Когда парус становится ближе, всё меняется. Стоит только двум-трём парусным яхтам зайти в дельту Невы, как на набережной выстраивается много любопытствующих людей, которые не только фотографируют, а стремятся попасть на суда и пройтись под парусом. Сегодня многим не понятен механизм этого дела и вообще зачем нужно сохранять и увеличивать флот парусных яхт, а ещё менее ясно, в чём же идея массового яхтинга, как технически сложного и всё-таки доступного вида досуга.
Своим мнением на тему популяризации яхтинга в нашем городе поделился Андрей Алексеевич Березкин, член Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга, капитан яхты "Былина", президент общественной организации "Ассоциация классических крейсерско-гоночных яхт класса "Л-6".
На каких яхтах сегодня базируется парусное дело в Санкт-Петербурге?
Одним из самых массовых классов был и остаётся национальный класс "Л-6", есть также другие яхты, к примеру, яхты польской постройки "Цетус", "Картер-30", "Четвертьтонник". Количество парусных судов, приписанных к Санкт-Петербургу, постоянное, кто-то выходит из ремонта, кто-то наоборот поднимается на берег и встаёт на восстановительные работы.
В чём основные трудности ремонта?
Системы ремонта, к сожалению, не сложилось, чтобы кто-то кроме энтузиастов ремонтировал парусные яхты – такого нет. Стоимость работ и количество трудозатрат растёт с каждым годом, но есть и другая, более важная причина – парусная культура сейчас очень странная в понимании людей – для многих это что-то дорогое, уникально большое и скорее моторное. Культура и понимание парусного спорта, как массового, утрачена.
В чём вы видите предназначение массового класса яхт, к примеру "Л-6"?
Смысл наших яхт? Понятно, что они заслуженные, национальный класс и всё такое – они должны пользу приносить. А польза какая? И тут я абсолютно убеждён, что это польза в основном для молодых и даже совсем молодых ребят, которые находятся в процессе выбора профессии. Тема 15-летних капитанов сейчас животрепещущая, все судостроительные предприятия вкладывают деньги в дело профориентации молодёжи, но соединить профориентационные возможности наших яхт и те самые предприятия очень не просто. Было бы хорошо, если бы сохранились советские традиции, чтобы этот вопрос поддерживали организации, имеющие ресурсы как материальные, так и людские, для этого нужно всего-то ничего – чтобы яхты находились в хорошем состоянии и были бы судоводители. Казалось бы самое простое, – когда эти люди и эти яхты в одном предприятии. Взять человека, интересующегося парусом (таких, к слову сказать, пока достаточно) – он бы 8 месяцев работал, приносил пользу производству, а три – ходил с ребятами в море, один месяц в году остался бы на отпуск.
Как вы предлагаете обратить внимание предприятий на эту проблему?
Нужно связать профориенртацию и молодёжные организации судостроительных предприятий. Разве это абсолютно невозможно? Возможно конечно, но для этого нужны решения на уровне руководства, а таких целей не стоит. Если завод, заинтересованный в такой деятельности, будет вкладывать совсем небольшие для предприятия деньги в это дело, то эту тему можно реализовать. Сейчас есть скромный флот немолодых яхт, они как раз ближе к организациям. Попытки предпринимаются, но организации на регулярной основе не помогают.
Каким вы видите в будущем такой флот?
Есть большой блок – учебные яхты. Здесь далеко ушла Англия – они уже лет 20-30 назад экспериментировали, решили, что лучшее судно для обучения парусному делу, – яхта длинной метров 15-20, экипажем человек 15-18, из которых трое взрослых и опытных людей старше 25 лет. Экипаж расписан на три вахты и по пять молодых ребят и одному взрослому на каждую их них, это оптимально. Материал корпуса – металл. У них это называется океанский юношеский клуб.
Наш аналог – яхта "Хортица". Она была построена более 50-ти лет назад студентами "Корабелки". Из такой лодки можно сделать визитную карточку любого университета, завода или конструкторского бюро, сейчас таких почти нет. Но я уверен, что это можно изменить.
