- если оно находится у причала, в открытом море, бункеровка производится от специального бункеровочного судна;
- в случае нахождения судна на причале, ГСМ отгружается от автоцистерны или по трубопроводу от нефтеналивного терминала.
Бункеровочные операции – это процесс, требующий особого внимания владельцев водного транспорта. Малейшие ошибки с замерами и расчетами могут привести к серьезным коммерческим убыткам.
Для предупреждения внештатных ситуаций на судах должны быть выработаны технические и организационные нормы и требования к процессу бункеровки. Действия команды должны быть регламентированы с целью предотвращения разлива, перекачки нефтепродуктов и возникновения сопутствующих рисков (возгорание, загрязнение окружающей среды). Также необходимо контролировать определенные параметры выдаваемого и принятого топлива в процессе бункеровки (объем, масса, плотность, интенсивность и пр.) Полная информация обо всех этапах бункеровки судна позволяет избежать ошибок измерения и нежелательных коммерческих убытков.
Точный учет принятого и выданного топлива обеспечивают автоматизированные системы контроля бункеровки. Они представляют собой совокупность расходомеров и датчиков, измеряющих определенные параметры в зависимости от потребности судовладельца (объем, масса, плотность, давление, вязкость, температура масла и пр.), а также судового контроллера, который получает, обрабатывает и передает информацию судовладельцу и диспетчеру.
Внедрение автоматизированных систем позволяет:
- экономить бюджет на обслуживание и эксплуатацию флота;
- обеспечивать топливную эффективность судна и предотвращение хищений ГСМ;
- повышать дисциплину экипажа и ответственных служб;
- снижать возможность возникновения внештатных ситуаций;
- обеспечивать мониторинг технического состояния судового оборудования;
- предотвращать возможные махинации со стороны сотрудников и подрядчиков;
- предупреждать службы и экипаж о нарушениях в работе механизмов;
- обеспечивать удаленный контроль процесса бункеровки и расхода топлива.
Для целей контроля процесса бункеровки и массы принимаемого топлива на судне должны быть установлены бункеровочные узлы учета с использованием массовых расходомеров. Они обеспечивают учет расхода и состояния ГСМ при рабочем давлении и температуре.
Бункеровочный узел учета измеряет необходимые показатели, преобразуя зафиксированные данные в выходной сигнал с последующей передачей в диспетчерскую программу через бортовой контроллер. Соответственно, сама программа имеет средства визуализации принятой информации о бункеровке, систему построения отчетов со статистикой по каждому танку, каждому судну и всему флоту, функцию уведомлений (на e-mail, в мессенджере, через СМС) о времени и продолжительности заправки судна, состоянии топлива и других событиях.
Учет использования бункеровочного узла является важным элементом Судовой Системы Эффективного Топливоиспользования СервисМарин и позволяет компании иметь точные данные о количестве принятого/выданного топлива, предотвращать возможные злоупотребления и контролировать затраты на закупку ГСМ.