Отечественные производители лакокрасочных материалов долгое время играли роль вторых скрипок в оркестре, выступавшем на российском рынке судовых красок. Сможет ли наша промышленность удовлетворить потребности судостроения и судоремонта в новых реалиях, мы решили узнать из первых уст. Импровизированный круглый стол с экспертами начался с вопроса, как рынок отреагировал на уход ведущих производителей красок?
Елена Евтушенко, АО НПХ ВМП
– Первоначально это известие вызвало в судостроительной отрасли шок. Но отечественные
производители лакокрасочных материалов готовы предложить достойную альтернативу, поэтому сегодня активно занимают освободившиеся места. Неизбежно будет происходить перераспределение долей отечественных поставщиков ЛКМ. Наш холдинг планирует занять в отрасли одно из ведущих мест. Для этого есть все основания: накопленные знания и наработки, успешные прохождения соответствующих отраслевых испытаний и современные производственные комплексы, обеспечивающие стабильное качество выпускаемой продукции. Мы производим свыше 25 000 тонн покрытий в год!
Мария Левенкова, ХК "Пигмент"
– Уход ведущих производителей с рынка оказал существенное влияние на ассортимент и качество предлагаемой продукции. В первую очередь снизилась доступность как стандартных широкоизвестных продуктов, так и инновационных разработок. В связи с этим отечественные производители получили стимул для вложения дополнительных финансовых и технических ресурсов в разработку и производство материалов, не уступающим по своим эксплуатационным характеристикам продукции ведущих мировых производителей.
Никита Петров, "Хайлон-Рус"
– Конечно же, это привело к сокращению предложения на рынке. Следует отметить не
только уход производителей ЛКМ (что ударило по конечным потребителям данных материалов), но и сокращение поставок сырья для производства лакокрасочных материалов, ударившее по отечественным производителям красок. ЛКМ являются многокомпонентными материалами, в основе которых лежит плёнкообразователь (связующее) на эпоксидной, полиуретановой, акриловой или алкидной основе, а также пигменты, наполнители, добавки и отвердители для двухкомпонентных систем. Дефицит упомянутых компонентов непременно скажется на рынке ЛКМ.
Да, уход зарубежных компаний привел к срыву сроков поставок у многих потребителей и производителей ЛКМ, дефициту и росту стоимости на сырье и готовую продукцию. Но в тоже время это открывает дорогу и стимулирует новых поставщиков и отечественных производителей.
– Что вам требуется для увеличения производства судовых ЛКМ? Какие основные сложности возникают на этом пути?
Мария Левенкова, ХК "Пигмент"
– Основная сложность на сегодня – это доступность качественных сырьевых компонентов для производства лакокрасочных материалов.
Большинство поставщиков также покинули рынок, что сильно отразилось на цене, качестве и сроков поставки. Но уже на сегодня ХК "Пигмент" может уверенно говорить о возможности производства некоторых составляющих, таких как плёнкообразователи, отвердители, смесевые растворители, как для нужд своего производства, так и для поставки сторонним организациям.
Никита Петров, "Хайлон-Рус"
Для увеличения производства судовых ЛКМ нам нужны прежде всего заказы. Годовая производственная мощность завода Hilong в Китае составляет 30 000 тонн, и в настоящее время этого достаточно для удовлетворения как внутреннего, так и зарубежного спроса. Завод Hilong в Шанхае может обрабатывать все заказы клиентов в Китае и России, в данном случае сложностей нет. Судовладельцы, планирующие ремонт в Китае, могут получить краски по месту ремонта. При производстве работ в России, клиенты могут заказывать наши материалы в Россию. Основные трудности связаны с вопросами логистики, которые начались еще с пандемии, но они решаемы.
