Это событие знаменательно для балтийцев и отечественной энергетики, потому что подобное сооружение нацелено совершить энергетическую революцию на мировом рынке.
О проекте
Изначально плавучая атомная электростанция задумывалась для обеспечения энергоснабжением труднодоступных регионов России независимо от транспортной инфраструктуры, логистики и ценообразования на доставку топлива. Таким регионом и является значительная часть Чукотки.
Сегодня на Певеке для выработки электроэнергии используют уголь - его возят из Якутии с Зырянского угольного месторождения. А это влияет на тариф электричества и надежность самого снабжения.
Строительство первого плавучего энергоблока (ПЭБ) началось еще на "Севмаше" в 2007 году. Через год проект был передан Балтийскому заводу. ПЭБ "Академик Ломоносов" был спущен на воду 30 июня 2010 года. Швартовные испытания начались в июле 2016 года, а завершились в октябре 2017-го.
Основные характеристики проекта 20870, согласно официальному сайту Балтийского завода:
- ПАТЭС состоит из ПЭБ, гидротехнических сооружений и объектов береговой инфраструктуры;
- Водоизмещение - 21,5 тыс. т;
- Команда - 69 чел.;
- ПАТЭС не оборудована собственными двигателями, поэтому для его транспортировки необходим буксир.
- ПАТЭС может использоваться в качестве опреснителя, вырабатывая до 240 тыс. кубометров воды ежедневно.
- Назначенный срок службы ПЭБ - 35-40 лет.
- Перезарядка реакторов осуществляется с периодичностью 2,5 - 3 года.
- ПАТЭС разработана с большим запасом прочности, превышающий все возможные угрозы и делает ядерные реакторы неуязвимыми для природных катастроф. Кроме того, ядерные процессы на судах отвечают всем требованиям Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и не несут угроз окружающей среде.
Согласно проекту, перегрузку ядерного топлива станции будут производить раз в 7 лет.
Известно, что в сам проект 20870 заложены все необходимые системы для обеспечения активной и пассивной безопасности, а также предусмотрены меры противоаварийного планирования. Помимо этого в рамках разработки заложены программы по сохранению природы Чукотки: как сухопутной территории, так и подземных вод.
Уникальность ПЭБ "Академик Ломоносов", по словам представителей Росэнергоатома, заключается в его эксклюзивности - это первое и единственное в мире подобное сооружение. Это делает Россию мировым лидером в области энергетики за счет того, что имеет референтный (фактически готовый) блок проекта 20870. Многие зарубежные страны заинтересованы в создании подобных ПАТЭС, но пока известно, что Китай строит такие плавучие энергоблоки, планируя их ввод в эксплуатацию только после 2020 года.
Чем интересны такие разработки? Помимо своей уникальности и автономности, они экологичны - "пришли, поработали, ушли". Строительство ПЭБов еще и дешевле, чем реализация наземных станций. На энергоблоке предусмотрены все условия комфортного проживания для персонала, эксплуатируя его вахтовым методом - 3 через 3 месяца по 150-160 человек неприрывно.
По сравнению с наземными АЭС, реакторные установки, которыми оборудован ПЭБ "Академик Ломоносов", в два раза мощнее четырех установок Билибинской АЭС. Да и обслуживающего персонала на плавучем энергоблоке требуется гораздо меньше, чем на наземной станции.
Праздник, но работу никто не отменял
С самого утра на Балтийском заводе шла штатная работа на атомных ледоколах "Арктика" и "Сибирь" проекта 22220. Между ними - энергоблок "Академик Ломоносов", багровый блок с желтыми полосками, уже ставший неотъемлемой частью пейзажа акватории предприятия.
Это справедливо - строительство "Академика Ломоносова" ведется с 2009 года. И шло оно довольно сложно, потому что проект сам по себе уникален, да и выпало строительство на годы реорганизации Балтийского завода.
Заводчане заполнили достроечную набережную и палубы ледоколов, чтобы попрощаться с плавучим энергетическим блоком. Операция по буксировке началась в 9:00 по местному времени.
Куда идем?
Плавучий энергетический блок "Академик Ломоносов" проекта 20870 - головной проект серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности. Он оснащен двумя реакторными установками КЛТ-40С, способные вырабатывать до 70 мВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии. Этого достаточно для поддержания жизнедеятельности города в населением около 100 тыс человек.
Финальная точка маршрута "Академика Ломоносова" - морской порт Певек, Чукотка. Это регион, изолированный и не связанный с другими дальневосточными районами. Планируется, что ПАТЭС обеспечит Чукотку тем резервом мощности, который сможет реализовать ряд крупных проектов и производств, способных привлечь инвесторов. Помимо этого "Росатом" считает, что ввод станции поспособствует развитию уже существующих месторождений в труднодоступных районах, а также обеспечит электроэнергией города, поселки и их инфраструктуру.
