– Максим Владиславович, целью реализации программы является замещение импортных систем автоматизированного проектирования или задача ставится шире?
– Задача ставится гораздо шире. Действительно, изначально в рамках постановления правительства (ПП) Российской Федерации от 3 мая 2019 г. № 550[1] АО "ОСК" планировало выполнить замещение импортных систем автоматизированного проектирования объектов морской техники (ОМТ). Но уже на этапе разработки технического задания на создание отечественной судостроительной САПР возникли вопросы преемственности и эффективности дальнейшего применения результатов проектирования на последующих стадиях жизненного цикла ОМТ.
В связи с этим программа проектов импортозамещения была расширена, и в настоящее время ОСК реализует особо значимый проект "Доработка и внедрение отечественной судостроительной САПР тяжелого класса как среды проектирования и конструкторско-технологической подготовки производства" (сокращенно "Судостроительная САПР") и планирует реализовать особо значимый проект "Доработка и внедрение отечественной цифровой платформы управления судостроительным производством как среды информационного взаимодействия цифровых информационных моделей морской техники и производственной системы судостроительного предприятия". Его сокращенное название "Цифровое производство".
Этот проект будет направлен на обеспечение развития и преемственности потенциала решений в области информационного моделирования ОМТ, полученных в ходе реализации проекта "Судостроительная САПР" и распространение потенциала решений на стадию жизненного цикла (ЖЦ) "производство" и на последующие стадии ЖЦ ОМТ.
Также в рамках ПП №550 реализуются особо значимые проекты "Внедрение системы виртуального моделирования на базе пакета программ инженерного анализа "ЛОГОС" и "Внедрение системы динамического моделирования технических систем на базе программного комплекса SIMINTECH с адаптацией программного обеспечения для решения задач создания энергетических установок объектов морской техники с электродвижением". Они направлены на импортозамещение программного обеспечения класса САЕ. Заказчиком этих проектов выступает ФГУП "КГНЦ". Проекты, включая проект "Судостроительная САПР", реализуются при грантовой поддержке Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ).
– То есть эта расширенная программа должна заложить основы нового технологического уклада российского судостроения?
– Совершенно верно, указанные проекты направлены на формирование нового технологического уклада отечественного судостроения. Их ключевой особенностью является требование реализации технологии цифрового информационного моделирования и создания цифровой информационной модели объектов морской техники применительно ко всем стадиям жизненного цикла ОМТ.
Таким образом, реализуется идеология сквозной цифровизации судостроительной промышленности на основе цифровых информационных моделей, как объектов морской техники, так и производств, с последующим развитием отрасли до цифрового двойника с возможностью моделирования вариантов создания и эксплуатации ОМТ.
– На каком этапе находится реализация программы? Каковы её ключевые параметры?
– Особо значимый проект "Судостроительная САПР", заказчиком которого является ОСК, и проекты ФГУП "КГНЦ" в настоящее время находятся в стадии реализации. "Типовой отраслевой проект "Цифровое судостроительное производство" включен в перечень проектов второй очереди и в настоящее время одобрен отраслевым комитетом "Промышленность и торговля".
– Кто входит в число основных исполнителей проект "Судостроительная САПР"? Насколько велик задел по необходимым решениям?
– Основным разработчиком определено АО "СиСофт Разработка". Задел по проектным решениям соответствует показателям уровня готовности технологий, предусмотренных ПП №550.
– Как новая система будет приниматься в эксплуатацию?
– Доработка системы проводится в соответствии с ГОСТ Р 59793-2021 "Информационные технологии. Автоматизированные системы. Стадии создания". Изначально предусмотрена опытная эксплуатация системы в составе пилотной зоны ограниченного состава дочерних и зависимых обществ (ДЗО) группы ОСК, затем проведение приемочных испытаний и, наконец, ввод в промышленную эксплуатацию.
– К подготовке технического задания проекта привлекались конструкторские бюро и крупнейшие предприятия ОСК. А насколько тяжелый САПР будет отвечать потребностям небольших КБ и верфей? Будут ли в рамках проекта создаваться продукты и решения для этой категории пользователей?
– В техническом задании на проект "Судостроительная САПР" указано, что система автоматизированного проектирования должна предусматривать возможность конфигурирования с целью ограничения решаемых задач на автоматизированных рабочих местах (АРМ) конструкторов и снижения общей стоимости владения (требование актуально для настройки АРМ по различным дисциплинам, а также для небольших конструкторских бюро). Таким образом, САПР должна на уровне встроенных решений обеспечивать потребности небольших предприятий.
– Предполагается, что к 2035 году российского судостроение должно перейти на технологии "Судостроение 4.0". Что это будет означать на практике?
– В настоящее время АО "ОСК" в лице департамента цифровой трансформации и информационных технологий запланировало разработку ряда национальных стандартов серии "Цифровая судостроительная промышленность", формирующих требования к новому цифровому технологическому укладу отрасли. Рассчитываем завершить разработку основных стандартов к 2035 году. Поэтому можно сказать, что в 2035 году отечественное судостроение должно перейти на цифровые информационные технологии в управлении жизненным циклом ОМТ, на всех его стадиях[2].
[1] ПП №550 "Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета Российскому фонду развития информационных технологий на поддержку проектов по разработке и внедрению российских решений в сфере информационных технологий"
[2] Применение термина "Цифровая промышленность" вместо термин "Индустрия 4.0", является общим трендом для ряда отраслей отечественной промышленности.
- Кто разрабатывает отечественные программы для моделирования процессов гидродинамики?
- К 2027 году у судостроителей должна появиться российская САПР
- Внедрение планшета, как способ ускорить работу электромонтажников на стапеле
- Большой разговор с деканом корфака Корабелки | Человек, способный созидать, станет уникальным ресурсом
- Секреты модернизации ОССЗ или Чем цифровая верфь отличается от традиционной?