Елена Евтушенко, АО НПХ ВМП
– В ассортименте холдинга ВМП много современных и экономичных ЛКМ. Применение ряда материалов в судостроении сдерживается проблемами, связанными с квалификационными испытаниями. Основная сложность заключается в большой продолжительности испытаний. Это происходит из-за того, что зачастую они проводятся по устаревшим методикам, не отражающим условий реальной эксплуатации. Надеемся, что в судостроительной отрасли будет принята к исполнению серия современных стандартов ГОСТ 34667:2020-21 "Материалы лакокрасочные. Защита стальных конструкций от коррозии при помощи лакокрасочных систем", которые сделают процесс квалификационной оценки более быстрым, а получаемые прогнозы сроков службы покрытий будут отражать их поведение в реальных условиях.
– Ведете ли вы разработку протоколов совместимости вашей продукции с ЛКМ других производителей?
Елена Евтушенко, АО НПХ ВМП
– Протоколы совместимости обязательно разрабатываются! Технологи и менеджеры по продажам холдинга ВМП руководствуются внутрикорпоративными таблицами адекватных взаимозамен, созданными на основании лабораторных испытаний и оценки натурной эксплуатации. Мы понимаем, что на практике перед судостроителями иногда встают задачи применения "совместных" систем покрытий. Однако, мы не приветствуем такой подход в качестве постоянной меры, считая его вынужденным и вызванным особой необходимостью. В первую очередь потому, что не можем гарантировать постоянство качества материалов других производителей.
Мария Левенкова, ХК "Пигмент"
– На сегодня такая задача не стоит перед нашей компанией, т.к. ассортимент выпускаемой продукции позволяет полностью окрасить корабль, не привлекая материалы сторонних организаций. Но в случае необходимости, мы имеем аппаратурную и техническую возможность провести все необходимые испытания.
Никита Петров, "Хайлон-Рус"
Вопрос совместимости ЛКМ различных брендов при ремонтной окраске всегда был актуальным и не только в судостроении и судоремонте. Работа в данном направлении ведется. С некоторыми материалами других производителей она уже была проведена, с некоторыми еще предстоит. На данный момент, специалисты компании не выявили проблем совместимости с продуктами других брендов.
Данный вопрос имеет важное значение, так как системы защитных покрытий состоят из двух и более слоев одного или нескольких материалов, и правильный выбор этих материалов, совместимость их в одной системе влияет на свойства конечного покрытия, его надежность и срок эксплуатации, а также на стоимость систем покрытий и работ по их нанесению. Например, производить 100 % зачистку старого покрытия при очередном ремонте нецелесообразно с экономической точки зрения, а нанесение последующих слоев "несовместимых" материалов на старое покрытие может привести к различным негативным последствиям.
– Повысился ли с февраля спрос на вашу продукцию для судостроения и судоремонта?
Никита Петров, "Хайлон-Рус"
– В условиях дефицита вырос интерес к нашим материал в различных сегментах. Он существенно увеличился в сегменте судостроения и судоремонта, так как компании, ушедшие с рынка, занимали в нем большой объем. В этом году компания Hilong получила больше заказов и запросов от российских судовладельцев, чем в предыдущем году. После ухода ведущих международных брендов российские судовладельцы и судостроительные заводы ищут им альтернативу и хотят использовать качественные и проверенные материалы. Немаловажной составляющей для роста продаж компании является наличие сертификатов на продукцию, протоколов испытаний, одобрений Российского Морского Регистра Судоходства (РМРС), подтверждающих соответствие продукции отраслевым требованиям.
В настоящий момент ряд судовых покрытий Hilong имеет одобрение РМРС, и процесс получения новых сертификатов продолжается. Важно отметить, что судовые покрытия Hilong имеют сертификаты CCS, ABS, DNV и других обществ, а также многолетний опыт применения в судостроении и судоремонте. Наличие квалифицированного технического персонала и инспекторского надзора для контроля окрасочных работ также имеет большое значение. Данные факторы способствуют принятию решений в сторону наших материалов.
Елена Евтушенко, АО НПХ ВМП
– Спрос на нашу продукцию увеличился очень сильно. Такое стремительное повышение вызвано не только быстрым уходом с российского рынка иностранных компаний. Повлияла и активизация выполнения масштабной правительственной программы по стимулированию военного и гражданского судостроения. Кроме этого, холдинг ВМП к текущему моменту сформировал большой портфель заключений об успешных испытаниях материалов и накопил положительный опыт их применения в судостроительной отрасли.
