Чем гибридная сварка поможет нашим верфям?

Стремясь сократить время строительства судов, ведущие компании мира активно внедряют в производство новые технологии. Гибридную лазерно-дуговую сварку первыми использовали в судостроении европейские верфи, строящие пассажирские лайнеры. Два десятилетия назад немецкая Meyer Werft заменила несколько комплексов дуговой сварки на линии, использующие лазеры. В России технология гибридной лазерно-дуговой сварки известна давно, но активный интерес к ней отечественные судостроители проявили буквально год назад. Что мешало внедрению гибридной сварки на российских верфях: высокие стартовые затраты, консервативность судостроителей или какая-то другая причина? Мы попросили ответить на этот вопрос Вячеслава Осипова, заместителя директора Института лазерных и сварочных технологий СПбГМТУ.
Модуль гибридной лазерно-дуговой сварки / Фото: ИЛИСТ СПбГМТУ
Модуль гибридной лазерно-дуговой сварки / Фото: ИЛИСТ СПбГМТУ

– Сегодняшний уровень технологии и оборудования гибридной лазерно-дуговой сварки (ГЛДС) позволяет эффективно применять этот вид сварки в судостроении и модернизировать существующие производства. Стоимость лазерного оборудования существенно выше, чем дугового. Это, конечно, тормозило внедрение гибридной сварки в России. Также к причинам, 

Осипов В.В., заместитель  директора Института лазерных и  сварочных технологий (ИЛИСТ) по  конструкторской и технологической  деятельности / Фото: ИЛИСТ СПбГМТУ
Осипов В.В., заместитель директора Института лазерных и сварочных технологий (ИЛИСТ) по конструкторской и технологической деятельности / Фото: ИЛИСТ СПбГМТУ

которые препятствовали распространению ГЛДС, можно отнести отсутствие одобрения упомянутой технологии Российским морским регистром судоходства (РМРС). Эту причину мы трансформировали в задачу, которую в настоящее время решает ИЛИСТ, выполняя научно-исследовательскую работу по заказу РМСР.

 

– Каковы основные преимущества ГЛДС по сравнению с традиционными видами сварки, применяемыми в судостроении? Для каких работ эти преимущества наиболее эффективны?

 

– Основные преимущества ГЛДС по отношению к традиционным видам сварки – скорость сварки и качество получаемых сварных соединений. Применение гибридной сварки позволяет в 3-5 раз повысить производительность сварочных работ при таком же снижении затрат. А учитывая, что при строительстве корпусов трудоемкость и расходы на сварку составляют около 40% от общей стоимости строительства корпуса судна, эффект от внедрения ГЛДС может играть решающую роль для повышения эффективности  судостроительного производства.

 

– Почему интерес к вашим разработкам (в сегменте ГЛДС) со стороны судостроителей существенно вырос после февраля 2022 года?
 

– С февраля прошлого года остро встал вопрос импортоопережения, в том числе в части оборудования и технологий, при существующей и ранее задаче повышения производительности судостроительных производств. Наша технология ГЛДС является полностью отечественной разработкой и реализуется на установках собственного производства.
 

Выступая на евразийском экономическом форуме, а позднее и на Петербургском международном экономическом форуме в 2022 году, президент РФ подчеркнул, что "мы будем развивать свою промышленность и технологии". И мы четко следуем этому заданному курсу.
 

– ИЛИСТ проводит сегодня аттестацию технологии гибридной лазерно-дуговой сварки. Что показывают испытания на Балтийском заводе?
 

– Испытания демонстрируют высокие характеристики сварных соединений. Швы обладают равнопрочностью, а ударная вязкость металла шва и околошовной зоны при отрицательной температуре имеет двукратный запас. Работы с Балтийским заводом начались в 2021 году. СПбГМТУ и АО "Балтийский завод" подписали дорожную карту о внедрении технологии ГЛДС на предприятии. В рамках этого проекта предусмотрена работа по одобрению технологии ГЛДС, которую мы выполняем в рамках НИР по теме "Разработка требований к лазерной (лазерно-дуговой) сварке" по заказу Российского морского регистра судоходства. Также мы ведем работы, связанные с подготовкой к модернизации действующего оборудования для сварки плоских секций.
 

Технико-коммерческое предложение (ТКП) нами подготовлено и направлено на  Балтийский завод в декабре 2022 года.

Макроструктура сварных соединений.  Односторонняя однопроходная ГЛДС, толщина образца 8 мм / Фото: ИЛИСТ СПбГМТУ
Макроструктура сварных соединений. Односторонняя однопроходная ГЛДС, толщина образца 8 мм / Фото: ИЛИСТ СПбГМТУ
Односторонняя двухпроходная ГЛДС, толщина образца 16 мм / Фото: ИЛИСТ СПбГМТУ
Односторонняя двухпроходная ГЛДС, толщина образца 16 мм / Фото: ИЛИСТ СПбГМТУ
Двухсторонняя трехпроходная ГЛДС, толщина образца 28 мм / Фото: ИЛИСТ СПбГМТУ
Двухсторонняя трехпроходная ГЛДС, толщина образца 28 мм / Фото: ИЛИСТ СПбГМТУ

– На каком этапе сейчас находится создание установки ГЛДС?
 

