Слово специалистам
Слово специалистам
В этом блоге публикуются доклады, презентации и прочие материалы с отраслевых форумов и конференций

Будущее СМП: от ледоколов до спутников. Polar 2023

Завершилась столь ожидаемая научно-деловая конференция Polar 2023, состоявшаяся в стенах ААНИИ. Вспомним основные тезисы, ожидания и предложения.
Фото: Корабел.ру
Памятник полярникам около ААНИИ / Фото: Корабел.ру

Стратегическая сессия "Адаптация к климатическим изменениям в Арктике"

 

Казалось бы, глобальное потепление, – нечто, что держится на контроле, однако в вопросе адаптации к перманентным климатическим изменениям немало того, что остается за кадром даже для профессионала. Например, взаимодействие с другими странами. Благодаря стараниям России удалось сохранить формат международного взаимодействия по вопросу Арктики и добиться в Салехарде от партнеров приверженности работе в заданном формате. 

Фото: Корабел.ру
Стратегическая сессия "Адаптация к климатическим изменениям в Арктике" / Фото: Корабел.ру

"Изменение климата на реализуемые проекты в Арктической зоне влияет. Усложняются природные процессы, ледовая обстановка. Требуется гораздо больше усилий, чтобы на должном уровне получать данные об изменчивости сред. Становится сложнее проводить логистические операции, обеспечивать снабжение, содержание научной инфраструктуры на берегу и в море", – ответил директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров на первый блиц-опрос. 

Фото: Корабел.ру
Директор ААНИИ Александр Макаров / Фото: Корабел.ру

К нему присоединились и другие спикеры. Советник генерального директора ФГУП "Атомфлот" и капитан атомного ледокола "Вайгач" Андрей Теницкий отметил, что при этом "льда меньше не стало, а моря как замерзали, так и замерзают.

 

Важный вопрос адаптации к климатическим изменениям – наличие достаточного количества измерительных приборов, отслеживающих ледовую и гидрометеорологическую обстановку, а также модернизация устаревших станций, автоматизация процесса, ремонт поврежденной техники. 

"Не все данные можно собрать в автоматическом режиме: многие автоматы работают работают в этой зоне неустойчиво, а из-за сложных климатических условий и логистики починить порой их представляется возможным лишь в летнюю навигацию. Так на острове Уединения недавно вышла из строя новая станция. Вероятнее всего – результат встречи с оборудованием белого медведя, а охранять аппаратуру некому. Нужно развивать инфраструктуру, чтобы люди, работающие в Арктической зоне, могли жить и трудиться там в современных условиях", – начальник управления ФГБУ "Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" Роман Ершов.

Фото: Корабел.ру
Начальник управления ФГБУ "Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" Роман Ершов / Фото: Корабел.ру

Еще один острый момент, связанный с изменением климата: возможное отступление вечной мерзлоты, которая занимает 2/3 территории России. А это – разрушение созданной инфраструктуры. Кроме того, по Арктической зоне много различных исследований, которые бы помогли подготовиться к изменениям территории, но не хватает общей информационной площадки, обмена данными: например, коммерческие организации не всегда готовы ими делиться. Но, в чем сошлись все участники, некая единая информационная система все-таки должна появиться.

 

Ближе к завершению первой части сессии ведущий поднял достаточно провокационный вопрос: а нужно ли столько ледоколов в связи с потеплением, вдруг сейчас растает все и навигация получится и так. На это Андрей Теницкий отметил, что ныне действующих и даже строящихся ледоколов недостаточно. Также отметили влияния геополитики на выпадающие компетенции: ряд партнеров отказывается взаимодействовать с Россией. Обсудили развитие новых технологий в Арктическом регионе, а именно, атомных станций малой мощности и главные угрозы. Что же к ним отнесли? Риск милитаризации региона, необходимость перехода на более экологичное топливо (переделывать старый флот), разрушение мест обитания редких видов, сложности в получении полноты данных из-за нарушения сотрудничества с "недружественными" странами, технический и технологический суверенитет. Касательно "генеральной уборки" Арктики Роман Ершов отметил, что даже если сделать в это большие вложения, то за год – два все равно вся работа не будет выполнена. Причина тому – необходимость подключать к процессу людей. Автоматической техникой какой-нибудь тут не выйдет решить проблему, так как зачастую урон, который она наносит своим присутствием не меньше, чем от "мусора", который требуется убрать.