Сейчас, говорит Андрей Алексеевич, намного проще привлечь предприятия к красивой картинке, интересной идее, чем именно к лодкам и парусу. И вот какой пример он приводит:
"Адмиралтейские верфи – мощная организация, много чего понимает, много чего делает. Нам помогла осуществить некоторые проекты.
У них даже есть две свои яхты – одна из них "Нептун" класса "Л-6" – вполне себе яхта, она выходит на дистанцию, участвует в регатах, но дело там только на капитане и держится. Но работает там человек не потому, что предприятие ему помогает, а потому, что он сам этого хочет – сугубо на его личном энтузиазме.
Там же есть вторая яхта "Россия" – она стоит на берегу. Лодкой никто не занимается, ну стоит и стоит. Занимает место, пока оно ещё не нужно, если потребуется, её могут попросить подвинуться".
Как долго в среднем ребята остаются на лодке?
Кто-то дольше задержится, кто-то поменьше. Конечно, сейчас предложение для отдыха очень широкое. В прошедшем году было по-разному. Кто-то три, кто неделю был. Возраст у ребят разнился очень. Динамика жизни не способствует занятием этими делами. Хотя и на яхтинг есть спрос.
Самодеятельный отдых, туризм теряют популярность. Сейчас есть индустрия развлечений – за тебя всё сделают, только приходи, смотри, получай удовольствие.
Что делают на яхте люди, которые к вам приходят?
Они учатся – самое главное. Тут скорее элемент воспитательный, от них польза небольшая, ребята познают, вникают, вместе готовят яхту. Хотя конечно строить суда, тем более делать это своими руками, хорошо.
2-3 недели ребятам хватает за глаза. Через поход в прошлом году прошло 25 человек, молодых до 25 лет больше 60 %. Система Международной Ассоциации парусной подготовки предполагает 50 % экипажа в возрасте от 15 до 25 лет.
Ребята себя по-другому чувствуют, взрослеют, как люди. Здесь стихия рядом, работать нужно обязательно. Ты должен доверять товарищу, ты спишь – он отвечает за тебя, он спит – ты за него. Здесь ты хорошо понимаешь, что такое коллектив. Бывают приходят молодые им страшно, но есть взрослые люди, они могут помочь. Риск есть, но он управляемый, мне не так страшно, как вам.
Какие перспективы?
Перспектива в первую очередь связана с молодёжью. У нас утрачено понимание, что такое яхты. Яхты сейчас не понимают, это не времена Петра I. И главное – нет понимания, того, зачем нужны эти яхты.
Новые парусники должны быть. Через занятия с молодёжью мы можем привлечь людей и cредства на постройку новых судов.
Что есть основная цель – сохранить яхты или привлечь молодёжь в спорт?
Здесь нельзя выделить что-то одно: через занятия молодежи парусным делом, мы можем привлечь ресурсы к яхтам, построить новые лодки, пробудить желание и интерес к парусному делу у людей в нашей стране и тем самым возродить парусную культуру.
На каких яхтах сегодня базируется парусное дело в Санкт-Петербурге?
Одним из самых массовых классов был и остаётся национальный класс "Л-6", есть также другие яхты, к примеру, яхты польской постройки "Цетус", "Картер-30", "Четвертьтонник". Количество парусных судов, приписанных к Санкт-Петербургу, постоянное, кто-то выходит из ремонта, кто-то наоборот поднимается на берег и встаёт на восстановительные работы.
В чём основные трудности ремонта?
Системы ремонта, к сожалению, не сложилось, чтобы кто-то кроме энтузиастов ремонтировал парусные яхты – такого нет. Стоимость работ и количество трудозатрат растёт с каждым годом, но есть и другая, более важная причина – парусная культура сейчас очень странная в понимании людей – для многих это что-то дорогое, уникально большое и скорее моторное. Культура и понимание парусного спорта, как массового, утрачена.
В чём вы видите предназначение массового класса яхт, к примеру "Л-6"?