Мария Левенкова, ХК "Пигмент"
– Уход поставщиков и производителей с рынка судостроительных материалов повлёк за собой дефицит лакокрасочных продуктов. Конечным покупателям и разработчикам пришлось пересмотреть номенклатуру и требования к материалам, а также перечень возможных поставщиков. Если в начале года подавляющее большинство ЛКМ приобреталось у иностранных производителей, то сегодня основные поставщики – это российские заводы. Существенное увеличению спроса на материалы поставило перед отечественными производителями новую планку стандартов качества и производства.
– Какое место занимают судовые лакокрасочные материалы (ЛКМ) в вашем портфеле заказов?
Мария Левенкова, ХК "Пигмент"
– Производство и поставка лакокрасочных материалов для судостроения и судоремонта – приоритетное направление деятельности холдинговой компании "Пигмент". На сегодня доля выпуска этих материалов в нашем портфеле заказов составляет около 25%, и одна из основных задач компании – увеличение этого показателя.
Елена Евтушенко, АО НПХ ВМП
– Сегодня судовые ЛКМ – одно из основных направлений в деятельности ВМП. Наш научно-производственный холдинг был основан в 1991 г., став разработчиком и производителем лакокрасочных материалов для защиты металлоконструкций в нефтегазовой промышленности и транспортном строительстве. Обладая высоким научным потенциалом, современной лабораторией, постоянно совершенствующимся производством, холдинг активно наращивал ассортимент продукции, расширял области ее применения. Последние десять лет активно велась разработка и производство ЛКМ для военного и гражданского судостроения.
Никита Петров, "Хайлон-Рус"
– Hilong Group – крупный международный многопрофильный холдинг, специализирующийся на комплексных нефтесервисных услугах, высокотехнологичном нефтепромысловом оборудовании, нанесении покрытий на трубы нефтяного сортамента. Так же он занимается разработкой и производством антикоррозионных материалов для применений в различных сегментах промышленности: на крупных судах, морских буровых платформах, ветроэнергетическом оборудовании, металлоконструкциях для строительства и нефтегазового сектора, резервуарах для хранения нефти и нефтепродуктов. Hilong производит специальные покрытия для трубопроводов, бурильных, обсадных и насосно-компрессорных труб.
Судовые ЛКМ производит компания Hilong Shine New Materials, специализирующаяся на морских и защитных промышленных покрытиях. Доля судовых покрытий в портфеле ее заказов составляет до 60%. В него входят все типы защитных покрытий от киля до надстроек и труб: противообрастающие покрытия подводной части, атмосферостойкие покрытия надводной части корпуса и надстроек, ледостойкие покрытия корпуса, износостойкие покрытия трюма и палубы, покрытия балластных танков и танков питьевой воды, покрытия отсеков нефтяных танков, термостойкие покрытия труб и т.д.
– Первоначально это известие вызвало в судостроительной отрасли шок. Но отечественные
Евтушенко Е. И., директор направления "Судостроение и гидротехнических сооружения", Научно-производственный холдинг "ВМП" (АО НПХ ВМП) Фото: АО НПХ ВМП |
Мария Левенкова, ХК "Пигмент"
– Уход ведущих производителей с рынка оказал существенное влияние на ассортимент и качество предлагаемой продукции. В первую очередь снизилась доступность как стандартных широкоизвестных продуктов, так и инновационных разработок. В связи с этим отечественные производители получили стимул для вложения дополнительных финансовых и технических ресурсов в разработку и производство материалов, не уступающим по своим эксплуатационным характеристикам продукции ведущих мировых производителей.
Никита Петров, "Хайлон-Рус"
– Конечно же, это привело к сокращению предложения на рынке. Следует отметить не
Петров Н. С., начальник отела маркетинга и продаж ООО "ТД Хайлон-Рус" Фото: ООО "ТД Хайлон-Рус" |
Да, уход зарубежных компаний привел к срыву сроков поставок у многих потребителей и производителей ЛКМ, дефициту и росту стоимости на сырье и готовую продукцию. Но в тоже время это открывает дорогу и стимулирует новых поставщиков и отечественных производителей.
