"Безопасность на транспорте": поиск решений злободневных проблем

С 6 по 7 апреля в Санкт-Петербурге в отеле Crown Plaza проходил VII Международный форум "Безопасность на транспорте". Представители власти и транспортной отрасли встретились, чтобы в диалоге найти необходимые решения в обеспечении комплексной безопасности на любом виде транспортного средства. Всего на форуме собралось около 400 делегатов из 40 регионов России.

Форум был поделен на тематические секции, в каждой из которых выступали эксперты в той или иной транспортной сфере: авиации, железнодорожного транспорта (в том числе и метрополитена), автотранспорта и водного транспортного комплекса.
Crown Plaza - отель, где проходил VII Международный форум "Безопасность на транспорте"

За несколько дней до этого, 3 апреля Санкт-Петербург шокировало ужасное событие - взрыв в вагоне электропоезда метро, классифируемый как теракт. Погибли люди, десятки раненых. У всех один вопрос - как мы такое допустили?

Теракт в метрополитене напрямую не относится к судовой отрасли, но этот кошмар коснулся каждого. И форум "Безопасность на транспорте" проходил с тяжелым осадком на душе, став до боли актуальным мероприятием. Площадка располагала всеми средствами не только для определения проблем, но и для их решения: присутствие органов власти на форуме, заинтересованные делегаты и создание итоговой резолюции с предложениями, вынесенных с сессий и докладов, которые будут всерьез обсуждаться в правительстве РФ. Это значит, есть все шансы на то, что внесенные предложения могут быть приняты в работу.
 
Форум "Безопасность на транспорте"

Форум открывался пленарным заседанием "Государственная политика и международное сотрудничество в сфере обеспечения безопасности транспортного комплекса: настоящее и будущее", в котором спикерами выступили заместитель представителя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный, заместитель министра транспорта РФ Николай Захряпин, член комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Старовойтов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Виктор Басаргин, вице-президент ОАО "РЖД", начальник Департамента безопасности движения ОАО "РЖД" Шевкет Шайдуллин, директор департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии Ержан Нурахметов и директор департамента транспортной безопасности и специальных программ Минтранса РФ Александр Корниенко.

 
Пленарное заседание форума "Безопасность на транспорте". В центре - Анатолий Выборный
 
Николай Юрьевич Захряпин
Александр Сергеевич Старовойтов
Виктор Федорович Басаргин
Шевкет Нургалиевич Шайдуллин
Ержан Сагимбаевич Нурахметов
Александр Анатольевич Корниенко

"К сожалению, люди погибают не только в результате бесчеловечных терактов, но и из-за транспортных происшествий, вызванных человеческими ошибками или техническими проблемами. Так, в 2016 году на пространстве СНГ произошло 28 авиационных катастроф, а в результате ДТП на дорогах страны за год погибли более 20 тысяч человек", - произнес Анатолий Выборный, открывая заседание. Как можно заметить из вступительного слова, на воде характерных катастроф в 2016 году не случалось.

Морская отрасль была представлена двумя сессиями, собравшими представителей Росморпорта, общественных организаций, судовладельцев и неравнодушных в вопросах обеспечения безопасности водного транспорта. 

После пленарного заседания одновременно стартовали четыре тематические сессии, каждая из которых длилась полтора часа. Первой в нашей отрасли начала работу сессия "Технологическая безопасность водного транспортного комплекса".
 
Модератор рабочей сессии - Олег Соляков, помощник проректора по научной работе ФГБОУ ВО "ГУМРФ им. адм. С.О. Макарвоа"

Открывал ее директор департамента картографии и гидрографии Группы "Кронштадт" Марат Исмагилов, директор департамента картографии и гидрографии Группы "Кронштадт", с докладом "Перспективы внедрения электронной системы навигации на морском и внутреннем водном транспорте России (проект опытно-конструкторской работы "е-Море").
 
Марат Исмагилов, директор департамента картографии и гидрографии Группы "Кронштадт"

Доклад имел ознакомительный характер, рассказывая об опыте внедрения системы "е-Навигации" по заказу Минтранса РФ на судах в акватории Невы и Ладожского озера. "Кронштадт" дал своему проекту название "Эрмитаж". Проект имеет стратегический план внедрения, состоящий из 5 приоритетных пунктов:
  • усовершенствованная, гармонизированная и удобная для использования конструкция ходового мостика;
  • средства стандартизированного и автоматизированного создания отчетов;
  • улучшенная надежность, способность к восстановлению функций и целостность оборудования ходового мостика и навигационной информации;
  • интеграция и представление информации, полученной при помощи коммуникационного оборудования на графических дисплеях;
  • усовершенстованные коммуникации портфеля услуг СУДС.

