Химовоз направлялся в порт в нормальных погодных условиях при хорошей видимости. Для капитана и вахтенного помощника это был первый опыт входа в этот конкретный порт.
При подготовке плана перехода к месту стоянки было выбрано время низкой воды при минимальном приливном течении. Прибытие планировалось примерно в то время, когда вода, по прогнозам, стояла на высоте 1,1 метра. Следующий дневной спад воды прогнозируется более чем через 19 часов, после прилива высотой 4,7 метра.
|
"При подходе к причалу танкер зацепил отмель, отмеченную на карте", - из отчёта отдела по расследованию несчастных случаев на море MAIB (Великобритания), 15/2021 / Фото: Е-дата |
До причаливания вахтенный сообщил капитану о нанесённой на карту глубине 4,9 метра к северу от пирса. Поскольку уровень прилива был низким и составлял 1,1 метра, а судно опускалось на корму на 6,2 метра, это означало, что судно коснётся дна при прохождении этой нанесённой на карту глубины. Капитан опирается на показания эхолота (7,0 метров), и принимает решение приступить к швартовке. В 50-ти метрах к северу от пирса по всему судну внезапно пробежала дрожь. Нос судна повернулся на юг, и судно остановилось.
После нескольких попыток капитану удалось освободить судно, и с наступлением прилива они причалили своим ходом.
В главную балластную цистерну попала вода, поэтому были запущены балластные насосы для контроля затопления.
Расследование показало, что при подготовке маршрута до сведения капитана была доведена информация о нанесённой на карту глубине 4,9 м в 50 метрах к северу от пирса. Такая отмель помешала бы судну безопасно причалить при низкой воде. Данные электронных навигационных карт ЭКНИС были сопоставлены с картой местной съёмки и копией карты Британского Адмиралтейства, предоставленной агентом, на которых не был показан данный объект. Посчитав последние данные более свежими, капитан проигнорировал глубину 4,9 м, нанесённую на ЭНК.
Как выяснилось, ни капитан, ни вахтенный не проверяли статус обновления ЭНК в рамках процесса планирования. Информация о препятствии была внесена недавним исправлением всего за восемь дней до происшествия. Данные ЭНК были более свежими и точными, чем предварительная информация агента до прибытия.
Выводы
Безопасный план прохода основан на самых точных и актуальных навигационных данных. Обязательно проверяйте информацию по маршруту.
Заход в новый для команды мостика порт с сильными приливными течениями, без лоцманской проводки и с критическим зазором под килем — это сценарий, требующий особой осторожности. Даже если не учитывать тот факт, что капитан считал устаревшей информацию о глубине 4,9 м, вход в низкую воду во время прилива более безопасен, чем во время отлива.
Источник - Морской институт (The Nautical Institute)