– Елена Евгеньевна, что представляет из себя инженерный класс в школе №3 города Навашино?
– Индивидуальная модель нашего инженерного класса разработана в соответствии с проектом флагманского вуза – Санкт-Петербургского государственного морского технического университета при участии регионального вуза НГТУ им. Р.Е. Алексеева и индустриального партнера АО "Окская судоверфь". Программа реализуется через внеурочную деятельность и дополнительное образование. В текущем учебном году в проекте участвуют семиклассники.
В программу инженерных классов судостроительного профиля мы попали не случайно. В 2019 году был заключен договор о сотрудничестве между "Окской судоверфью", Волжским государственным университетом водного транспорта и нашей школой с целью подготовки специалистов с высшим образованием по схеме "школа – университет – предприятие". Сейчас в университете по целевому направлению обучаются семь выпускников нашей школы.
– Чему будете учить школьников инженерных классов?
– Мы используем комплексный подход, включающий в себя внеурочную деятельность и дополнительное образование. Курс внеурочной деятельности "Инженерное дело" состоит из независимых модулей, которые дополняют друг друга. В седьмом классе ребята будут осваивать теорию решения изобретательских задач и 3Д-моделирование. В восьмом-девятом – изучать программирование на языке "Питон". В школе для этого имеется современное оборудование, которое поступило в рамках федеральных проектов "Цифровая образовательная среда" и "Точка роста".
Также учащиеся инженерного класса получают дополнительное образование по программам "От проекта до модели" и "Галс" (судомоделирование) в учреждениях дополнительного образования, где имеется хорошая техническая база.
– Кто проводит занятия для будущих инженеров?
– Пока мы делаем ставку на педагогов дополнительного образования, специалистов в области судомоделирования. Это, как правило, те, кто продолжает трудиться на судостроительном заводе. А вот курс внеурочной деятельности "Инженерное дело" реализует учитель технологии. Методический инструмент для программу, направленную на развитие инженерного мышления школьников, разработали сотрудники Нижегородского института развития образования. Думаю, использование различных методов позволит нам подготовить будущие инженерные кадры, способные работать в судостроении – одной из перспективных отраслей экономики.
– Конкурс при поступлении в инженерный класс был большой?
– У нас в школе всего один седьмой класс. В дальнейшем планируем проводить специальный набор.
– Т.е. в инженерный класс приняли всех?
– Проводилась большая работа с родителями. Нам удалось их убедить, что обучение в инженерных классах ориентировано не только на одаренных детей, но и на тех, кто имеет невысокие достижения по базовым предметам. Занятия дадут возможность развивать у школьников способности и навыки технического мышления, сделать осознанный выбор будущей профессии. В итоге записаться в инженерный класс решили все 28 семиклассников.
– Учебная программа в инженерном классе больше базовой?
– Внеурочная деятельность давно включена в федеральные государственные стандарты. Она занимает не менее 10 часов в неделю. Для детей это привычная нагрузка, просто сейчас вместо других занятий будут проводится курсы инженерного дела.
– Что ждет будущих инженеров после окончания девятого класса?
– Мы планируем на его базе создать профильный десятый класс с инженерным уклоном, чтобы ребята смогли продолжить там обучение. План подготовки старшеклассников уже разработан. На углубленном уровне будет изучаться физика, математика, появится черчение.
– Сейчас черчение в школе не преподают?
– Как отдельный предмет, к сожалению, нет. Но ознакомление обучающихся с основами черчения происходит в рамках учебного предмета "Технология".
– Как вы считаете, инженерные классы смогут выправить положение дел с точными науками?
– Надеемся на это. Невысокие результаты, которые показывают школьники на ЕГЭ по математике – общая тенденция. Государство прилагает к исправлению этого огромные усилия. Надеюсь, что обучение в инженерных классах будет способствовать популяризации математического образования.
– Многие эксперты связывают проблему низкого уровня подготовки школьников с ЕГЭ...
– Причем здесь ЕГЭ? Подготовка к единому госэкзамену, наоборот, стимулирует детей к более глубокому изучению математики. Для того чтобы сдать предмет на профильном уровне, необходимо интенсивно заниматься. Наши учителя математики считают, что "натаскать" детей на решение заданий профильного уровня невозможно. Если у ребенка нет правильного восприятия и понимания методов решения задач, он вряд ли их решит.
– Ситуация с математикой настолько острая, что ведущие технические вузы вынуждены устраивать дополнительные занятия для первокурсников, чтобы они могли воспринимать учебную программу...
– Я с подобным не сталкивалась. У нас много выпускников поступает в вузы… Хотя ситуации бывают разные. Иногда, поступив в ВУЗ, человек понимает, что выбор был ошибочным и для успешной реализации себя на данном поприще у него нет возможностей.
– Вы упоминали о сотрудничестве с региональным вузом и верфью. Что вы ждете от университета, и задействовано ли в становлении инженерных классов отраслевое предприятие?
