Заказы получили "Северная верфь", "Пелла", "Адмиралтейские верфи", "Янтарь", Выборгский завод. Кое-где суда уже не только заложены, но и спущены на воду. Причем о таких траулерах, какие там строятся, раньше можно было только мечтать — ультрасовременные красавцы длиной по сто с лишним метров и с глубокой переработкой рыбы.
А как же Дальний Восток? А как же прибрежные рыбаки с их малотоннажным флотом? Ведь не секрет, что малотоннажный флот, в основном, базируется в районе небольших населенных пунктах побережья Дальневосточного бассейна и обеспечивает рабочими местами население этих поселков.
В этом регионе тоже есть предприятия, которые могли бы принести немалую пользу российской рыбодобывающей промышленности. Это ОАО "Судостроительный завод имени Октябрьской революции", которое обладает богатым опытом по строительству малых судов для рыбаков – в советское время за год спускалось на воду до 20 единиц малых рыболовных сейнеров проекта 1338 различной модификации! Построено более 400 единиц судов. Эти возможности не утеряны до сих пор – завод строит суда, но не для рыбаков. Рабочий и интеллектуальный потенциал не утерян. Предприятием проведена глубокая модернизация популярного у рыбаков проекта 1338, по сути дела, спроектировано новое малотоннажное рыбодобывающее судно с более мощным главным двигателем и совершенно новой концепцией промыслового комплекса. Построено 15 единиц таких судов. Производительность на лове увеличилась более, чем в 1,7 раз. Оно получилось универсальным, может работать практически любыми видами лова, как в море, так и в речках с небольшими глубинами, и сдавать рыбу непосредственно на берег без перегрузки.
Казалось бы, самое время размещать заказы, поднимать экономику края. Но дело по-прежнему стопорится.
Вины завода тут нет – есть нюансы, которые, как песчинки, попавшие в механизм, наглухо блокируют работу сложной машины. Учитывая, что эксплуатируют малотоннажные рыболовные суда в основном небольшие рыболовецкие предприятия, рыбакам необходима государственная поддержка и дополнительные квоты на вылов ВБР при постройке судов ("квоты под киль").
Завод и рыбаки Дальнего Востока с надеждой следили за решением вопроса о наделении инвестиционными квотами судов новостроя, начиная с заседания президиума Госсовета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса в 2015 г., и до публикации постановлений правительства о наделении инвестквотами судов новостроя. Завод им. Октябрьской революции работал с около 40 рыболовецкими предприятиями ДВФО и не только ДВФО. Но надежды наших рыбаков рассыпались в прах. Универсальный сейнер нового поколения с малой осадкой по своим объемно-габаритным характеристикам не попал в постановление правительства № 633, тогда как нижнюю ступень в постановлении занимает рыболовное судно, которое по своим характеристикам не сможет эффективно работать в районах прибрежного лова из-за большой осадки.
Завод обращался в министерства, от которых зависит включение сейнера в постановление по инвестквотам. Дошло до абсурда: государственные средства тратятся на разработку проектов, причем концептуальных, а здесь имеется готовый проект нового универсального сейнера, и его невозможно воплотить в жизнь.
Определенные шаги государством в этом направлении делаются – ведется подготовка к предоставлению субсидий на строительство среднего и малого рыболовного флота. Причем компенсировать предполагается до 30 процентов стоимости. Это солидное подспорье.
Завод активно участвует в концепции господдержки. Как отметил заместитель руководителя Росрыболовства на рабочем совещании 6 марта в г. Владивостоке, имеется лишь один готовый к строительству проект – и это как раз проект МРС-239, предложенный СЗ им. Октябрьской революции. Но до сих пор споры по этому законопроекту еще идут, и нет стопроцентной ясности, войдут ли необходимые дальневосточным "прибержникам" проекты судов, в частности и популярный на Дальнем Востоке модернизированный малый рыболовный сейнер, в число субсидируемых. А раз так, то с заказами никто не торопится. Рыбаки осторожничают, и поэтому ремонтируют старые МРС.
А ведь при субсидировании 30% капитальных вложений в строительство модернизированных малых рыболовных сейнеров и обнулении НДС сейнер будет вполне конкурентоспособен по отношению к рыболовным судам, предлагаемым к строительству на корейских и китайских верфях.
В то же время, когда решается проблема обновления рыбодобывающего флота на государственном уровне, на заводе свыше двадцати лет мертвым грузом висит недостроенный сейнер, являющийся собственностью Росрыболовства. При этом в него вложены госсредства. Судно спроектировано для промысла практически всеми видами лова. Последние суда строились с донными ловушками для ловли краба. Техническая готовность судна 57%, оно в хорошем состоянии и все эти годы находилось в закрытом отапливаемом эллинге. В строительство вложены силы коллектива завода, поэтому выполнялись все необходимые мероприятия по его сохранности.
Его начали строить в 1996 году, но уже в следующем году из-за прекращения финансирования работы на заказе прекратились. С тех пор начались долгие мытарства заводчан, пытающихся добиться определенности – что делать с недостроем? Исписана куча бумаг. Направлены письма во все инстанции и даже в генеральную прокуратуру.
В ходе многолетней эпопеи, полной бюрократической волокиты и невыполненных обещаний, судно решено было достроить в качестве научно-исследовательского для Камчат-НИРО вместо утерянного судна. В конечном итоге, из-за отсутствия финансирования достройка судна не состоялась. Корпус по-прежнему находится на территории Благовещенского судостроительного завода, поглощая немалые средства на содержание и занимая драгоценное место, мешая выполнять производственные задачи и государственные заказы. И несмотря на то, что имеется решение суда убрать судно с территории завода, это решение спустя более двух лет Росрыболовством до сих пор не выполнено. В постановление правительства № 633 оно тоже не вошло по своим объемно-габаритным характеристикам и более ранней закладке, чем регламентируемая.
Стоимость достройки судна зависит от насыщения оборудованием, но в любом из вариантов будет значительно ниже, чем закладка нового судна. Для ликвидации проблемы, а это проблема как для завода, так и для Росрыболовства, необходимо управленческое решение на государственном уровне – достраивать судно проекта 13031 (заказ № 508) в качестве научно-исследовательского, рыбоохранного или промыслового с наделением достаточных "квот под киль" на вылов ВБР. Проще говоря, разрубить этот гордиев узел сейчас может только государство и желание Росрыболовства.
На самом деле, видно, что оба вопроса вполне решаемы – нужно только не откладывать их в долгий ящик привычным жестом, а волевым усилием довести до логического финала. И тогда у дальневосточных рыбаков на долгие годы появится надежный партнер, снабжающий их современными судами, – Судостроительный завод им. Октябрьской революции.