– Если говорить о Балтийском заводе, то в процессе очередной рабочей встречи с руководителем Объединенной судостроительной корпорации Алексеем Рахмановым было решено разработать концептуальный проект с предложениями по повышению производительности АО "Балтийский завод".
 

В этом году руководством АО "ОСК" было принято решение пилотный проект по внедрению ГЛДС реализовать в АО "Южный центр судостроения и судоремонта". Мы готовимся сейчас к поездке на Волгу, чтобы ознакомиться с их производственными мощностями. Тем не менее, Балтийский завод нам, конечно, ближе. Его производственные мощности, подлежащие модернизации, нами уже достаточно изучены.
 

– Технология гибридной сварки разрабатывалась для того, чтобы компенсировать слабые стороны лазерной и дуговой сварки. С деформацией все понятно. А насколько у лазерно-дугового метода велики требования к подготовке металла по сравнению с лазерной сваркой?


– По сравнению с лазерной сваркой гибридная сварка существенно снижает требования по предварительной сборке стыка (возможность варить по зазору) и позволяет управлять металлургией шва за счет применения присадочной проволоки.

Образец сварного соединения / Фото: ИЛИСТ СПбГМТУ
Образец сварного соединения / Фото: ИЛИСТ СПбГМТУ

– Как конструкционно реализован комплекс ГЛДС?
 

– Наши комплексы мы создаем по модульному принципу. Это увеличивает диапазон настроек взаимного расположения элементов, входящих в состав комплекса. Также возрастает количество вариантов комплектации и упрощается модернизация. Расширяются возможности адаптации для решения конкретных

задач.
 

– Какие операции комплекс способен выполнять?
 

– Сварку, резку, термообработку, наплавку.

 

– Конструкции какой формы и габаритов может сваривать? С листами металла какого размера работать?
 

– Плоские и объемные конструкции. Стыковые соединения при укрупнении полотнищ. Тавровые и угловые – при приварке наборов основного и поперечного направления и при изготовлении объемных конструкций (например, балок, фундаментов). Габариты рабочей зоны масштабируются. Важно отметить, что новый способ сварки требует уточнения методов контроля, которые позволят удостовериться в качестве полученного соединения. Выполняемая нами НИР предусматривает разработку порядка проведения неразрушающего приемочного контроля сварных соединений, выполненных лазерной сваркой и лазерно-дуговой гибридной сваркой.
 

– Для сварки каких металлов может использоваться гибридная лазерно-дуговая сварка?
 

– Для сплавов на основе железа, титана, алюминия, меди, никеля. На сегодняшний день промышленностью наиболее востребованы технологии гибридной сварки для конструкционных сталей нормальной и повышенной прочности, а также высокопрочных сталей.
 

Ультразвуковой контроль качества  сварного соединения / Фото: ИЛИСТ СПбГМТУ
Ультразвуковой контроль качества сварного соединения / Фото: ИЛИСТ СПбГМТУ

– Возможно ли модернизировать существующие линии дуговой сварки, превратив их в лазерно-дуговые, или необходимо создавать технологический комплекс с нуля?
 

– Существующие линии дуговой сварки возможно модернизировать, но в каждом конкретном случае будет своя глубина модернизации. Основные требования предъявляются к перемещениям рабочего инструмента, коим для ГЛДС является лазерно-дуговой модуль. Он, в свою очередь, должен обеспечить повышенные по отношению к дуговому модулю требования по точности позиционирования и поддержания траектории.
 

В одном случае потребуется модернизировать систему перемещения рабочего инструмента, в другом – просто заменить ее, например, на самоходные тракторы и каретки. Помимо этого, в состав линий будет включаться комплекс лазерного и прочего оборудования, сопутствующего технологии ГЛДС.

 

– В рамках проекта "цифровой верфи" на Онежском ССЗ планируется установить оборудование для гибридной лазерно-дуговой сварки объемных конструкций?

 

– Это планируется сделать. Еще в 2021 году нами было подготовлено и направлено ТКП в адрес завода с описанием оборудования для лазерно-дуговой сварки объемных конструкций, в частности, фундаментов и балок различного назначения и конфигураций.
 

– Линии гибридной сварки выпускает целый ряд зарубежных компаний. Какие отличия имеет комплекс ИЛИСТ?

 

– На сегодняшний день зарубежные поставщики под санкциями. И прежде всего страдает техническое обслуживание комплексов. Оборудование сейчас в принципе недоступно. Но даже без этих факторов отечественные комплексы имеют существенный плюс – они значительно выигрывают по стоимости.
 

