и "Красном Сормово" - наглядно показало, где лежат огромные резервы российского судостроения. Суда, хоть и разные, но весьма близкие по своим характеристикам, материалам и оборудованию, создавались в равных условиях. Разница была лишь в организации работ. Под организацией я понимаю не только управление сборщиками и сварщиками, но и организацию проектирования, закупок, финансирования. Результат нагляден – "Мустай Карим", заложенный в марте 2017 года, уже вышел на линии, а "Петр Великий", заложенный в августе 2016 года, еще далек от завершения. Причина очевидна – на "Красном Сормово" имеется, пусть и не оптимальная, но работающая система организации производства, а на "Лотосе" её нет или, как минимум, не было. А ведь это зона ответственности Объединенной судостроительной корпорации, куда входят оба этих предприятия, именно ОСК должна была наладить внятную организацию производства, а не только менять директоров. Надеюсь, что это понятно не только мне, но и руководству корпорации, а значит будут сделаны и правильные выводы.
Морские круизы / Корабел.ру |
В-третьих, в прошедшем году проявился тренд на развитие безэкипажного судоходства. И, полагаю, сегодняшние планы очень быстро станут реальностью – по морям и рекам будут курсировать автономные суда. Время летит очень быстро, а технологии развиваются еще быстрее. Я ведь помню время, когда лифты в домах обслуживали лифтеры, от телефона можно было отойти лишь на длину провода, в каждой конторе были машинописные бюро, а должности секретаря-машинистки целый год учили в ПТУ. Все это в прошлом. Так же и с судоходством – сегодня мостик любого судна сильно отличается от мостика, стоявшего 50 лет назад. Завтра будет еще интереснее. При этом сейчас все находятся примерно на одной стадии развития. Значит, есть "окно возможностей" для наших специалистов быть в этом деле первыми. Не зря же китайцы говорят, что "обогнать можно только не догоняя".