реклама

Чёрная метка 21 -го века

0 641 5 мин
4 декабря на заседании 64-й сессии ГА ООН будет рассмотрена резолюция по борьбе с пиратством.
Совет Безопасности ООН 30 ноября 2009 года продлил ещё на один год мандат международных сил по борьбе с пиратами у берегов Сомали, но морской разбой у берегов Африки остаётся серьёзной проблемой для международного сообщества. С недавнего времени захваты судов стали происходить не только к востоку от берегов Африки, где действуют сомалийские пираты, но и на западном берегу континента - у Нигерии, Камеруна, Ганы и Бенина. Руководствуясь своей традиционной тактикой, пираты приближаются к судну на быстроходных моторных лодках, производят его захват, угрожая экипажу лёгким стрелковым оружием, и требуют шестизначный выкуп от судовладельца. По мнению Центра по мониторингу пиратства Международного морского бюро, более половины всех разбойных нападений в мировом океане относятся к деятельности сомалийских пиратов. У побережья Сомали с января по сентябрь 2009 года было захвачено 34 судна и взято в заложники 450 моряков. Всего в районе Восточной Африки в 2009 году было зарегистрировано около 170 пиратских нападений, многие из которых оказались для преступников неудачными. «Тот факт, что статистика нападений и захватов за три с небольшим квартала 2009 года превосходит показатели за весь 2008 год, говорит о том, что пираты, и, в особенности, у побережья Сомали, по-прежнему представляют серьёзную угрозу судоходству», - заявил директор Международного морского бюро Поттенгал Мукундан.
Одной из причин, толкнувших жителей Сомали к занятию морским разбоем, считается затянувшаяся гражданская война в стране, которая лишила население, живущее за счёт рыбного промысла, средств к существованию, а созданные при режиме Сиада Барре профильные кооперативы попросту разорились. Надо отметить, что в развитие рыбной промышленности Сомали ранее инвестировали значительные финансовые средства Дания, Великобритания, Ирак, Япония, Швеция, Советский Союз и Германия. Кооперативы, продавая улов государству по фиксированным ценам, обеспечивали Сомали пусть небольшую, но ощутимую статью дохода от экспорта морепродуктов. Оказываемая иностранная помощь шла на ремонт судов, поддержку и обслуживание объектов инфраструктуры рыбного хозяйства страны. После падения режима Сиада Барре, доходы от промысла катастрофически снизились. Из-за отсутствия подразделений береговой охраны, иностранные рыболовецкие траулеры занимались незаконным промыслом морепродуктов в территориальных водах Сомали, а некоторые компании безнаказанно осуществляли захоронение опасных промышленных отходов, в результате чего значительно ухудшилась экологическая ситуация в сомалийских водах, что привело к массовой гибели рыбы. На фоне всего происходящего местные рыбаки начали объединяться в некие сообщества для защиты своих рыбных ресурсов, но вскоре обнаружили, что пиратство является более быстрым и лёгким способом зарабатывать деньги. Надо также признать, что международное эмбарго на поставки оружия в Сомали, введённое Советом Безопасности ООН, систематически нарушалось, что, в свою очередь, способствовало легкой доступности оружия и боеприпасов для пиратов, что неоднократно констатировал Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, говоря о причинах возникновения пиратства в Аденском заливе.
Следует отметить, что военные моряки из состава международных сил в Аденском заливе, несмотря на своё численное превосходство в силах и средствах, так и не смогли не только очистить его акваторию от пиратов, но и гарантировать безопасный проход торговым судам даже в пределах узкого коридора. Военные, видимо, не учли все возможности пиратов для маневра, сосредоточив на одном пространстве основное присутствие ВМС, рассчитывая на то, что победа в Аденском заливе обеспечит и общую победу над морскими разбойниками. Пираты очень быстро отреагировали на действия международных военно-морских сил, и вышли в открытый океан, перейдя от тактики молниеносных атак на коротких дистанциях к тактике дальних походов, и переориентировались на другие районы поиска и захвата целей. Патрулирование в Аденском заливе международными военно-морскими силами принесли свои плоды, но на фоне расширения преступного бизнеса появилась реальная опасность глобализации проблемы, если к разбойничьему промыслу сомалийских флибустьеров присоединятся и заинтересованные континентальные преступные сообщества, в том числе и европейские. Возможно, что со временем ими станут отрабатываться некие мошеннические схемы, к примеру, с мнимыми захватами для получения страхового возмещения. В пользу этого говорит растущая организованность и развитие инфраструктуры пиратского сообщества. По данным, полученным от пленённых разбойников, уже сейчас существует «учебно-тренировочный центр» на территории Сомали, где пираты проходят подготовку в течение 150 суток. К слову, сейчас в Сомали существуют две основные пиратские сети: одна в Пунтленде, а вторая - в южной части района Мудуг.