Схема работы "Эрмитажа" проста: с судна подается сигнал на берег, в Центр управления прибрежной СУДС, направляясь оттуда к "ГЛОНАСС", а уже с системы посылается к АИС. В этой схеме задействованы все суда в акватории, Прибрежное управление СУДС, синтетические АИС-СНО, персональные лоцманские комплекты и автоматизированные уровнемерные посты.
 
Марат Исмагилов, директор департамента картографии и гидрографии Группы "Кронштадт"

Считается, что благодаря внедрению системы "Эрмитаж", безопасность мореплавания станет выше, а получаемая информация о положении, движении судов станет качественнее и точнее, собирая сведения в онлайн-режиме на отдельном сайте.

Подобную систему испытали на 7 морских (Северо-Западный бассейновый филиал Росморпорта) и 5 речных судах (ФБУ "Администрация Волго-Балт") на тестовой акватории.

Следующим выступил Андрей Должиков, начальник Управления систем обеспечения безопасности мореплавания и транспортной безопасности ФГУП "Росморпорт", с докладом "О комплексном плане развития системы обеспечения безопасности мореплавания в отечественных портах в период с 2017 по 2019 годы".
 
Андрей Должиков, начальник Управления систем обеспечения безопасности мореплавания и транспортной безопасности ФГУП "Росморпорт"

"Росморпорт" является полным содержателем основного количества систем обеспечения безопасности в сфере плавания, куда входит система управления движения судов, системы связи при бедствии для обеспечения безопасности, контрольно-корректирующие станции и вся инфраструктура, образующая эти системы.

Причинами развития системы обеспечения безопасности стали несколько факторов: увеличение грузопотока, увеличение интенсивности движения и изменения в номенклатуре груза. Абсолютно точно можно сказать, что идет четкое увеличение грузопотока из года в год и номенклатура груза все больше и больше склоняется в сторону опасных.

До 2014 года предприятие разворачивало новые системы и занималось реконструкцией существующих, а с 2015 появилась четкая тенденция на техническое перевооружение. 
 
Андрей Должиков, начальник Управления систем обеспечения безопасности мореплавания и транспортной безопасности ФГУП "Росморпорт"

В Крыму на сегодняшний день закончены проектные работы по техническому перевооружению системы управления движения судов в Керчи и техническому перевооружению объектов связи в Севастополе. Ведутся проектные работы по полной реконструкции системы управления движения судов и объектов связи в порту Феодосия. В текущем году планируется завершение этих работ.

В порту Сабетта 27-28 марта осуществлен тестовый заход газовоза в 300 тысяч тонн с использованием тех гидротехнических сооружений, которые создавались на протяжение последних 3-4 лет. Сегодня там функционирует контрольно-корректирующая станция, обеспечивающая точность местоположения судна.

Всего в работе находится 45 акваторий морских портов, из них 9 проектов уже выполнено. Для наглядности, география - от Калининграда до Анапы. Всего в работе у предприятия в эксплуатации находится порядка 500 объектов разной сложности, разной технологической насыщенности.

Реконструкция и развитие будут продолжаться. Большая работа предстоит в порту Калининграда, в связи со строительством пассажирского терминала в Пионерском и терминала регазификации СПГ. Подошло время реконструкции системы управления движения судов Финского залива. 

Завершал сессию доклад "Особенности применения законодательства о безопасности на транспорте в отношении маломерных судов", с которым выступил председатель Совета общественной организации "Ассоциация владельцев маломерных судов Санкт-Петербурга" Александр Камелин, председатель Совета общественной организации "Ассоциация владельцев маломерных судов Санкт-Петербурга".
 
Александр Камелин, председатель Совета общественной организации "Ассоциация владельцев маломерных судов Санкт-Петербурга"

В докладе рассматривалось положение маломерного флота в Федеральном законе и регулирование норм и правил для него в рамках обеспечения технологической безопасности. Заметим, что проблематика, связанная с маломерным флотом, весьма актуальна для Северной столицы из-за популярности водных прогулок по рекам и каналам.