В нашем институте разработана и изготовлена элементная база ГЛДС на основе самоходных тракторов и кареток, позволяющих сваривать как плоские изделия, так и крупногабаритные криволинейные конструкции. Применение их в качестве систем перемещения рабочего инструмента более целесообразно, чем использование тяжелых порталов машиностроительного класса.
 

– Готовы ли вы к производству ГЛДС-комплексов?

 

– Да. На сегодняшний день в условиях ограничения поставок комплектующих изделий конструкторско-компоновочные решения наших комплексов уточнены. По большей части мы перешли на комплектующие отечественных производителей. Логистические цепочки поставщиков также выстроены, их работа проверена реальными заказами. Срок изготовления установки составляет от 9 до 12 месяцев в зависимости от требуемой технологической отработки заложенных заказчиком решений.

Процесс гибридной лазерно-дуговой  сварки / Фото: ИЛИСТ СПбГМТУ
Процесс гибридной лазерно-дуговой сварки / Фото: ИЛИСТ СПбГМТУ

– Сварщики какой квалификации могут обслуживать комплексы?


– Работать на лазерных комплексах могут сварщики-операторы автоматической и роботизированной сварки, имеющие базовый уровень знаний в области лазерной обработки материалов – сварки, резки, наплавки. ИЛИСТ проводит курсы дополнительного профобразования в области промышленных лазерных технологий.


– Лазерно-дуговая сварка появилась на рынке судостроения еще в прошлом  тысячелетии. Как технология эволюционировала за это время?


– Главным событием в области лазерно-дуговой сварки, да и лазерной технологии в целом, стало совершенствование лазерных систем. Разработка и появление на рынке надежных, эффективных волоконных лазеров позволили сделать лазерные технологии обыденными, не требующими глубоких теоретических познаний. Стоит сказать, что за прошедшие двадцать лет наряду с увеличением выходной мощности лазерного излучения также повысилась надежность установок. Расширилась линейка выпускаемого оборудования, включая появление лазеров для использования в цеховых условиях и различных рабочих инструментов для резки, сварки, термообработки, наплавки и выращивания. Одновременно следует отметить появление достаточно простых в эксплуатации лазерных установок для ручной сварки.

 

Развитие оборудования позволило реализовать новые возможности лазерно-дуговой сварки. В первую очередь речь идет об увеличении толщины свариваемых деталей. Если раньше характерная толщина листов не превышала 5 мм, то сейчас в промышленности варят за один проход листы толщиной до 10-15 мм. Можно и больше, но объем расплавленного металла станет таким, что силы поверхностного натяжения не хватит, чтобы удержать его на весу. Тогда придется использовать приемы принудительного формирования корня шва или проводить доводочные операции.
 

В лабораториях удается варить за один проход листы толщиной 20-25 мм. Однако масштабировать процесс на реальные изделия и внедрить в производство не получается ввиду усложнения и так непростой операции. По этой причине на производстве толстолистовой металл варят по традиции многопроходной сваркой, в ряде случаев двусторонней.
 

Что касается подвидов гибридной сварки, то за полвека с момента ее появления ученые и инженеры применяли и разные типы лазеров (углекислотные, твердотельные, диодные, волоконные), и разные дуговые источники (с плавящимся и неплавящимся электродом, плазменные).
 

Фото: ИЛИСТ СПбГМТУ
Фото: ИЛИСТ СПбГМТУ

– Где в мировом судостроении применяется ГЛДС?
 

– Гибридная лазерно-дуговая сварка сегодня используется на верфях Германии, Норвегии, Японии.
 

– Насколько в российском судостроении востребована лазерная сварка?

 

– В судовом машиностроении используется лазерная сварка и ремонтная наплавка при производстве деталей теплообменных аппаратов, энергетического оборудования, трубопроводов и арматуры. Т. е. изделий из трудносвариваемых материалов, при создании которых необходимо обеспечить высокую прецизионность обработки.
 

ГЛДС востребована в корпусном производстве для изготовления элементов обшивки, перекрытий, фундаментов, надстройки и т. п. – изделий, для которых точность подготовки и сборки под лазерную сварку невозможно обеспечить. Более простые для сварки материалы позволяют добавлять дуговую составляющую в процесс, нивелируя тем самым огрехи сборки.

 

Статьи по теме: 

 

Когда лазерная резка совершит революцию на российских верфях?

Что знали об алюминии на "Красном Сормове"? И как им это помогло

Гиперболоиды инженера Правдина




 

Процесс гибридной лазерно-дуговой
сварки
Осипов В.В., заместитель
директора Института лазе
Образец сварного соединения
Макроструктура сварных соединений.  Односторонняя
Односторонняя двухпроходная ГЛДС, толщина образца
Модуль гибридной лазерно-дуговой сварки
Ультразвуковой контроль качества
сварного соедине
Двухсторонняя трехпроходная ГЛДС, толщина образца



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости