Спуск на воду специализированного краболовного судна для дальневосточных рыбаков "Русь" / Корабел.ру |
Во-первых, именно в 2019 году мы узнаем первые результаты программы строительства рыбопромысловых судов в рамках инвестиционных квот. До сего времени ситуация развивается позитивно. Суда строятся, каких-либо скандалов или конфликтов между заказчиками и корабелами не наблюдается, объем заказов растет. Но не мной сказано, что критерий истины – это практика. А практика начнет проясняться тогда, когда первые вновь построенные на отечественных верфях суда уйдут на испытания, а потом и на промысел. Только тогда станет ясно, насколько крепкой может быть вынужденная любовь рыбаков и корабелов. Придут ли наши промысловики на верфи всерьез и надолго, или будут и дальше "воротить нос" от отечественного судостроения, что было на протяжении многих лет.
Во-вторых, именно в 2019 году предстоит отработать полную навигацию новым скоростным пассажирским судам – "Комете", "Валдаю" и "Грифону". Пробную эксплуатацию они прошли в минувшем 2018 году. Но одно дело несколько недель катать интересующуюся публику, и совсем другое – встать на линию и начать зарабатывать деньги. Сейчас понятно, что суда справляются с поставленными задачами с технической точки зрения, но об экономике эксплуатации, их надежности какой-либо достоверной информации крайне мало. А ведь о целесообразности приобретения этих типов судов будущий судовладелец будет судить, именно исходя из этих параметров. Ведь покупать их он будет для зарабатывания денег, а вовсе не из любви к подводному крылу или композитным корпусам. И, соответственно, от этого зависит и удачность или неудача проекта в целом.
Инновационный пассажирский катамаран "Грифон" проекта 23290 / "Средне-Невский судостроительный завод" |
Наконец, именно в 2019 году окончательно станет ясно, насколько способны российские корабелы самостоятельно строить пассажирские круизные суда. Для начала речные. По состоянию на сегодня на "Лотосе" и на "Красном Сормово" сделано то, что не вызывало никаких сомнений в способности предприятий выполнить эти работы, – сформированы корпуса с надстройками, начат монтаж крупногабаритного оборудования и начинается прокладка кабельных трасс. Это традиционная работа верфей, которую с теми или иными нюансами инженеры и рабочие этих предприятий делали неоднократно. А вот в текущем году начинается самое интересное – превращение судна в хороший отель. С этим ни рабочие, ни инженеры не сталкивались никогда. Предстоит смонтировать и запустить в работу такие устройства, как пассажирские лифты, противопожарные двери, кухню ресторана (а не камбуз кают-компании!), системы вентиляции и кондиционирования, освещения, бытовые системы. И отдельной "вишенкой на торте" станут интерьеры. И не надо питать иллюзий, что придут контрагенты и все сделают. Они, конечно, сами настелют ковролин или установят межкаютные перегородки, но именно работники верфи должны будут обеспечить соответствующее качество палубы и геометрию переборок, провести трубы и обеспечить подключение энергопотребителей.
И очень хорошо, что верфи, как "Лотос", так и "Красное Сормово", открыты к общению и обеспечивают доступность информации о ходе строительства этих судов. Понятно, что строительство любого нового проекта не обходится без ошибок и переделок. Главное – эти ошибки и прочеты анализировать и учитывать в дальнейшем, не допускать их повторения. Очень приятно, что отраслевые СМИ и следящих за развитием событий коллег они воспринимают не как критиканов и недоброжелателей, а как доброжелательных критиков, которые стараются не обидеть их, а скорее поддержать, а может быть, и что-то подсказать.
Таким образом, год предстоит интересный. Мы будем следить за событиями и развитием ситуаций. А вы нас читайте.
С уважением, Николай Ивакин, главный редактор