Смысл наших яхт? Понятно, что они заслуженные, национальный класс и всё такое – они должны пользу приносить. А польза какая? И тут я абсолютно убеждён, что это польза в основном для молодых и даже совсем молодых ребят, которые находятся в процессе выбора профессии. Тема 15-летних капитанов сейчас животрепещущая, все судостроительные предприятия вкладывают деньги в дело профориентации молодёжи, но соединить профориентационные возможности наших яхт и те самые предприятия очень не просто. Было бы хорошо, если бы сохранились советские традиции, чтобы этот вопрос поддерживали организации, имеющие ресурсы как материальные, так и людские, для этого нужно всего-то ничего – чтобы яхты находились в хорошем состоянии и были бы судоводители. Казалось бы самое простое, – когда эти люди и эти яхты в одном предприятии. Взять человека, интересующегося парусом (таких, к слову сказать, пока достаточно) – он бы 8 месяцев работал, приносил пользу производству, а три – ходил с ребятами в море, один месяц в году остался бы на отпуск.
Нахимовцы на борту яхты, Андрей Алексеевич Берёзкин / Яхта "Былина" |
Как вы предлагаете обратить внимание предприятий на эту проблему?
Нужно связать профориенртацию и молодёжные организации судостроительных предприятий. Разве это абсолютно невозможно? Возможно конечно, но для этого нужны решения на уровне руководства, а таких целей не стоит. Если завод, заинтересованный в такой деятельности, будет вкладывать совсем небольшие для предприятия деньги в это дело, то эту тему можно реализовать. Сейчас есть скромный флот немолодых яхт, они как раз ближе к организациям. Попытки предпринимаются, но организации на регулярной основе не помогают.
Андрей Алексеевич в направлении привлечения молодёжи к яхтам проделал внушительную работу. Он, являясь капитаном яхты "Былина" и помощником ректора Макаровки, приглашает курсантов и студентов в походы, проводит с ними обучение, даёт возможность походить в море. При его участии реализовано много разных проектов, в числе которых:
"Балтийские мили 15-летнего гардемарина Павла Нахимова", этот проект занял второе призовое место на 10-й Всероссийской выставке "Символы Отчизны", проходившей в Москве с 18 по 21 сентября 2012 г. на конкурсе "Лучший патриотический проект года – 2012" яхтенная экспедиция "Балтийские мили 15-летнего гардемарина Павла Нахимова" заняла 2-е призовое место среди более 40 представленных проектов. Организаторы экспедиции стали лауреатами этого престижного конкурса.
"Кубок 100 миль", здесь Андрей Алексеевич является директором регаты. Историческая гонка проводится на призы Морского Совета при Правительстве Санкт-Петербурга.
Возрождение яхтенного дела в Нахимовском Военно-морском Училище. Кстати, одним из достижений стало приобретение учебным заведением двух швертботов типа "Селигер". Теперь на Нахимовском озере курсанты проходят парусную практику на этих парусных судах.
В межсезонье проводится фотоконкурс "Паруса молодёжи Санкт-Петербурга", в рамках которого яхтсмены могут прислать свои фото-работы и поделиться впечатлениями о навигации на итоговой фото-выставке.
В 2014 году одним из главнейших проектов станет "Гангут-2014", в рамках которого пройдёт большая международная регата с участием яхтсменов из России, Финляндии, Швеции, Эстонии.
Фотоконкурс "Паруса молодёжи", номинация "Портрет моряка", 1 место / Алексей Игнатьев |
Каким вы видите в будущем такой флот?
Есть большой блок – учебные яхты. Здесь далеко ушла Англия – они уже лет 20-30 назад экспериментировали, решили, что лучшее судно для обучения парусному делу, – яхта длинной метров 15-20, экипажем человек 15-18, из которых трое взрослых и опытных людей старше 25 лет. Экипаж расписан на три вахты и по пять молодых ребят и одному взрослому на каждую их них, это оптимально. Материал корпуса – металл. У них это называется океанский юношеский клуб.
