Сегодня, в условиях скоротечно меняющего рынка, важно идти в ногу со временем. Не отстает и РРР, а, вернее, теперь – РКО. Организация сменила свое наименование 20 июля 2022 г., и наша редакция не могла этого не заметить. Обратились с официальным письмом, задали вопросы, получили соответствующие ответы, которыми с вами сегодня и планируем поделиться.
А вопросов, в связи с изменением официального названия, возникло немало, и только лишь тем: "А почему РКО?" – они не ограничиваются. Но начнем с актуального.
РРР – в РКО. Причины
Историческое название организации "Российский Речной Регистр" (РРР) сформировалось под влиянием сферы оказываемых услуг организацией, а именно, – предоставление классификационных услуг судам, эксплуатирующимся на внутренних водных путях (ВВП) Российской Федерации. Благодаря этому за РРР закрепилась и соответствующая репутация, как за организацией, предоставляющей свои услуги непосредственно на суда, эксплуатирующиеся на ВВП, что не совсем коррелирует с настоящим спектром предоставляемых услуг, который был расширен в соответствии с новым заключенным Соглашением с Администрацией флага (Министерство транспорта Российской Федерации).
С учетом вышеизложенного (проанализировав все за и против) организацией и было принято решение о смене названия с РРР на Российское Классификационное Общество (РКО), которое и достаточно нейтральное, и при этом охватывает весь спектр предоставляемых услуг (работ), например таких как: классификация судов, находящихся под юрисдикцией не только Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, но и под юрисдикцией Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации; в том числе предоставление конвенционных услуг, освидетельствование тар для опасных грузов и оценка их соответствия требованиям МОПОГ, ВОПОГ и др.
Функционал РКО
Помимо ранее оказываемых видов услуг, РКО теперь наделено полномочиями и оказывает услуги на территории Российской Федерации и за её пределами по классификации и освидетельствованию морских судов (включая объекты морского транспорта: плавучие буровые установки, морские стационарные платформы различного назначения, морские плавучие нефтегазодобывающие комплексы и иные морские плавучие и стационарные объекты). В том числе неограниченного района плавания на соответствие требованиям международных конвенций, кодексов, договоров, а также освидетельствование судов на соответствие требованиям Правил, прилагаемых к европейскому соглашению о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ВОПОГ) и определение соответствия судов требованиям Международного кодекса по охране судов и портовых средств (МК ОСПС), с выдачей соответствующих документов, а также многие другие виды.
РКО и морские суда
В РКО поступают заявки на классификацию морских судов неограниченного района плавания. На момент ответа РКО на наши вопросы, на классификационном учете Общества состояло четыре судна, на которые оформлены конвенционные документы, в том числе три балкера дедвейтом 28 000 каждый и судно специального назначения дедвейтом 3000.
На каких судах планирует сфокусироваться РКО
РКО располагает квалифицированным персоналом, нормативной базой, филиалами, охватывающими всю территорию Российской Федерации, вследствие чего оказание услуг будет осуществляться всем судам независимо от их длины, класса, типа и назначения в соответствии с поступающими заявками.
РКО и РС – отличия
Полнота предоставляемых услуг организациями мало чем отличается, однако, как отметили в РКО, их организация не осуществляет и не планирует осуществлять классификацию и освидетельствование судов и других плавучих сооружений, использующих или на которых установлена ядерная энергетическая установка.
РКО и РС – конкуренция?
РКО и РС находятся в ведение Минтранса России и всегда сотрудничали в вопросах предоставления классификационных услуг. РКО надеется и на дальнейшее плодотворное сотрудничество с РС. Также в Обществе отметили, что РС имеет обширное количество представительств и филиалов за рубежом, что позволяет РКО совместно с РС взаимодействовать по оказанию услуг за пределами территории Российской Федерации, в случае если выезд эксперта РКО затруднителен.
Как будут обстоять дела со взаимным признанием решений между РКО и РС?
На сегодня между огранизациями заключен договор о сотрудничестве и взаимозамещении, который позволяет при получении от соответствующей стороны поручения предоставлять классификационные услуги, объем которых и документы, подлежащие выдачи, будут изложены в поручении.
О зарубежном оборудовании
Документы, выдаваемые зарубежными классификационными обществами, не подтверждают соответствие материала или изделия требованиям Правил РКО. Решение о возможности использования таких материалов и изделий на судах с классом РКО будет принято после результатов прохождения процедуры разового одобрения, предусмотренной соответствующими правилами.
РКО при этом готово к взаимовыгодному сотрудничеству с зарубежными классификационными обществами и при необходимости – заключить соответствующие договоры, как это предусмотрено с РС, которые позволят при получении от соответствующей стороны поручения предоставлять классификационные услуги, объем которых и документы, подлежащие выдаче, будут изложены в поручении.
Изменения в нормативных актах
На сегодняшний день появляются новые суда, работающие на альтернативных источниках энергии (в настоящее время под судном, работающим на альтернативных источниках энергии, рассматривается судно, приводимое в движение одним или несколькими электродвигателями, с питанием от альтернативного независимого источника электроэнергии (накопителей энергии, аккумуляторов, топливных элементов, конденсаторов и т.п.). Также национальная политика направлена на внедрение автономной системы судовождения, что должно привести к созданию безэкипажных самоходных судов. В связи с появлением новых типов судов РКО совершенствует и свою нормативную базу для обеспечения необходимого качества предоставления услуг по их классификации.
Автоматизация судоходства
По поручению Минтранса России, РКО проведена научно-исследовательская работа по теме "Разработка эксплуатационных требований к электронным картографическим навигационным системам для внутреннего водного транспорта и методов типовых испытаний". По результатам этого труда РКО были разработаны соответствующие требования к электронным картографическим навигационным системам. Данные требования были включены в Правила РКО.
В настоящее время Обществом проводится научно-исследовательская работа по теме "Уточнение требований Российского Классификационного Общества по автоматизации судов с учетом современного уровня развития средств автоматизации и управления судами, судовыми техническим средствами, а также требований международных конвенций и других классификационных обществ".
Также стоит отметить, что сотрудники РКО принимают участие в соответствующей рабочей группе при Минпромторге России по вопросам, связанным с установлением автономного судоходства.
Вместо вывода
Помимо основных тезисов, в РКО также отметили и перспективы своего развития. Общество планирует совершенствовать нормативную базу по классификации и освидетельствованию морских судов неограниченного района плавания, требований к безэкипажным судам (автономным), судам, работающим на альтернативных источниках энергии, а также требований к контейнерам. При этом РКО продолжаем совершенствовать нормативную базу и в отношении плавучих объектов, судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания.
В РКО подчеркнули, что постоянно ведут диалог с судоходными компаниями посредством ответа на поступающие обращения, а также участия в отраслевых мероприятиях (выставки, совещания и т.д.). При этом в Обществе (в ответ на нашу просьбу прокомментировать возраст речного флота) напомнили, что на сегодня средний возраст транспортных судов составляет – 41 год. В связи с чем, судовладельцам порекомендовали более ответственно подходить к поддержанию их надлежащего технического состояния.
Среди значимых моментов в РКО обратили внимание на возникшие в период пандемии проблемы с осуществлением технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, признанием организаций, и осуществлением технического наблюдения за строительством судов на предприятиях, расположенных за рубежом.
И хотя для её решения был введен в действие Порядок о дистанционном освидетельствовании организацией, материалов и изделий, к сожалению вопрос об осуществлении технического наблюдения за строительством судов сохранился. Учитывая сложность и ответственность некоторых процессов (этапов) строительства, порядок дистанционного освидетельствования не получается применить для решения данного вопроса.
В завершение обратим внимание нашего читателя на то, что в РКО на сегодня работает порядка 500 человек, а специалисты Общества имеют профильное образование и соответствующую компетенцию, что позволяет РКО предоставлять классификационные услуги на высоком уровне. Также отметим, что в Российское Классификационное Общество редко приходят специалисты, только что окончившие вузы, обычно их ряды пополняют специалисты, имеющие достаточно большой опыт эксплуатации, строительства и ремонта судов. Чаще всего это – работники судоремонтных/судостроительных предприятий, командного состава судов, а также надзорных органов, имеющих опыт оценки технического состояния судов.
Общая протяженность внутренних водных путей федерального значения составляет 101 591,5 км / Фото: https://morflot.gov.ru/ |
РРР – в РКО. Причины
Историческое название организации "Российский Речной Регистр" (РРР) сформировалось под влиянием сферы оказываемых услуг организацией, а именно, – предоставление классификационных услуг судам, эксплуатирующимся на внутренних водных путях (ВВП) Российской Федерации. Благодаря этому за РРР закрепилась и соответствующая репутация, как за организацией, предоставляющей свои услуги непосредственно на суда, эксплуатирующиеся на ВВП, что не совсем коррелирует с настоящим спектром предоставляемых услуг, который был расширен в соответствии с новым заключенным Соглашением с Администрацией флага (Министерство транспорта Российской Федерации).
С учетом вышеизложенного (проанализировав все за и против) организацией и было принято решение о смене названия с РРР на Российское Классификационное Общество (РКО), которое и достаточно нейтральное, и при этом охватывает весь спектр предоставляемых услуг (работ), например таких как: классификация судов, находящихся под юрисдикцией не только Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, но и под юрисдикцией Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации; в том числе предоставление конвенционных услуг, освидетельствование тар для опасных грузов и оценка их соответствия требованиям МОПОГ, ВОПОГ и др.
Функционал РКО
Помимо ранее оказываемых видов услуг, РКО теперь наделено полномочиями и оказывает услуги на территории Российской Федерации и за её пределами по классификации и освидетельствованию морских судов (включая объекты морского транспорта: плавучие буровые установки, морские стационарные платформы различного назначения, морские плавучие нефтегазодобывающие комплексы и иные морские плавучие и стационарные объекты). В том числе неограниченного района плавания на соответствие требованиям международных конвенций, кодексов, договоров, а также освидетельствование судов на соответствие требованиям Правил, прилагаемых к европейскому соглашению о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ВОПОГ) и определение соответствия судов требованиям Международного кодекса по охране судов и портовых средств (МК ОСПС), с выдачей соответствующих документов, а также многие другие виды.
РКО и морские суда
В РКО поступают заявки на классификацию морских судов неограниченного района плавания. На момент ответа РКО на наши вопросы, на классификационном учете Общества состояло четыре судна, на которые оформлены конвенционные документы, в том числе три балкера дедвейтом 28 000 каждый и судно специального назначения дедвейтом 3000.
Гидроузел / Фото: "Росморречфлот" |
На каких судах планирует сфокусироваться РКО
РКО располагает квалифицированным персоналом, нормативной базой, филиалами, охватывающими всю территорию Российской Федерации, вследствие чего оказание услуг будет осуществляться всем судам независимо от их длины, класса, типа и назначения в соответствии с поступающими заявками.
РКО и РС – отличия
Полнота предоставляемых услуг организациями мало чем отличается, однако, как отметили в РКО, их организация не осуществляет и не планирует осуществлять классификацию и освидетельствование судов и других плавучих сооружений, использующих или на которых установлена ядерная энергетическая установка.
РКО и РС – конкуренция?
РКО и РС находятся в ведение Минтранса России и всегда сотрудничали в вопросах предоставления классификационных услуг. РКО надеется и на дальнейшее плодотворное сотрудничество с РС. Также в Обществе отметили, что РС имеет обширное количество представительств и филиалов за рубежом, что позволяет РКО совместно с РС взаимодействовать по оказанию услуг за пределами территории Российской Федерации, в случае если выезд эксперта РКО затруднителен.
Как будут обстоять дела со взаимным признанием решений между РКО и РС?
На сегодня между огранизациями заключен договор о сотрудничестве и взаимозамещении, который позволяет при получении от соответствующей стороны поручения предоставлять классификационные услуги, объем которых и документы, подлежащие выдачи, будут изложены в поручении.
О зарубежном оборудовании
Документы, выдаваемые зарубежными классификационными обществами, не подтверждают соответствие материала или изделия требованиям Правил РКО. Решение о возможности использования таких материалов и изделий на судах с классом РКО будет принято после результатов прохождения процедуры разового одобрения, предусмотренной соответствующими правилами.