Видимо, война на море имеет все шансы перейти в перманентное состояние, если международное сообщество не предпримет серьёзную политическую активность под эгидой Совета Безопасности ООН и не санкционирует наземную операцию международных сил с соответствующим мандатом Организации Объединённых Наций на территории Сомали. В противном случае, войну с морскими бандитами можно считать проигранной, хотя бы потому, что закрепить за каждой квадратной милей противолодочный корабль и обеспечить непрерывное патрулирование воздушного пространства над тревожной акваторией - неоправданно затратная и почти невыполнимая задача, даже для самых современных ВМС. Необходимо признать, что современные средства разведки недостаточно эффективны в борьбе с малыми целями, которыми являются юркие моторные лодки морских разбойников. Более того, эти так называемые лодки «доу», которыми пираты пользуются как средствами доставки абордажных команд, не регистрируются подобно морским судам или катерам, а их огромное количество не позволяет вести какой-либо учёт, особенно на фоне отсутствия береговой охраны Сомали. Также весьма затруднительно для военных моряков отличить мирных рыбаков от вооружённых разбойников, которые тщательно маскируют свой арсенал, иногда привязывая его за бортом моторной лодки.
Конечно, для повышения безопасности судоходства можно рассматривать и возможность использования опыта Второй мировой войны в плане создания военных конвоев. В этой связи, следует обратить внимание на существенные различия в ситуации с сомалийскими пиратами. Во время Второй мировой войны ВМС союзников имели дело с регулярным флотом вполне реального противника, у которого был свой военно-морской устав, тактика и стратегия, поддающиеся хоть какому-либо анализу и прогнозированию. Надо признать, что и следование в составе конвоя не даёт стопроцентной гарантии, что судно не будет атаковано пиратами и захвачено. Военные корабли, которые ориентированы на поражение огнём значительных территорий акватории, могут легко вместе с подозреваемыми в пиратстве «накрыть» и ни в чём ни повинных рыбаков. Следует заметить, что в современных условиях само ожидание формирование конвоев и следование с ограниченной скоростью могут привести к существенным финансовым потерям, как компаний-судовладельцев, так и грузополучателей, тем более в условиях экономического кризиса.
Разумеется, что никакая военная операция не может дать желаемый результат без сопутствующей гуманитарной активности международного сообщества, которая должна наряду с силовым решением исключить саму первопричину пиратства. Развитым странам вполне по силам принять участие в экономических процессах в Сомали, оказать содействие властям страны по укреплению правоохранительных органов и законности. Следует заметить, что в настоящее время в самопровозглашённой сомалийской провинции Пунтленд, при существующей власти пираты чувствуют хозяевами, а основной доход в казну региона идёт именно от разбоя на море. К сожалению, мировое сообщество до настоящего времени не выработало единые подходы в решении проблемы, не разработаны и общая тактика борьбы с пиратами, равно как и не создан единый центр для координации действий ВМС, осуществляющих патрулирование Аденского залива и прилегающей к нему акватории Индийского океана. Вероятно, следует дать и юридически выверенные определения пиратства и пиратов, применимость и допустимость тех или иных мер в отношении их действий, определить полномочия соответствующего международного суда и обеспечить режим неотвратимости наказания. Любой пират должен знать, что если он будет схвачен, то его будет ожидать не самая приятная встреча с правосудием и конкретный тюремный срок, Возможно, и не в самой солнечном регионе мира. В итоге мировое сообщество может получить в распоряжение эффективную схему действий для противодействия угрозам подобного характера и в будущем. В этой связи, инициатива президента России Дмитрия Медведева о разработке Договора о европейской безопасности может приобрести и глобальный статус, в том числе, и в аспекте объединения международных усилий, направленных против морского разбоя у берегов Сомали. Создав единые правила реагирования на угрозы безопасности, в том числе, и вне пределов европейского пространства, распространив их правоприменение на любые другие регионы мира, можно будет добиться более эффективного международного взаимодействия, как по линии силовых ведомств отдельных государств, так и гуманитарных институтов под эгидой Организации Объединённых Наций.
Василий Амирджанов
Голос России



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
В портах Феодосия и Туапсе отработали действия по ЛАРН
14:08 / порты