Будущий катер для отечественных УДК

3 31769 5 мин
Совсем скоро в России заложат первые отечественные вертолётоносцы, но многих в отрасли волнует вопрос - какие катера будут базироваться в его доке. Мы предлагаем несколько интересных вариантов на это место.

Как уже всем известно, в начале мая планируется закладка двух универсальных десантных кораблей (УДК), о чем мы писали 30 января в публикации "Зачем России универсальные десантные корабли". Мы намеренно не упомянули о десантных катерах, которыми должны оснащаться первые отечественные УДК. В каком-то смысле они являются вторым главным оружием кораблей после вертолетов. С помощью десантных катеров осуществляется транспортировка оборудования и войск с десантных кораблей на берег. Кроме того, с их помощью можно выполнять гуманитарные операции. 

Одними самых известных в мире десантных катеров является катера на воздушной подушке типа LCAC (США). Подобные катера базируются на всех УДК и кораблях-доках ВМС США. Их разработка началась еще в начале 1970-х годов. Начальная эксплуатационная готовность по катерам была достигнута в 1986 году. Всего было построено 82 катера. Последний был поставлен ВМС США в 2001 году. За рейс они способны перевезти до 68 тонн груза или 1 основной боевой танк "Абрамс" и до 180 человек десанта. Если упомянуть их основные характеристики, то они составляют: длина 26,4 м, ширина 14,3 м. Водоизмещение - 88 тонн и максимальная скорость (с грузом) - 40 узлов.


Еще одним известным типом десантных катеров-катамаранов является французский EDA-R (ранее L-Cat). В отличие от "американцев" их построили всего четыре штуки специально для базирования в док-камерах французских УДК типа Mistral. Два катера планировалось передать России, но в итоге вместе с "Мистралями" передали Египту. Их характеристики далеки от LCAC: длина 23 метра и ширина всего лишь 6,9. Максимальная скорость при полной нагрузке - всего 20 узлов. Вместе с ними были заказаны четыре десантных катера традиционного типа CTM NG, которые также достались Египту. 
 

Десантный катер тип EDA-R / "Википедия"


Российский ответ

Узнав о том, какие катера базируются на зарубежных УДК можно пофантазировать на тему кого мы видим на отечественных десантных кораблях. И тут вариантов немного, начнем с самых интересных - десантных катеров на воздушной подушке. 

Размер имеет значение и по отношению к десантным катерам - однозначно. Первым в голову приходит самый крупный в мире корабль на воздушной подушке типа "Зубр". Эти корабли строились по проекту 12322 ЦМКБ "Алмаз" на судостроительных заводах "Море" и "Алмаз" в период с 1987 по 2014 годы. В настоящее время в составе ВМФ РФ осталось всего два корабля этого проекта: "Евгений Кочешков" и "Мордовия". Корабли регулярно принимают участие в маневрах Балтийского флота и в исправном состоянии. Но их всего два. Еще один недостроенный находится в эллинге крымского завода. Планируется ли продолжение серии - неизвестно. СВП типа "Зубр" слишком дорогой в постройке и эксплуатации узкоспециализированный корабль. 
 

В настоящий момент корабли данного проекта входят в состав ВМС Греции и ВМС Китая. При этом наш азиатский сосед, по слухам, планирует их использовать на своих новейших УДК типа 075. Самая главная сложность в использовании - их размеры. Отечественный УДК должен быть гигантским, таким, чтобы в него влез этот гигант, обладающий следующими размерами: длина 57,6 м, ширина 25,6 м, водоизмещение 555 тонн. Десантовместимость "Зубра" - 150 тонн. 

Более подходящим к размещению на отечественных УДК могут стать десантные катера на воздушной подушке проекта 12061 "Мурена", спроектированные там же, где и "Зубр", в ЦМКБ "Алмаз". Эти катера строились на Хабаровском судостроительном заводе для отечественного флота и ВМС Южной Кореи. Все катера, которые входили в ВМФ РФ в 1994 году были переданы пограничникам, а через 10 лет успешно списаны. По информации источника "Корабел.ру", один или два готовых корабля до сих пор находятся в эллинге завода. 
 

Десантный катер на воздушной подушке проекта 12061 "Мурена" / АО "ОСК"


Разработка "Мурены" началась в 1979 году и за основу проекта был взят проект катеров на воздушной подушке проекта 1206 "Кальмар". В результате новые катера были крупнее предыдущего проекта, а водоизмещение выросло до 150 тонн. 

