Северный морской путь — кратчайший путь морем между Европейской частью России и Дальним Востоком. Он проходит по акватории Северного Ледовитого океана и частично Тихого океана и обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири. В недрах Арктики сосредоточено порядка 10% мировых запасов нефти и 25% запасов газа. Большая часть российских месторождений углеводородов разрабатывается в Северных широтах, в том числе на шельфе. Примером могут служить хорошо известные Штокмановское месторождение нефти и газа с запасами свыше трёх триллионов кубометров и Приразломное месторождение, где добыча нефти уже начата. Кстати, нефть нового российского сорта получила название Arctic Oil (ARCO) и впервые была отгружена с Приразломного в апреле 2014 года.
Заинтересованы в открытии Арктики для судоходства не только нефтяные, но и судоходные компании, которые могут значительно сократить затраты на переход между Европой и Азией через Арктику. Северный морской путь уже активно осваивают "Норильский никель", "Газпром", "Лукойл", "Роснефть", "Росшельф".
Наращивание объемов судоходства в Арктике, включая туристические маршруты, только начинается и для "прорыва" в освоении Северного морского пути российской стороне необходимо инвестировать не только в суда и ледоколы, но и в наземную инфраструктуру, которая, к сожалению, на данный момент находится далеко не в лучшем состоянии. Для безопасной навигации в водах Северного Ледовитого океана нужны порты, в которые суда могут зайти для ремонта или пополнения запасов. Среди уже существующих перспективных портов, которые выиграют от расширения арктического судоходства, ученые называют Мурманск (Россия), Рейкъявик (Исландия), Киркенес, Тромсё (Норвегия) и Нуук (о-в Гренландия, Дания).
Для работы в суровом арктическом климате новые поколения танкеров, контейнеровозов, судов для перевозки СПГ, научно-исследовательских судов и даже круизные лайнеры оснащаются современными судовыми кабелями. Проектировщики судостроительной отрасли предъявляют к ним жесткие требования: функционирование в условиях вечной мерзлоты, обледенения, штормов, снегопадов, возможность применения в различных зонах буровых вышек, в корабельных отсеках (машинное отделение, палубы, рубки управления), устойчивость к резким перепадам температур, пожарная безопасность экипажа и персонала буровых платформ. Ну и разумеется, основной фокус - на возможность монтажа гибких кабельных систем в арктических условиях низких температур.
Компания Nexans, мировой лидер в кабельной промышленности, – своего рода пионер в деле создания кабелей для использования их за полярным кругом. Именно Nexans первой в мире вывела на рынок морской силовой кабель ICEFLEX™. Благодаря применению в мега-проекте ОАО "Газпром" МЛСП (Морская ледостойкая стационарная платформа) "Приразломная", кабели Nexans, поставленные нужды проекта в кабельной продукции, зарекомендовали себя для работы в условиях крайне низких температур. Обычно при низких температурах кабели становятся жесткими, их оболочки - хрупкими. Пожаробезопасные и огнестойкие кабели Nexans серии ICEFLEX™ с изоляцией из этиленпропиленовой резины остаются достаточно гибкими при воздействии ультранизких температур. Они сохраняют механическую прочность при изгибах или резких механических ударах (вибрация, рабочая нагрузка, обледенение и прочее). Эти кабели предназначены для всех типов оборудования, устанавливаемого на судах и буровых платформах. На сегодняшний день, благодаря инновационным решениям и современным технологиям, кабель Nexans серии ICEFLEX™ сохраняет работоспособность при температуре до -65 ?С, устойчив к воздействию масел, бурового раствора и химических веществ. Более того, кабели ICEFLEX™ сертифицированы в Регистре Ллойда и РМРС, что позволяет применять их на судоверфях и нефтегазовых объектах по всему миру.
В мае 2014 года концерн Nexans осуществил первую поставку силовых кабелей среднего напряжения аналогичной конструкции для морских буровых платформ по проекту ОАО "Лукойл" "Обустройство м/р им. Владимира Филановского" (Первая стадия освоения) на шельфе Каспийского моря. До конца 2015 года планируется завершить поставку на проект силовых кабелей среднего и низкого напряжения, контрольных, оптических и кабелей специального назначения длиной порядка 600 км, а также кабельной арматуры, тем самым обеспечив полное снабжение модуля ЦТП (центральной технологической платформы) по кабельным системам.
Сегодня российское подразделение Nexans продолжает тесное сотрудничество с отечественными и зарубежными судоверфями и партнерами по проектам буровых платформ, гражданского судостроения и портовой инфраструктуры в северных широтах, а также проектам федерального значения, таким как строительство ледоколов для Северного морского пути и освоение месторождения "Ямал СПГ". Арктика является чрезвычайно ценным с точки зрения биоразнообразия и сохранения мирового экологического баланса регионом, поэтому Nexans уделяет особое внимание экологическим характеристикам своей продукции, используя новые технологии, позволяющие адаптировать оборудование к суровым климатическим условиям и обеспечить безопасность и надежность его эксплуатации.