Как уже всем известно, в начале мая планируется закладка двух универсальных десантных кораблей (УДК), о чем мы писали 30 января в публикации "Зачем России универсальные десантные корабли". Мы намеренно не упомянули о десантных катерах, которыми должны оснащаться первые отечественные УДК. В каком-то смысле они являются вторым главным оружием кораблей после вертолетов. С помощью десантных катеров осуществляется транспортировка оборудования и войск с десантных кораблей на берег. Кроме того, с их помощью можно выполнять гуманитарные операции.
Одними самых известных в мире десантных катеров является катера на воздушной подушке типа LCAC (США). Подобные катера базируются на всех УДК и кораблях-доках ВМС США. Их разработка началась еще в начале 1970-х годов. Начальная эксплуатационная готовность по катерам была достигнута в 1986 году. Всего было построено 82 катера. Последний был поставлен ВМС США в 2001 году. За рейс они способны перевезти до 68 тонн груза или 1 основной боевой танк "Абрамс" и до 180 человек десанта. Если упомянуть их основные характеристики, то они составляют: длина 26,4 м, ширина 14,3 м. Водоизмещение - 88 тонн и максимальная скорость (с грузом) - 40 узлов.
Еще одним известным типом десантных катеров-катамаранов является французский EDA-R (ранее L-Cat). В отличие от "американцев" их построили всего четыре штуки специально для базирования в док-камерах французских УДК типа Mistral. Два катера планировалось передать России, но в итоге вместе с "Мистралями" передали Египту. Их характеристики далеки от LCAC: длина 23 метра и ширина всего лишь 6,9. Максимальная скорость при полной нагрузке - всего 20 узлов. Вместе с ними были заказаны четыре десантных катера традиционного типа CTM NG, которые также достались Египту.
Российский ответ
Узнав о том, какие катера базируются на зарубежных УДК можно пофантазировать на тему кого мы видим на отечественных десантных кораблях. И тут вариантов немного, начнем с самых интересных - десантных катеров на воздушной подушке.
Размер имеет значение и по отношению к десантным катерам - однозначно. Первым в голову приходит самый крупный в мире корабль на воздушной подушке типа "Зубр". Эти корабли строились по проекту 12322 ЦМКБ "Алмаз" на судостроительных заводах "Море" и "Алмаз" в период с 1987 по 2014 годы. В настоящее время в составе ВМФ РФ осталось всего два корабля этого проекта: "Евгений Кочешков" и "Мордовия". Корабли регулярно принимают участие в маневрах Балтийского флота и в исправном состоянии. Но их всего два. Еще один недостроенный находится в эллинге крымского завода. Планируется ли продолжение серии - неизвестно. СВП типа "Зубр" слишком дорогой в постройке и эксплуатации узкоспециализированный корабль.
В настоящий момент корабли данного проекта входят в состав ВМС Греции и ВМС Китая. При этом наш азиатский сосед, по слухам, планирует их использовать на своих новейших УДК типа 075. Самая главная сложность в использовании - их размеры. Отечественный УДК должен быть гигантским, таким, чтобы в него влез этот гигант, обладающий следующими размерами: длина 57,6 м, ширина 25,6 м, водоизмещение 555 тонн. Десантовместимость "Зубра" - 150 тонн.
Более подходящим к размещению на отечественных УДК могут стать десантные катера на воздушной подушке проекта 12061 "Мурена", спроектированные там же, где и "Зубр", в ЦМКБ "Алмаз". Эти катера строились на Хабаровском судостроительном заводе для отечественного флота и ВМС Южной Кореи. Все катера, которые входили в ВМФ РФ в 1994 году были переданы пограничникам, а через 10 лет успешно списаны. По информации источника "Корабел.ру", один или два готовых корабля до сих пор находятся в эллинге завода.
Разработка "Мурены" началась в 1979 году и за основу проекта был взят проект катеров на воздушной подушке проекта 1206 "Кальмар". В результате новые катера были крупнее предыдущего проекта, а водоизмещение выросло до 150 тонн.