В настоящее время новостей о продолжении постройки катеров типа "Мурена" нет. Но, в данных каталога продукции с сайта Объединенной судостроительной корпорации, есть информация об экспортной модификации "Мурена-Э" (проект 12061Э), которая была продемонстирована на стенде ОСК во время Международного военно-морского салона в 2019 году. 

Основное назначение катеров проекта - высадка и сбор десанта и военной техники с оборудованных и необорудованных участков берега, а также транспортировка их морем. Согласно открытым данным, на катер может поместится 1 танк до 50 тонн или 2 БТР(БМП), или 140 десантников. Размеры катера близки к "американцу": длина 31,3 м, ширина 14,6 м, водоизмещение - 104 тонны. Уже понятно, что "Мурена" может стать отличным катеров для первых отечественных УДК. Хорошей особенностью катеров в том, что их эксплуатация возможно при температурах до - 40 градусах по Цельсию. От этого возникает закономерный вопрос - из какого чудо-материала сделана их "юбка", раз способна ходить в таких экстремальных условиях. Идеально для Северного и Тихоокеанского флота. А тот факт, что экспортный вариант "Мурены" победил в тендере на поставку трех катеров для ВМС Южной Кореи - добавляет бонусы в копилку будущего заказа для ВМФ РФ и делает его желанным гостем в доках десантных кораблей.

Корея до сих пор используют десантные катера и весьма довольны этим приобретением. Списание или их замена пока не планируется. "Мурены-Э" будут оставаться в строю в течение длительного времени. 

Еще один претендент на роль десантного катера для будущего УДК - десантный катер проекта 11770 "Серна" разработки ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева. Их предназначение – в больших количествах прорваться к берегу, занятому противником, и быстро высадить десант. Благодаря небольшим размерам (длина 25,8 м, ширина 5,8) их можно разместить внутри десантного дока корабля в большом количестве. Но есть и обратная сторона, из-за малых размеров есть сложности с перевозкой грузов в штормовых условиях. На его борт может поместится 1 танк или 2 БМП (БТР) и 92 десантника.
 

Десантный катер проекта 11770 / "Википедия"


Следующий катер в нашем списке - "Дюгонь". Он разработан там же, где и "Серна", поэтому является его преемником, хотя он чуть крупней. Он способен взять на борт два танка или 3 БТР (БМП). Корпус катера сделан из коррозионностойких алюминиево-магниевых сплавов. Длина катера 45 м, ширина 8,6 м, осадка 1,9 м. Экипаж 6 человек. Полное водоизмещение 280 тонн. Скорость полного хода — до 50 узлов. Высокая скорость катера обеспечивается наличием воздушной каверны, мощными дизелями и вентилируемыми водометными движителями.


В настоящее время в составе ВМФ РФ пять катеров типа "Дюгонь". Все они построены в период с 2006 по 2015 годы и служат в составе Балтийского и Тихоокеанского флотов, а также Каспийской флотилии. 

Итог

Как результат существует четыре интересных варианта, один из которых совершенно фантастический - "Зубр". И он может быть реализован только в случае постройки УДК подходящего под него размера. "Серна" - тоже вариант, но логичней использовать более современную "Дюгонь". И как представляется идеальным вариантом станет использование сразу двух типов катеров "Мурена" и "Дюгонь" именно таким способом возможности УДК будут использоваться на 100%. Самое главное - не придумывать ничего нового, чтобы не терять время и деньги.

Похожие материалы:

 




Комментарии   3.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Дубровский Виктор Анатольевич
21.02.2020, 08:27
Важная для УДК проблема, которой надо уделить большое внимание, поскольку вертолёты не могут доставлять на берег тяжёлое вооружение.
Но основная проблема - насколько нужны сами УДК...:(
-0+
#Захаров Cергей
28.02.2020, 16:45
Видимо автору попалась самая популярная фотография Дюгони в интернете, а прочитать в той жи ВИКИ, что там 4 БТРа, а не 3 уже сложно.
https://asianmilitaryreview.com/wp-content/uploads/Dyugon-Class-LCU.jpg
-0+
#Францев Михаил Эрнстович
07.03.2020, 09:42
Десантный катер на воздушной подушке проекта 12061 «Мурена» (главный конструктор проекта Ю.М. Мохов) это и есть бортовой катер для БДК проекта 11780. Так как эти корабли не были заказаны флотом, программу постройки катеров проекта 12061 свернули, ограничив серию восемью единицами. По конструкции корабль является развитием проекта 1206.
Свежие новости
рекламаПодписка 2025