– С НГТУ им. Р.Е. Алексеева мы работаем в дистанционном режиме. В октябре была организована профориентационная онлайн–встреча с представителями вуза, в ходе которой ребята познакомились с направлениями подготовки студентов. "Окская судоверфь" сотрудничает с нами давно и активно. Представители предприятия встречались в школе с педагогами, родителями и детьми.
Ребята побывали на экскурсии на верфи, хотя это было и нелегко организовать – техника безопасности не позволяет детям находиться на функционирующем производстве. Пришлось проводить экскурсию в обеденный перерыв. И хотя у многих детей родители работают на заводе, увидеть судостроительное производство своими глазами у школьников до этого не было возможности. Так что они были восторге. У многих появилось желание изучать процесс создания судов и разрабатывать свои проекты.
Надеемся, инженерный класс откроет перед школьниками путь в профессию инженера, позволит им в дальнейшем реализовать себя на нашем градообразующим предприятия "Окской судоверфи".
В средней школе № 10 города Апатиты Мурманской области инженерными стали сразу несколько классов. В рамках внеурочной деятельности ребята изучают судостроение, начиная с пятого класса. В старшей школе занятия проходят в рамках и основной, и внеурочной программы. Наш разговор с заместителем директора школы Юлией Жильцовой начался с вопроса о том, как "сухопутная" школа узнала о судостроительных инженерных классах.
– Участвовать в федеральной программе нам предложило министерство образования
Мурманской области. Это произошло неслучайно, наша школе уже много лет реализует проект по углубленному изучению математики. В министерстве посчитали, что инженерные классы нам подходят, а мы не отказались. На инженерные классы у нас теперь завязана целая программа.
– Преподаватели остались прежние?
– По информатике остался тот же, по физике и математике в этом году мы пригласили еще одного специалиста. Более того, в старшей школе у нас теперь проводят дистанционные уроки по математике и физике преподаватели из петербургской Корабелки. Буквально через полчаса в классе у детей начнется онлайн–занятие по физике.
– Инженерный десятый класс оказался востребованным?
– Да. Мы проводили конкурс на знание математики. Несколько ребят пришли к нам из других школ и с удовольствием обучаются в инженерном классе. Углубленка по математике у нас уже много лет, это наш профиль. И дети заинтересованы в такой подготовке.
– Сколько у вас десятых классов?
– В этом году один.
– Министерство образования участвует в процессе?
– Активно участвует. Они являются нашими кураторами и контролируют весь процесс.
– Школе выделили средства на дополнительные уроки, оборудование?
– На данный момент мы обходимся собственными ресурсами. Нам обещало помочь министерство образования и науки Мурманской области и наш индустриальный партнер – 35-й судоремонтный завод. С ним сложились очень хорошие отношения. Они уже много чего для нас делают. Мы съездили к ним на экскурсию, они к ребятам приезжают. Тридцатого сентября состоялось торжественное открытие инженерных классов. Заводчане привезли подарки.
– Какое впечатление на ваших учеников произвел судоремонтный завод?
– Они вдохновились, особенно после того, как увидели авианосец "Адмирал Кузнецов". Даже мы, взрослые, были от него в восторге. Ребята поговорили с молодыми инженерами, побывали в конструкторском бюро, посетили ремонтный цех. Минут сорок вопросы задавали. Для них было удивительно, что на таком серьезном предприятии востребованы молодые кадры. В лаборатории нам даже опыты показали, рассказали, как изучают материалы для строительства и ремонта кораблей. Уйти с завода долго не могли. Теперь мы планируем отправить на экскурсию девятые классы, чтобы и они посмотрели и вдохновились.
– Третья сторона у вас в этом “инженерном процессе” – Корабелка?
– СПбГМТУ – флагманский головной вуз проекта, у нас есть еще свой, мурманский. Раньше это был Мурманский арктическо–технический университет, теперь они находятся в стадии реорганизации, поэтому процесс подписания соглашения о партнерстве пока затянулся.
– Куда планируют поступать ученики инженерных классов?
– С судостроением у них отношения еще сложные. В 10 классе сделать выбор непросто. Пока они просто ориентированы на инженерное дело. Многие впервые задумались о том, что можно связать свою жизнь с такой отраслью, как судостроение. Поэтому мы серьезно занимаемся профориентацией.
– Когда инженерные классы получат учебное оборудование, остальные школьники смогут там заниматься?
– Безусловно! Как только мы получим возможность приобрести специальных роботов, например, умеющих погружаться в воду, их можно будет использовать и в занятиях с
учениками младших классов.
– Преподаватели технических вузов из года в год отмечают падение уровня знаний современных абитуриентов. Почему, с вашей точки зрения, это происходит?
– Думаю, это глубинные процессы. Действительно, есть такая неприятная тенденция, и речь идет не только о точных науках. Но мы не можем сказать, что уровень знаний наших детей становится хуже – они показывают хорошие результаты, но мы и прикладываем для этого много усилий. Количество победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников среди наших учащихся стабильно высокое. Выпускники нашей школы каждый год поступают в ведущие технические вузы.
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |