На долю предприятий ОСК приходится около 80% объема строительства судов в стране. Многие из них уникальны, как например серия траулеров проекта СТ-192, которую строят на "Адмиралтейских верфях". Они предназначены для промысла минтая и сельди на Дальнем Востоке. Четыре из десяти судов серии уже поставлены заказчику - РРПК. Современные траулеры позволили достичь рекордных выловов минтая в прошлом году - почти 2 млн тонн, сообщает репортаж "Курс прямо. Как в России будут развивать судостроение" на телеканале Россия 24.
"Аналогов данных судов нет в мире. На каждом - уникальное рыбоперерабатывающее оборудование, рыбопоисковое и траловое оборудование. Этот комплекс позволяет добывать и производить филейную продукцию, рыбий жир, фарш сурими. Переработка рыбы идет со скоростью, превышающую скорострельность автомата Калашникова", - рассказал главный строитель отдела надводных кораблей и судов АО "Адмиралтейские верфи" Руслан Касимов.
Оборудование позволяет перерабатывать до 60 тыс. рыбы в год. Производство безотходное, даже кости превращают в рыбную муку. Сейчас идет оснащение пятого в серии траулера "Механик Щербаков" проекта СТ-192. Конструкторскую документацию готовило ООО "Форсс Технологии".
"Рыболовные суда на нашем предприятии строятся впервые. В корпусных работах ничего сверхуникального мы для себя не обнаружили, но с точки зрения оснащения это очень насыщенное оборудованием, различными системами и механизмами судно", - отметил начальник стапельного цеха АО "Адмиралтейские верфи" Александр Петров.
Крупнейшее в России рыбопромысловое судно проекта 5670FT строится в России на Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" в Калининграде. Его длина - 121 метр. Изначально работа над проектом шла совместно с финскими специалистами, но в 2022 году иностранная компания отказалась от участия. Работа была приостановлена, но на непродолжительное время.
"Строительство траулера возобновилось, когда к работе подключилось российское КБ "Форсс Технологии" из Санкт-Петербурга. У компании был опыт проектирования небольших рыболовных судов, для них это тоже новый шаг в развитии. Два года продолжалось перепроектирование, пришлось менять часть оборудования, переходить на российских поставщиков, для которых это тоже был первый опыт, как в части рыбоперекачивающего оборудования, которое первоначально должно быть иностранным", - рассказал главный инженер ПСЗ "Янтарь" Сергей Чертов.
Будущая плавучая фабрика может выходить в море на два месяца, параллельно занимаясь выловом и переработкой рыбы. На траулере планируют запустить готовый цикл производства готовой продукции, включая ее упаковку.
"Рассчитываем, что траулер будет сдан в 2026 году. На данный момент для нас это самый крупный заказ гражданского судостроения. Помимо этого мы строим три спасательных судна. Завод благодаря программе ОСК, поддержке Минпромторга строит себе док. В этом году в рамках программы мы получим новую набережную и завершаем программу модернизации металлообрабатывающего оборудования. Это позволит строить заказы вовремя и с надлежащим качеством", - поделился планами генеральный директор АО "ПСЗ "Янтарь" Илья Самарин.
Со стороны турфирм вырос спрос на катамараны. На Средне-Невском судостроительном заводе реализуют два проекта - "Котлин" и "Соммерс".
"Особенность судов катамаранного типа - максимальная устойчивость при волнении. Если поставим стакан воды на столе, то при движении волнения в нем почти не будет, - пояснил руководитель проекта пассажирских катамаранов СНСЗ Андрей Егоров, - Первое судно проекта "Соммерс" уже в эксплуатации, второе - в стадии строительства".