Материал выполнен на основе интервью Бориса Кабакова изданию "Морские вести России".
Про состояние российской судостроительной отрасли
В настоящее время состояние отрасли оценивается как стабильное. Она ежегодно наращивает объемы производства, наблюдается рост выручки от реализации готовой продукции.
Про лидеров судостроения в европейской части России и на Дальнем Востоке
В европейской части страны безусловными лидерами судостроительного рынка остаются: "Адмиралтейские верфи", ВСЗ, СНСЗ, "Красное Сормово", "Окская судоверфь", "Зеленодольский завод им. А.М. Горького". На Дальнем Востоке "Восточная верфь".
Про прибыльные предприятия
Здесь лидируют "Севмаш" и "Адмиралтейские верфи", которые входят в интегрированную структуру "ОСК".
Про крупные достижения отрасли в 2018 году
Можно выделить завершение разработки технического проекта атомного ледокола-лидера мощностью 120 МВт (проект 10510), способного обеспечить круглогодичную навигацию в Арктике.
Про повышении рентабельности
В настоящее время в судостроительной отрасли разрабатываются и применяются меры, направленные в том числе на повышение показателя рентабельности. Например, экономически обоснованная диверсификация производства, выявление и отчуждение непрофильных и убыточных активов судостроительных предприятий.
Про итоги господдержки 2018 года
По итогам 2018 года на реализацию мер государственной поддержки в рамках государственной программы "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы" было выделено около 2,9 млрд рублей.
Про сумму поддержки в 2019 году
В 2019 году объемы бюджетного финансирования останутся примерно на том же уровне, при этом в 2020-2021 годах будет выделено дополнительно по 5 млрд рублей на реализацию программ льготного лизинга.
Про поддержку малого и среднего бизнеса
В настоящее время в отраслях ОПК осуществляются программы партнерства среднего и малого предпринимательства с компаниями с государственным участием.
Про уровень техоснащения российских заводов
Большинство российских судостроительных предприятий организовано по принципу полнопрофильных заводов. Мощности крупных отечественных верфей обеспечивают возможность изготовления как конструкций корпуса и корпусного насыщения, так и широкой номенклатуры изделий машиностроительного, металлургического, деревообрабатывающего и прочих видов производств.
Про главную проблему российских корабелов
Главная проблема, с которой сталкиваются отечественные судостроители, большей частью связана не с дефицитом наличных производственных мощностей, а с их фактически изношенным состоянием.
Про устаревшее оборудование
В отрасли до сих пор эксплуатируется порядка 60% морально устаревшей и до 80% физически изношенной активной части производственных фондов, многие капитальные сооружения устарели, требуют реконструкции и глубокой модернизации.
Про дефицит больших стапелей
В отрасли длительное время сохраняется дефицит крупногабаритных построечных мест. До недавнего времени только несколько судостроительных заводов были способны строить плавсредства длиной более 200 м.
Про передовиков обновления производства
В последние годы наметился прорыв в области внедрения технологий автоматизации и роботизации на таких верфях, как "Адмиралтейские верфи" и "Севмаш".
Про инвестиции в судостроительную отрасль
В целом можно отметить, что промышленные предприятия судостроительной отрасли в 2018 г. более чем в 2 раза увеличили объемы инвестиций в основной капитал по отношению к 2013 г.
Про ключевые события 2019 года
Из ключевых событий в части капитального строительства и технического перевооружения производственной базы отрасли в 2018 году можно отметить доставку на "ССК "Звезда" плавдока г/п 40 000 тонн для спуска на воду строящихся судов с тяжелого стапеля предприятия, а также завершение реконструкции поперечного слипа СНСЗ.
Про российские ПКБ
Говоря о ПКБ российской судостроительной отрасли, следует отметить, что их научно-технический и кадровый потенциал, накопленный опыт и традиции позволяют разрабатывать корабли, суда и плавсредства любой сложности и размерений как для военных, так и для гражданских заказчиков внутри страны и за ее пределами.
Про активацию процессов локализации и импортозамещения
Для активизации процессов локализации и импортозамещения в судостроении Минпромторгом принимаются меры по усилению платежеспособного спроса на отечественное судовое комплектующее оборудование.
Про строительство гражданского флота в 2018 году
В прошедшем году отечественными предприятиями судостроительной промышленности осуществлялось строительство 85 крупных, водоизмещением 100 т и более, судов и плавсредств гражданского назначения, из которых 24 судна были заложены в 2018 г.
Про сданные заказы в 2018 году
Всего в 2018 г. было завершено строительство 104 гражданских судов и плавсредств водоизмещением 100 т и более.
Про сданные в 2018 году заказы по значимости
Среди наиболее значимых для отрасли проектов, реализованных в 2018 г. в сегменте гражданского судостроения, можно отметить: ледоколы проекта IBSV01, судно снабжения проекта 22420, крановое судно проекта UT755L3X, танкеры RST27М, сухогрузные суда проекта RSD59.
Про строительство верфей в 2019 году
Среди наиболее крупных инвестиционных проектов по созданию производственных мощностей судостроения, реализация которых будет продолжена в 2019 году, можно отметить: строительство комплекса крупнотоннажного судостроения "Звезда", возведение центра строительства крупнотоннажных морских сооружений "НОВАТЭК-Мурманск".
Про перспективные инвестпроекты
Из перспективных инвестиционных проектов, реализация которых запланирована до 2024 года, можно выделить строительство высокотехнологичной судоверфи в Жатае.
Про обновление флота под российским флагом
Такая задача объективно стоит, и она вызвана высоким средним возрастом судов под флагом РФ – 30-40 лет по различным типам судов. Минпромторгом предпринят ряд мер – утилизационный грант, компенсирование ставки по кредитам и лизинговым платежам, совершенствование механизма лизинга и другие мероприятия, стимулирующие судовладельцев заказывать суда на отечественных верфях.
Про увеличение доли гражданской продукции
Министерство готовит плановый переход к увеличению доли гражданской продукции и не только в области судостроения, но и к возвращению судов на судоремонтные предприятия.
Про господдержку
На стимулирование спроса у компаний направлены меры по предоставлению субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на закупку судов и на уплату лизинговых платежей, а также предоставлению субсидий на приобретение/строительство новых судов взамен старых, сданных на утилизацию.
Про развитие гражданского судостроения
Планы развития гражданского судостроения достаточно лаконично были сформулированы 1 декабря 2016 г. в послании президента Федеральному Собранию.
Про содействие рыбопромысловому флоту
В настоящее время ведется разработка проекта нового постановления Правительства РФ "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на строительство судов рыбопромыслового флота".
Подготовил Олег Кулешов