– Что вам требуется для увеличения производства судовых ЛКМ? Какие основные сложности возникают на этом пути?
Мария Левенкова, ХК "Пигмент"
– Основная сложность на сегодня – это доступность качественных сырьевых компонентов для производства лакокрасочных материалов.
Мария Левенкова, зам. гендиректора по коммерческим вопросам, ООО "Опытный завод" (ХК "Пигмент") Фото: ХК "Пигмент" |
Никита Петров, "Хайлон-Рус"
Для увеличения производства судовых ЛКМ нам нужны прежде всего заказы. Годовая производственная мощность завода Hilong в Китае составляет 30 000 тонн, и в настоящее время этого достаточно для удовлетворения как внутреннего, так и зарубежного спроса. Завод Hilong в Шанхае может обрабатывать все заказы клиентов в Китае и России, в данном случае сложностей нет. Судовладельцы, планирующие ремонт в Китае, могут получить краски по месту ремонта. При производстве работ в России, клиенты могут заказывать наши материалы в Россию. Основные трудности связаны с вопросами логистики, которые начались еще с пандемии, но они решаемы.
Елена Евтушенко, АО НПХ ВМП
– В ассортименте холдинга ВМП много современных и экономичных ЛКМ. Применение ряда материалов в судостроении сдерживается проблемами, связанными с квалификационными испытаниями. Основная сложность заключается в большой продолжительности испытаний. Это происходит из-за того, что зачастую они проводятся по устаревшим методикам, не отражающим условий реальной эксплуатации. Надеемся, что в судостроительной отрасли будет принята к исполнению серия современных стандартов ГОСТ 34667:2020-21 "Материалы лакокрасочные. Защита стальных конструкций от коррозии при помощи лакокрасочных систем", которые сделают процесс квалификационной оценки более быстрым, а получаемые прогнозы сроков службы покрытий будут отражать их поведение в реальных условиях.
– Ведете ли вы разработку протоколов совместимости вашей продукции с ЛКМ других производителей?
Елена Евтушенко, АО НПХ ВМП
– Протоколы совместимости обязательно разрабатываются! Технологи и менеджеры по продажам холдинга ВМП руководствуются внутрикорпоративными таблицами адекватных взаимозамен, созданными на основании лабораторных испытаний и оценки натурной эксплуатации. Мы понимаем, что на практике перед судостроителями иногда встают задачи применения "совместных" систем покрытий. Однако, мы не приветствуем такой подход в качестве постоянной меры, считая его вынужденным и вызванным особой необходимостью. В первую очередь потому, что не можем гарантировать постоянство качества материалов других производителей.
Нефтеналивной танкер "Язь". Палубу от коррозии защищают материалы ВМП: цинкнаполненная полиуретановая композиция и самовыравнивающаяся полиуретановая композиция, формирующая наливной пол / Фото: АО НПХ ВМП / Емельянов П. А. |
– На сегодня такая задача не стоит перед нашей компанией, т.к. ассортимент выпускаемой продукции позволяет полностью окрасить корабль, не привлекая материалы сторонних организаций. Но в случае необходимости, мы имеем аппаратурную и техническую возможность провести все необходимые испытания.
Никита Петров, "Хайлон-Рус"
Вопрос совместимости ЛКМ различных брендов при ремонтной окраске всегда был актуальным и не только в судостроении и судоремонте. Работа в данном направлении ведется. С некоторыми материалами других производителей она уже была проведена, с некоторыми еще предстоит. На данный момент, специалисты компании не выявили проблем совместимости с продуктами других брендов.
Окраска сухогруза WAN AN (DWT 4200) материалами Hilong / Фото: Hilong Group |
– Повысился ли с февраля спрос на вашу продукцию для судостроения и судоремонта?
