А возможно это благодаря российской программной разработке, которая была введена в эксплуатацию в 2019 г. Что она дает?
Помогает не только видеть местоположение и контролировать перемещение судна, но и наложить на сетку ледовую карту, получить в онлайн режиме данные от судов об их скорости, направлении движения, в целом, состоянии судна.
Но в Ситуационном центре не просто следят за судами на СМП, их сопровождают и по необходимости оказывают услуги ледокольной проводки, предоставляют необходимые данные.
"Посмотрите, вот обычный снимок со спутника, оптический. Но он в том числе фотографирует и облака, которые тут часто бывают. Картинка не слишком информативная получается. А вот это данные с радиолокационных спутников. Работают они, как рентген, облака им не помеха, и вот мы уже получаем хорошую картинку, которая помогает выбирать оптимальный маршрут для судов в СМП", – начальник отдела оперативного управления флотом Штаба морских операций ФГБУ "ГлавСевморпуть" Александр Лященко.
Помимо данных с радиолокационных спутников, программа собирает информацию о гидрометеорологической обстановке, в том числе и с судов. Все это дает достаточного объема картинку, чтобы судоходство на СМП было достаточно безопасным. Этот вопрос, кстати, несколько месяцев назад обсуждался на конференции Polar 2023, где говорили, что Россия нуждается в радиолокационных спутниках. Одновременно с этим обсуждался вопрос обмена информацией между ААНИИ и "Росатомом" и другими участниками судоходства по СМП. Возможен ли такой обмен?
Наш собеседник отметил, что работа по созданию единой информационной платформы ведется, но доступ к ней будет ограничен.