По мнению Александр Михайловича, маломерный флот - самый уязвимый из всех видов с точки зрения угроз бандитизма, терроризма и прочего.
 
Первая сессия, посвященная технологической безопасности водного транспорта

В 2012 году появился ФЗ 36, где обозначено место маломерных судовна рынке коммерческих услуг. Но из-за многих несоответствий, связанных с порядком перевозки, с лицензированием, сегмент данных услуг тяжело вписывался в реалии. В рамках закона появилось требование иметь пассажирские свидетельства, вид которых мало кто представлял. До этого времени все водные акватории города делились на федеральные участки водных путей, на прибрежные морские акватории, принадлежащие субъектам РФ, где осуществлялся бизнес и официальная деятельность маломерных судов. Так появились основные проблемы, связанные исключительно с тем, что законодательство в сфере деятельности маломерных судов не было достаточно емко обозначено и сформулировано.

С годами жизнь маломерных судов становилась все тяжелее, постоянно попадая под разные законодательные требования, которые не совсем идеально подходят коммерческим компаниям, занимающимся пассажирскими перевозками. И Александр Камелин выступил с просьбой все взаимоотношения маломерного флота и законодательства упростить. Проблемы он предложил решать в диалоге с представителями Ассоциации владельцев маломерных судов.
 
Участники первой сессии
 
Участники первой сессии

После кофе-брейка началась вторая отраслевая сессия: "Антитеррористическая безопасность транспортных средств и объектов водной инфраструктуры".

С докладами выступили , начальник управления транспортной безопасности Федерального агентства морского и речного транспорта Алексей Гриценко, заместитель капитана морского порта Новороссийск по транспортной безопасности Лев Тарасов, начальник отдела ГО и ОСПС АО "Ростовский порт" Юрий Зубкин и директор по маркетингу компании "БайтЭрг" Евгений Ерошин.
 
Алексей Гриценко
Лев Тарасов
Юрий Зубкин
Евгений Ерошин


Мы решили тезисно выделить основные моменты, вынесенные с сессии.
  • Акватория морских портов является некатегорируемым объектом, хотя предложения по присвоению категории выносились не раз. Деление акватории на группы и присвоение им категорий, согласно международным правилам, упростило бы обеспечение безопасности на территории.
  • Следует придать статус уполномоченных в области охранной организации сотрудникам администрации морских портов, чтобы иметь права не на оценку уязвимости акватории морского порта, а на оценку охраны как таковой.
  • Следует предоставить капитанам портов право на составление административного протокола по факту нарушения требований транспортной безопасности на акватории.
  • Сегодня координировать с точки зрения транспортной безопасности такие мероприятия, как Международная регата больших парусников, некому, так как Комиссия по морской безопасности уже не существует.
  • Даже самые современные порты не оснащены сертифицированными техническими средствами обеспечения безопасности.
  • Есть удобное решение для многих участников морской отрасли - от охранников в порте до моряков - персональные видеорегистраторы. Это маленькая видеокамера, которая весит 100 грамм, вешается на одежду и при этом записывает 10 часов видео в формате HD. Она защищена от ветра, брызг, от ударов. На расстоянии до 10 метров различает лица людей. Пожалуй, это действительно то устройство, которое способно пресечь любую угрозу терроризма.

Форум шел два дня, и результатом двухдневного обсуждения стала итоговая резолюция, которая содержит в себе предложения и пожелания, вынесенные с сессий и докладов спикеров.

На "Безопасность на транспорте" прибыло 400 заинтересованных квалифицированных и неравнодушных делегатов со всех уголков России, которые своей практикой и конкретными решениями готовы сделать многогранный транспортный комплекс безопаснее. Нам же остается немного подождать, когда итоговая резолюция дойдет до Правительства на рассмотрение, а затем уже и на подпись для закрепления.


[Больше фото в галерее ниже]
"Новороссийский морской торговый порт", ПАО Новороссийск
+7 (8617) 60-46-30
"Росморпорт", ФГУП Москва
+7 (495) 626-14-25, +7 (495) 411-77-59
"Ростовский порт", АО Ростов-на-Дону
+7(863)251–96–29
"Кронштадт", ГК Санкт-Петербург
+7(812)449-90-90



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Итоги года корабелов 2024: "Северная верфь"
01:37 / виктория корабеловна
рекламаПодписка 2025