Наш аналог – яхта "Хортица". Она была построена более 50-ти лет назад студентами "Корабелки". Из такой лодки можно сделать визитную карточку любого университета, завода или конструкторского бюро, сейчас таких почти нет. Но я уверен, что это можно изменить.
Яхта "Хортица". Яхта спроектирована и построена студентами Ленинградского Кораблестроительного Института (ЛКИ ныне СПбГМТУ). Строительство продолжалось около 4-х лет и спуск на воду осуществлён в 1961 году. Сейчас яхту можно отнести к разряду исторических судов, её не стоит сравнивать с современными лодками, она уступит им и по скорости и по комфорту. Изначально "Хортица" создавалась как учебное судно для получения студентами ЛКИ морской практики (почему-то в те годы это считалось необходимым). Сейчас экипаж яхты составляют люди разных возрастов и интересов, преимущественно это студенты городских ВУЗов.
Сейчас, говорит Андрей Алексеевич, намного проще привлечь предприятия к красивой картинке, интересной идее, чем именно к лодкам и парусу. И вот какой пример он приводит:
"Адмиралтейские верфи – мощная организация, много чего понимает, много чего делает. Нам помогла осуществить некоторые проекты.
У них даже есть две свои яхты – одна из них "Нептун" класса "Л-6" – вполне себе яхта, она выходит на дистанцию, участвует в регатах, но дело там только на капитане и держится. Но работает там человек не потому, что предприятие ему помогает, а потому, что он сам этого хочет – сугубо на его личном энтузиазме.
Там же есть вторая яхта "Россия" – она стоит на берегу. Лодкой никто не занимается, ну стоит и стоит. Занимает место, пока оно ещё не нужно, если потребуется, её могут попросить подвинуться".
Как долго в среднем ребята остаются на лодке?
Кто-то дольше задержится, кто-то поменьше. Конечно, сейчас предложение для отдыха очень широкое. В прошедшем году было по-разному. Кто-то три, кто неделю был. Возраст у ребят разнился очень. Динамика жизни не способствует занятием этими делами. Хотя и на яхтинг есть спрос.
Самодеятельный отдых, туризм теряют популярность. Сейчас есть индустрия развлечений – за тебя всё сделают, только приходи, смотри, получай удовольствие.
На борту яхты "Былина" / Антон Чижов |
Что делают на яхте люди, которые к вам приходят?
Они учатся – самое главное. Тут скорее элемент воспитательный, от них польза небольшая, ребята познают, вникают, вместе готовят яхту. Хотя конечно строить суда, тем более делать это своими руками, хорошо.
2-3 недели ребятам хватает за глаза. Через поход в прошлом году прошло 25 человек, молодых до 25 лет больше 60 %. Система Международной Ассоциации парусной подготовки предполагает 50 % экипажа в возрасте от 15 до 25 лет.
Ребята себя по-другому чувствуют, взрослеют, как люди. Здесь стихия рядом, работать нужно обязательно. Ты должен доверять товарищу, ты спишь – он отвечает за тебя, он спит – ты за него. Здесь ты хорошо понимаешь, что такое коллектив. Бывают приходят молодые им страшно, но есть взрослые люди, они могут помочь. Риск есть, но он управляемый, мне не так страшно, как вам.
Какие перспективы?
Перспектива в первую очередь связана с молодёжью. У нас утрачено понимание, что такое яхты. Яхты сейчас не понимают, это не времена Петра I. И главное – нет понимания, того, зачем нужны эти яхты.
Новые парусники должны быть. Через занятия с молодёжью мы можем привлечь людей и cредства на постройку новых судов.
Укладка паруса / Яхта "Былина" |
Что есть основная цель – сохранить яхты или привлечь молодёжь в спорт?
Здесь нельзя выделить что-то одно: через занятия молодежи парусным делом, мы можем привлечь ресурсы к яхтам, построить новые лодки, пробудить желание и интерес к парусному делу у людей в нашей стране и тем самым возродить парусную культуру.
Беседовала Ирина Акимова