Никита Петров, "Хайлон-Рус"
– В условиях дефицита вырос интерес к нашим материал в различных сегментах. Он существенно увеличился в сегменте судостроения и судоремонта, так как компании, ушедшие с рынка, занимали в нем большой объем. В этом году компания Hilong получила больше заказов и запросов от российских судовладельцев, чем в предыдущем году. После ухода ведущих международных брендов российские судовладельцы и судостроительные заводы ищут им альтернативу и хотят использовать качественные и проверенные материалы. Немаловажной составляющей для роста продаж компании является наличие сертификатов на продукцию, протоколов испытаний, одобрений Российского Морского Регистра Судоходства (РМРС), подтверждающих соответствие продукции отраслевым требованиям.
Специалисты Hilong осуществляют инспекторский надзор окрасочных работ и подготовки поверхности судна / Фото: Hilong Group |
Елена Евтушенко, АО НПХ ВМП
– Спрос на нашу продукцию увеличился очень сильно. Такое стремительное повышение вызвано не только быстрым уходом с российского рынка иностранных компаний. Повлияла и активизация выполнения масштабной правительственной программы по стимулированию военного и гражданского судостроения. Кроме этого, холдинг ВМП к текущему моменту сформировал большой портфель заключений об успешных испытаниях материалов и накопил положительный опыт их применения в судостроительной отрасли.
Мария Левенкова, ХК "Пигмент"
– Уход поставщиков и производителей с рынка судостроительных материалов повлёк за собой дефицит лакокрасочных продуктов. Конечным покупателям и разработчикам пришлось пересмотреть номенклатуру и требования к материалам, а также перечень возможных поставщиков. Если в начале года подавляющее большинство ЛКМ приобреталось у иностранных производителей, то сегодня основные поставщики – это российские заводы. Существенное увеличению спроса на материалы поставило перед отечественными производителями новую планку стандартов качества и производства.
– Какое место занимают судовые лакокрасочные материалы (ЛКМ) в вашем портфеле заказов?
Мария Левенкова, ХК "Пигмент"
– Производство и поставка лакокрасочных материалов для судостроения и судоремонта – приоритетное направление деятельности холдинговой компании "Пигмент". На сегодня доля выпуска этих материалов в нашем портфеле заказов составляет около 25%, и одна из основных задач компании – увеличение этого показателя.
Елена Евтушенко, АО НПХ ВМП
– Сегодня судовые ЛКМ – одно из основных направлений в деятельности ВМП. Наш научно-производственный холдинг был основан в 1991 г., став разработчиком и производителем лакокрасочных материалов для защиты металлоконструкций в нефтегазовой промышленности и транспортном строительстве. Обладая высоким научным потенциалом, современной лабораторией, постоянно совершенствующимся производством, холдинг активно наращивал ассортимент продукции, расширял области ее применения. Последние десять лет активно велась разработка и производство ЛКМ для военного и гражданского судостроения.
Антикоррозионная защита сторожевого пограничного корабля "Чебоксары" выполнена материалами ВМП / Фото: АО НПХ ВМП / Завтраков А. А. |
– Hilong Group – крупный международный многопрофильный холдинг, специализирующийся на комплексных нефтесервисных услугах, высокотехнологичном нефтепромысловом оборудовании, нанесении покрытий на трубы нефтяного сортамента. Так же он занимается разработкой и производством антикоррозионных материалов для применений в различных сегментах промышленности: на крупных судах, морских буровых платформах, ветроэнергетическом оборудовании, металлоконструкциях для строительства и нефтегазового сектора, резервуарах для хранения нефти и нефтепродуктов. Hilong производит специальные покрытия для трубопроводов, бурильных, обсадных и насосно-компрессорных труб.
Судовые ЛКМ производит компания Hilong Shine New Materials, специализирующаяся на морских и защитных промышленных покрытиях. Доля судовых покрытий в портфеле ее заказов составляет до 60%. В него входят все типы защитных покрытий от киля до надстроек и труб: противообрастающие покрытия подводной части, атмосферостойкие покрытия надводной части корпуса и надстроек, ледостойкие покрытия корпуса, износостойкие покрытия трюма и палубы, покрытия балластных танков и танков питьевой воды, покрытия отсеков нефтяных танков, термостойкие покрытия труб и т.д.