РКО при этом готово к взаимовыгодному сотрудничеству с зарубежными классификационными обществами и при необходимости – заключить соответствующие договоры, как это предусмотрено с РС, которые позволят при получении от соответствующей стороны поручения предоставлять классификационные услуги, объем которых и документы, подлежащие выдаче, будут изложены в поручении.
Изменения в нормативных актах
На сегодняшний день появляются новые суда, работающие на альтернативных источниках энергии (в настоящее время под судном, работающим на альтернативных источниках энергии, рассматривается судно, приводимое в движение одним или несколькими электродвигателями, с питанием от альтернативного независимого источника электроэнергии (накопителей энергии, аккумуляторов, топливных элементов, конденсаторов и т.п.). Также национальная политика направлена на внедрение автономной системы судовождения, что должно привести к созданию безэкипажных самоходных судов. В связи с появлением новых типов судов РКО совершенствует и свою нормативную базу для обеспечения необходимого качества предоставления услуг по их классификации.
Автоматизация судоходства
По поручению Минтранса России, РКО проведена научно-исследовательская работа по теме "Разработка эксплуатационных требований к электронным картографическим навигационным системам для внутреннего водного транспорта и методов типовых испытаний". По результатам этого труда РКО были разработаны соответствующие требования к электронным картографическим навигационным системам. Данные требования были включены в Правила РКО.
В настоящее время Обществом проводится научно-исследовательская работа по теме "Уточнение требований Российского Классификационного Общества по автоматизации судов с учетом современного уровня развития средств автоматизации и управления судами, судовыми техническим средствами, а также требований международных конвенций и других классификационных обществ".
Также стоит отметить, что сотрудники РКО принимают участие в соответствующей рабочей группе при Минпромторге России по вопросам, связанным с установлением автономного судоходства.
Рыбинский гидроузел / Фото: ФГБУ «Канал имени Москвы» |
Вместо вывода
Помимо основных тезисов, в РКО также отметили и перспективы своего развития. Общество планирует совершенствовать нормативную базу по классификации и освидетельствованию морских судов неограниченного района плавания, требований к безэкипажным судам (автономным), судам, работающим на альтернативных источниках энергии, а также требований к контейнерам. При этом РКО продолжаем совершенствовать нормативную базу и в отношении плавучих объектов, судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания.
В РКО подчеркнули, что постоянно ведут диалог с судоходными компаниями посредством ответа на поступающие обращения, а также участия в отраслевых мероприятиях (выставки, совещания и т.д.). При этом в Обществе (в ответ на нашу просьбу прокомментировать возраст речного флота) напомнили, что на сегодня средний возраст транспортных судов составляет – 41 год. В связи с чем, судовладельцам порекомендовали более ответственно подходить к поддержанию их надлежащего технического состояния.
Среди значимых моментов в РКО обратили внимание на возникшие в период пандемии проблемы с осуществлением технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, признанием организаций, и осуществлением технического наблюдения за строительством судов на предприятиях, расположенных за рубежом.
И хотя для её решения был введен в действие Порядок о дистанционном освидетельствовании организацией, материалов и изделий, к сожалению вопрос об осуществлении технического наблюдения за строительством судов сохранился. Учитывая сложность и ответственность некоторых процессов (этапов) строительства, порядок дистанционного освидетельствования не получается применить для решения данного вопроса.
В завершение обратим внимание нашего читателя на то, что в РКО на сегодня работает порядка 500 человек, а специалисты Общества имеют профильное образование и соответствующую компетенцию, что позволяет РКО предоставлять классификационные услуги на высоком уровне. Также отметим, что в Российское Классификационное Общество редко приходят специалисты, только что окончившие вузы, обычно их ряды пополняют специалисты, имеющие достаточно большой опыт эксплуатации, строительства и ремонта судов. Чаще всего это – работники судоремонтных/судостроительных предприятий, командного состава судов, а также надзорных органов, имеющих опыт оценки технического состояния судов.