В последние несколько лет в судостроительной и судоходной отрасли наметился новый подъем интереса к прогулочным судам. Еще недавно казалось, что когда "вечные" советские "Кометы" и "Метеоры", а также "ОМики" и "МОшки" доживут свой срок, пассажирское сообщение на реках и каналах уже совсем сойдет на нет. Но вот уже в Петербурге построили пассажирский катамаран из углепластика, в Крыму запустили СПК нового поколения...
В эту тенденцию хорошо вписывается и строительство речных прогулочно-экскурсионных судов проекта 23020 "Пилигрим", разработанного Зеленодольским проектно-конструкторским бюро в 2011 году, а также двух новых проектов 03620 и 03621 "Чайка-250" и "Чайка-150" соответственно.
Взгляд в будущее
Завод им. Горького совместно с Зеленодольским ПКБ предложили правительству Республики Татарстан создание прогулочно-экскурсионных судов для местных линий. При обсуждении в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан были выработаны Технические задания, которые и определили облик необходимых судов.
27 апреля 2018 года на стапелях Зеленодольского завода им. Горького заложили оба судна для перевозки пассажиров по внутренним водным путям Республики Татарстан.
Суда, которые сейчас строят зеленодольцы, представляют собой абсолютно новые проекты. Это дизельные двухпалубные теплоходы проектов 03620 "Чайка-250" и 03621 "Чайка-150" с кормовым расположением машинного отделения, с носовым размещением рулевой рубки и большой прогулочной палубой на втором ярусе надстройки. Конструктивный тип — однокорпусный, стальной. Как уже сказано - у них предусмотрены две палубы — на главной палубе комфортабельный пассажирский салон, оборудованный сиденьями со столами, наверху за рулевой рубкой - прогулочная палуба под тентом. На каждой палубе есть небольшой киоск-бар. Речные кораблики оснащены системой кондиционирования и отопления пассажирского салона, помещений для отдыха экипажа и рулевой рубки. Суда будут оборудованы системой "аудиогида" для обеспечения проведения экскурсий на пяти языках. В машинном отделении обоих судов будут установлены главные дизели и дизель-генераторы на базе любимых речниками за их неприхотливость и высокую ремонтопригодность отечественных двигателей ЯМЗ Ярославского моторного завода, широко распространенных в автомобильной отрасли.
Проекты отличаются друг от друга длиной средней части – так называемой "цилиндрической вставки". Носовая и кормовая оконечности судов проектов 03620 и 03621, наиболее насыщенные различным оборудованием, абсолютно единтичны, т.е. уровень межпроектной унификации очень высок. Это сулит большие выгоды при организации крупносерийной постройки судов данных проектов, на востребованность которых и в других регионах России завод-строитель возлагает определенные надежды.
Главное отличие этих судов - пассажировместимость. Первый рассчитан на 250 пассажиров, второй — на 150. Соответственно есть некоторые различия в характеристиках. Длина первого по КВЛ достигает 48,5 метра, второго на 7,5 метров (на один отсек) короче. Ширина обоих судов по корпусу 8,4 метра, габаритная - 9,2 м. Осадка составит примерно 1,1 м для обоих судов. По скорости более вместительное судно сможет достигать 19-20 километров в час, а его "коллега" возможно будет несколько "шустрее". Дальность плавания по запасам топлива у обоих равная — это примерно 600 километров. Оба судна спроектированы на класс Российского Речного Регистра +О 2,0 А, а это значит, что они будут обладать неплохой мореходностью.
Предполагаемый маршрут, на котором они будут эксплуатироваться, включает в себя обзор главной достопримечательности Казани — Казанского кремля, стоящего в месте впадения в Волгу реки Казанки. От этой точки "Чайки" будут подниматься по Волге до Свияжска, а возможно и дальше.
Взгляд в будущее
Завод им. Горького совместно с Зеленодольским ПКБ предложили правительству Республики Татарстан создание прогулочно-экскурсионных судов для местных линий. При обсуждении в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан были выработаны Технические задания, которые и определили облик необходимых судов.
27 апреля 2018 года на стапелях Зеленодольского завода им. Горького заложили оба судна для перевозки пассажиров по внутренним водным путям Республики Татарстан.
Проект прогулочного судна П-250 / "Зеленодольское проектно-конструкторское бюро" |
Суда, которые сейчас строят зеленодольцы, представляют собой абсолютно новые проекты. Это дизельные двухпалубные теплоходы проектов 03620 "Чайка-250" и 03621 "Чайка-150" с кормовым расположением машинного отделения, с носовым размещением рулевой рубки и большой прогулочной палубой на втором ярусе надстройки. Конструктивный тип — однокорпусный, стальной. Как уже сказано - у них предусмотрены две палубы — на главной палубе комфортабельный пассажирский салон, оборудованный сиденьями со столами, наверху за рулевой рубкой - прогулочная палуба под тентом. На каждой палубе есть небольшой киоск-бар. Речные кораблики оснащены системой кондиционирования и отопления пассажирского салона, помещений для отдыха экипажа и рулевой рубки. Суда будут оборудованы системой "аудиогида" для обеспечения проведения экскурсий на пяти языках. В машинном отделении обоих судов будут установлены главные дизели и дизель-генераторы на базе любимых речниками за их неприхотливость и высокую ремонтопригодность отечественных двигателей ЯМЗ Ярославского моторного завода, широко распространенных в автомобильной отрасли.
Проекты отличаются друг от друга длиной средней части – так называемой "цилиндрической вставки". Носовая и кормовая оконечности судов проектов 03620 и 03621, наиболее насыщенные различным оборудованием, абсолютно единтичны, т.е. уровень межпроектной унификации очень высок. Это сулит большие выгоды при организации крупносерийной постройки судов данных проектов, на востребованность которых и в других регионах России завод-строитель возлагает определенные надежды.
Проект прогулочного судна П-150 / "Зеленодольское проектно-конструкторское бюро" |
Главное отличие этих судов - пассажировместимость. Первый рассчитан на 250 пассажиров, второй — на 150. Соответственно есть некоторые различия в характеристиках. Длина первого по КВЛ достигает 48,5 метра, второго на 7,5 метров (на один отсек) короче. Ширина обоих судов по корпусу 8,4 метра, габаритная - 9,2 м. Осадка составит примерно 1,1 м для обоих судов. По скорости более вместительное судно сможет достигать 19-20 километров в час, а его "коллега" возможно будет несколько "шустрее". Дальность плавания по запасам топлива у обоих равная — это примерно 600 километров. Оба судна спроектированы на класс Российского Речного Регистра +О 2,0 А, а это значит, что они будут обладать неплохой мореходностью.
Предполагаемый маршрут, на котором они будут эксплуатироваться, включает в себя обзор главной достопримечательности Казани — Казанского кремля, стоящего в месте впадения в Волгу реки Казанки. От этой точки "Чайки" будут подниматься по Волге до Свияжска, а возможно и дальше.