В настоящее время новостей о продолжении постройки катеров типа "Мурена" нет. Но, в данных каталога продукции с сайта Объединенной судостроительной корпорации, есть информация об экспортной модификации "Мурена-Э" (проект 12061Э), которая была продемонстирована на стенде ОСК во время Международного военно-морского салона в 2019 году.
Основное назначение катеров проекта - высадка и сбор десанта и военной техники с оборудованных и необорудованных участков берега, а также транспортировка их морем. Согласно открытым данным, на катер может поместится 1 танк до 50 тонн или 2 БТР(БМП), или 140 десантников. Размеры катера близки к "американцу": длина 31,3 м, ширина 14,6 м, водоизмещение - 104 тонны. Уже понятно, что "Мурена" может стать отличным катеров для первых отечественных УДК. Хорошей особенностью катеров в том, что их эксплуатация возможно при температурах до - 40 градусах по Цельсию. От этого возникает закономерный вопрос - из какого чудо-материала сделана их "юбка", раз способна ходить в таких экстремальных условиях. Идеально для Северного и Тихоокеанского флота. А тот факт, что экспортный вариант "Мурены" победил в тендере на поставку трех катеров для ВМС Южной Кореи - добавляет бонусы в копилку будущего заказа для ВМФ РФ и делает его желанным гостем в доках десантных кораблей.
Корея до сих пор используют десантные катера и весьма довольны этим приобретением. Списание или их замена пока не планируется. "Мурены-Э" будут оставаться в строю в течение длительного времени.
Еще один претендент на роль десантного катера для будущего УДК - десантный катер проекта 11770 "Серна" разработки ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева. Их предназначение – в больших количествах прорваться к берегу, занятому противником, и быстро высадить десант. Благодаря небольшим размерам (длина 25,8 м, ширина 5,8) их можно разместить внутри десантного дока корабля в большом количестве. Но есть и обратная сторона, из-за малых размеров есть сложности с перевозкой грузов в штормовых условиях. На его борт может поместится 1 танк или 2 БМП (БТР) и 92 десантника.
Следующий катер в нашем списке - "Дюгонь". Он разработан там же, где и "Серна", поэтому является его преемником, хотя он чуть крупней. Он способен взять на борт два танка или 3 БТР (БМП). Корпус катера сделан из коррозионностойких алюминиево-магниевых сплавов. Длина катера 45 м, ширина 8,6 м, осадка 1,9 м. Экипаж 6 человек. Полное водоизмещение 280 тонн. Скорость полного хода — до 50 узлов. Высокая скорость катера обеспечивается наличием воздушной каверны, мощными дизелями и вентилируемыми водометными движителями.
В настоящее время в составе ВМФ РФ пять катеров типа "Дюгонь". Все они построены в период с 2006 по 2015 годы и служат в составе Балтийского и Тихоокеанского флотов, а также Каспийской флотилии.
Итог
Как результат существует четыре интересных варианта, один из которых совершенно фантастический - "Зубр". И он может быть реализован только в случае постройки УДК подходящего под него размера. "Серна" - тоже вариант, но логичней использовать более современную "Дюгонь". И как представляется идеальным вариантом станет использование сразу двух типов катеров "Мурена" и "Дюгонь" именно таким способом возможности УДК будут использоваться на 100%. Самое главное - не придумывать ничего нового, чтобы не терять время и деньги.
Похожие материалы:
- Зачем России десантные корабли проекта "Кайман"
- Экскурсия по десантному кораблю "Иван Грен"
- Зачем России десантные корабли?
- Большой десантный корабль "Иван Грен" прибыл в пункт базирования - Североморск (фоторепортаж)
- Нереализованные проекты СССР: транспортно-десантная атомная подлодка
- Зачем России десантные корабли на воздушной подушке проекта 12322