 

Во второй части сессии "Адаптация к климатическим изменениям в Арктике" подняли вопрос портовой инфраструктуры, грузопотока, особенности финансирования проектов, связанных с СМП, а также достаточной координации при реализации проектов.

 

Заместитель директора Дирекции СМП "Росатома" Максим Кулинко отметил, что развитие инфраструктуры идет по плану, а вот вопрос к организации непосредственно грузопотока – есть. Также важно поддержание портов, построенных еще в СССР. Вложения во все, с учетом внедрения новых технологий, серьезные, но "если заработают инвестпроекты, то в долгосрочной перспективе это небольшие траты".

"Строительство в Арктике носит циклический характер и привязано к сезонам. Наш подход: создавать объекты на существующих мощностях, там, где на это есть возможности", – руководитель проекта АО "ОСК" Дмитрий Клешнев.

Руководитель проекта АО "ОСК" Дмитрий Клешнев. / Фото: Корабел.ру

Генеральный директор ФГУП "Гидрографическое предприятие" Александр Бенгерт отметил, что гидрографический флот требует обновления. Работы, начатые в 2019 г. в эту сторону на данный момент выполнены на половину, в 2023 г. два специализированных судна уже начнут работать, третье будет готово к концу года. Флот предприятия пополняется маломерными лоцманскими судами. 

 

Интересный момент подметил Максим Кулинко, напомнивший, что государственная позиция по строительству атомных ледоколов 22220, например, – активное включение внебюджетных средств. Третий и четвертый серийные атомоходы должны уже строиться по схеме финансирования 50 на 50.

 

Круглый стол "Развитие устойчивого арктического судоходства".

 

В этой части, в основном, представляли доклады научные сотрудники ААНИИ, также достаточно информативными и содержательными были выступления директора ООО "Гекон" Михаила Григорьева (представил аналитику по грузопотоку СМП) и председателя правления Проектного развития Арктики Николая Доронина.

Фото: Корабел.ру
Круглый стол "Развитие устойчивого арктического судоходства" / Фото: Корабел.ру

Был поднят вопрос работы системы "Север" и нехватки спутников для мониторинга ледовой обстановки, особенно радиолокационных, так как бывшие партнеры шаг за шагом отключают Россию от предоставления этих данных. Однако, если вкладываться в изучение на СМП гидрометеорологических условий, то можно обходиться в ряде случае можно обходить и без столь важных ледовых проводок, тем более на данный момент размерения ледоколов не соответствуют тем крупным судам, которые там работают (речь о супертанкерах, которые могут самостоятельно работать на СМП). 

 

Ведущий научный сотрудник ФГБУ "ААНИИ" Сергей Солдатенко подчеркнул необходимость привести подход к проблеме адаптации к изменяющемуся климату к строгой математической системе, ведь на данный момент больше разговоров вокруг этой ситуации, нежели конкретных дел. Николай Доронин подчеркнул, насколько большое значение имеет запуск группировки спутников "Арктика-М" и системы экологического мониторинга Севморпути, развитие новых месторождений. Михаил Григорьев, анализируя данные по СМП, обратил внимание участников сессии на то, что плановые показатели по грузопотоку на СМП могут быть не выполнены и что нужно исходить из реальной ситуации, в которой оказалась Россия, а не из того, что было до СВО. 

Из презентации директора ООО "Гекон" Михаила Григорьева / Фото: Корабел.ру

Заместитель директора по экспедиционной работе ФГБУ "ААНИИ" Юрий Угрюмов представил опыт работы на ЛСП. Исследования проходят в штатном порядке, очень сильно научной группе помогло то, что на полярной станции "Мыс Баранова" организована посадочная полоса: благодаря ней появилась возможность доставлять необходимые грузы через эту точку. В скором времени ожидается новая ротация экспедиции: поможет в этом "Академик Трешников". 

 

Старший научный сотрудник ФГБУ "ААНИИ" Алексей Чернов рассказал о возможностях ледовых бассейнов НИИ, а также о том, что недавно была закуплен пропульсивный модельный комплекс, благодаря которому на испытуемые модели судов стало возможным устанавливать различные движительные комплексы. Также недавно было проведено исследование по истиранию стальных образцов при взаимодействии со льдом.

Фото: Корабел.ру
Из презентации старшего научного сотрудника ФГБУ "ААНИИ" Алексея Чернова / Фото: Корабел.ру



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости