В новый морской перегрузочный комплекс впервые зашло коммерческое судно.
Во вторник, 8 сентября, многолетняя история строительства на южном берегу Финского залива нового порта «Бронка» вышла на финишную прямую. Многофункциональный морской перегрузочный комплекс впервые принял коммерческое судно — теплоход Finnmill с грузом портового оборудования. Технические суда в «Бронку» уже заходили в июне и в августе, так что последнее событие имеет скорее символическое значение — оно служит прологом к официальному открытию порта, запланированному на октябрь 2015 года.
Без церемоний
Само мероприятие прошло без особых торжеств, в рабочем режиме. Судно Finnmill, принадлежащее компании Finnlines, успешно пришвартовалось к причалу № 2 ровно в 12.00. Груз на его борту — техника, предназначенная для работы самого порта. Это 25 полуприцепов-контейнеровозов марки Novatech, а также 25 портовых тягачей Terberg YT 222 грузоподъемностью 35 тонн. Тягачи, кстати, имеют самые современные характеристики — повышенную мощность и усиленную конструкцию основных узлов. Разгрузившись, теплоход Finnmil отчалил обратно.
Правда, такой суховатый формат не был предусмотрен изначально. Компания «Феникс», ведущая строительство «Бронки», собиралась подчеркнуть значимость события, пригласив на церемонию встречи судна руководителей крупных судоходных компаний и журналистов. Как сообщила «Корабел.ру» пресс-служба компании, «торжественное мероприятие по этому случаю было отменено по техническим причинам».
Дело в том, что за несколько дней до этого в порту произошел неприятный инцидент — штанговый земснаряд, проводивший работы по дноуглублению, случайно повредил газопровод. По петербургским СМИ поползли слухи, что ремонт займет около месяца, и на все это время придется приостанавливать строительные работы в акватории, а также движение судов по подходным каналам. Соответственно, будет отложен и долгожданный судозаход Finnmill.
Оказалось, не все так страшно — каналы остались доступны для прохождения судов, да и степень урона, нанесенного газопроводу, несколько преувеличена. «Петербургрегионгаз», взявшийся за восстановление поврежденного участка, намерен справиться с проблемой уже к середине сентября. Это позволило все-таки принять коммерческий теплоход в намеченные сроки, но от пышной церемонии в честь его прибытия руководство «Феникса» предпочла отказаться. Хотя наличие или отсутствие многочисленных зрителей на территории второго причала «Бронки» никак не меняет главный факт — само прибытие судна прошло успешно.
— Меня радует состоявшийся во вторник заход теплохода Finnmil в «Бронку». Это означает, что в городе появился еще один хороший порт, — говорит Василий Иванов, исполнительный директор компании «Транс-Лог», являющейся генеральным агентом концерна Finnlines. — Причем порт современный, с передовыми техническими решениями. Вся логистика продумана, сразу адаптирована с электронным документооборотом, введены новейшие технологии по обработке грузов. При этом все удачные традиционные решения, конечно же, тоже обеспечены. В целом, это движение вперед, изменение в современной навигационной обстановке, деловой среде Санкт-Петербурга.
Лишних портов не бывает
Многофункциональный морской перегрузочный комплекс «Бронка» — один из самых масштабных проектов, реализующихся сейчас в регионе. Предпроектная работа была начата еще в 2007 году, когда Комитет по транспортно-транзитной политике правительства Санкт-Петербурга наметил эту территорию в качестве перспективной для развития Большого порта. Воплотить идею, до сих пор витавшую в воздухе, взялась холдинговая компания «Форум». Согласно ее планам, новый перегрузочный комплекс должен решить проблему дефицита российских портовых мощностей в Северо-Западном регионе и уменьшить нагрузку на улично-дорожную сеть Санкт-Петербурга.
Уже в следующем, 2008 году, несмотря на грянувший кризис, гидротехническая компания «Морстрой» приступила к проектированию будущего порта. А холдинг «Форум», в свою очередь, для удобства ведения дел создал дочернюю компанию «Феникс», которая собственно и занялась всеми вопросами, связанными со строительством порта «Бронка». Через некоторое время обозначились контуры новой структуры, которая раскинется на южном берегу Финского залива возле города Ломоносов. «Бронка» будет состоять из трех специализированных комплексов — контейнерного терминала, терминала накатных грузов, логистического центра. Первая очередь заработает осенью 2015 года, рассчитана она на 1,45 млн TEU и на 260 тыс. единиц грузов Ro-Ro. К 2020 году «Бронка» должна стать портом-миллионником, а выход на максимальную мощность запланирован к 2025 году.
Часть экспертов при этом изначально несколько смущало наличие в регионе еще одного крупного портового комплекса — Усть-Луга. Да и Большой порт Санкт-Петербурга способен принимать на себя солидную часть общего грузопотока. В условиях охлаждения торговых взаимоотношений со странами Запада эти сомнения оживились. Но сами судоходные компании этого скепсиса не разделяют.
— Да, сейчас идет некоторое снижение общего количества грузов, поставляемых в Россию, особенно с европейских направлений ввиду политической ситуации, — признает Василий Иванов. — Но могу сказать, что лишних портов никогда не бывает. Это мое личное мнение. Когда есть переизбыток грузов, тогда порты себя чувствуют в лучшей ситуации. Когда грузов недостаточно, порты начинают за ними охотиться. Но это постоянно меняющаяся кривая, на которую просто надо чутко реагировать. А бояться, что какой-то соседний порт оттянет грузопоток, непродуктивно. Все равно все решит клиент. Грузы пойдут туда, где будет удобно их принять, поэтому единственное, о чем в такой ситуации должны волноваться порты — обеспечить наилучшие условия для клиента.