По словам представителей Росэнергоатома, заказчика ПАТЭС, буксировка "Академика Ломоносова" будет осуществляться в два этапа: из Санкт-Петербурга из акватории Балтийского завода в Мурманск, а затем уже из Мурманска - в Певек.
На первом этапе плавучий энергоблок будет отбуксирован к причалу "Атомфлота" в Мурманске без ядерного топлива. На втором (ориентировочно летом 2019 года) - с уже загруженным топливом и экипажем на борту "Академик Ломоносов" будет доставлен в морской порт Певек.
Как началась буксировка ПАТЭС
За буксировкой наблюдал заместитель генерального директора концерна "Росэнергоатом", руководитель проекта по сооружению и эксплуатации плавучих атомных теплоэлектростанций Павел Ипатов. По его словам, на сегодняшний день завершен этап строительства плавучего энергоблока на Балтийском заводе. Это значит, что ПЭБ отправляется в Мурманск на базу "Атомфлота", где продолжится строительство - будут проводиться швартовные и физико-энергетические испытания, а также загрузка топлива. Затем практически готовый "Академик Ломоносов" по Севморпути отправится в Певек.
Как рассказал журналистам Павел Ипатов, все разрешения и документы на перегон ПАТЭС в Мурманск получены. Прежде всего, было получено заключение на его транспортировку как таковую, потому что фактически это первое плавание "Академика Ломоносова".
Павел Ипатов, руководитель проекта по сооружению и эксплуатации плавучих атомных теплоэлектростанций / Корабел.ру |
Известно, что ПАТЭС во время перехода в Мурманск пройдет мимо Эстонии, Швеции, Дании, Норвегии
Сама операция буксировки для выхода "Академика Ломоносова" из акватории Невы близ Балтийского завода заняла около двух часов. Для этого потребовалась команда из пяти морских буксиров.
В буксировке принимали буксиры "Лукман", "Торнадо", "Малик", "Тайфун" и "Акмал".
Как отметили представители Росэнергоатома, между ними и Морспасслужбой Росморречфлота был заключен договор на весь комплекс буксировочных и маневровых услуг, которые связаны с перегоном плавучего энергоблока по всему маршруту.
Согласно расчетам специалистов, средняя скорость следования буксирного каравана по маршруту Санкт-Петербург - Мурманск - Певек при благоприятных гидрометеоусловиях и при отсутствии каких-либо возможных задержек составит 4,5 узла.
Известно, что в самом Певеке тоже не сидят сложа руки, ожидая "Академика Ломоносова". Сейчас там ведется строительство мола-причала, комплекса зданий, гидротехнических сооружений и береговой площадки.
Перспективы "Академика Ломоносова"
Планируется, что после ввода в эксплуатацию "Академик Ломоносов" заменит Билибинскую АЭС, которая заканчивает свою эксплуатацию в 2021 году, и Чаунскую ТЭЦ - они технологически устарели. Так, ПАТЭС проекта 20870 станет самой северной атомной станцией в мире.
Как подчеркивают представители Росэнергомаша, концерн понес немалые затраты на строительство ПАТЭС. Компания связывает это с эксклюзивностью проекта и передачами объекта разным подрядчикам. Но, по их мнению, стоимость можно снизить на треть при использовании других реакторных установок, допустим, "Ритм-200".
На сегодняшний день у Росатома есть программа сооружения плавучих атомных теплоэлектростанций и структуры, которые работают над оптимизированием ПЭБов. Но реальный заказ внутри России есть только на один энергоблок.
Хотя "Росатом" убежден в том, что "Академик Ломоносов" будет далеко не единственным сооружением подобного типа, потому что другие государства уже показали свою заинтересованность в таких ПАТЭС.
Амбициозность проекта и успешность, которую сулит Росатом, говорит о том, что атомная энергетика в России развивается не по дням, а по часам. Что будет на самом деле? Иллюзий эксперты не строят, все понимают, что это головной проект, который будет введен в эксплуатацию только в декабре 2019 года. Это и выявит сильные и слабые стороны ПАТЭС. Но за разработкой - большое будущее, это неоспоримый факт.
[Больше фотографий в галерее снизу]
Материалы по теме:
"Рабочие лошадки" российского флота (интервью с генеральным директором компании "Нева-Чартер")
Ровесник атомной отрасли России – "ОКБМ Африкантов" (статья о 70-летии ОКБМ им. Африкантова)
"Академик Ломоносов" – смотр перед выходом (статья об ПЭБ "Академик Ломоносов").