Наши репортажи
Наши репортажи
Материалы корреспондентов портала

"Безэкипажные суда": большой интерес, но много вопросов

0 23 4 мин
Тренд на создание судов с дистанционным управлением набирает обороты. Некоторые считают, что за этими технологиями будущее судоходства, другие с осторожностью оценивают перспективы. Вопросов, над которыми нужно работать, чтобы смелые идеи стали реальностью, еще много. Проблемы разработки и проектирования безэкипажных судов обсудили на выездном заседании научного совета отделения энергетики, механики, машиностроения и процессов управления Российской академии наук (РАН). В качестве принимающей стороны выступил Государственный университет морского и речного флота (ГУМРФ) имени адмирала С.О. Макарова.
Участники научного совета / Фото: Кирилл Коммендантов, предоставлено ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова
Участники научного совета / Фото: Кирилл Комендантов, предоставлено ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

"О ТЕХНОЛОГИЯХ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ НУЖНО ГОВОИТЬ СЕГОДНЯ"

Председатель научного совета при отделении энергетики, механики, машиностроения и процессов управления  РАН, член-корреспондент РАН Олег Степанов уверен, что безэкипажные суда будут весьма востребованы и в военном и в гражданском применении. Для развития этого направления необходимо решать вопрос финансирования: технологии стоят дорого. Еще нужны дополнительные разработки в области связи, энергообеспечения, систем управления. Да и от кадрового вопроса никуда не деться. Специалистов, обслуживающих суда сейчас, не хватает. А надо готовить новых, которые смогут разрабатывать, управлять и следить за исправностью сложных безэкипажных систем.  

ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова для обсуждения этих проблем было выбрано не случайно. По словам Олега Степанова, сегодня в вопросах безэкипажного судостроения - это одно из лидирующих образовательных учреждений.

Первый проректор ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, доктор технических наук, профессор, капитан дальнего плавания Владимир Каретников / Фото: Кирилл Коммендантов, предоставлено ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова
Первый проректор ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, доктор технических наук, профессор, капитан дальнего плавания Владимир Каретников / Фото: Кирилл Комендантов, предоставлено ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

В частности, в вузе проводят исследования способов построения безопасных траекторий движения автономных и полуавтономных судов. Об этой работе на научном совете рассказал первый проректор университета, доктор технических наук, профессор, капитан дальнего плавания Владимир Каретников. Он считает, что о технологиях завтрашнего дня надо говорить сегодня. А безопасные траектории, созданные на основе применения технологий искусственного интеллекта, будут необходимы для безопасной эксплуатации безэкипажных судов. И капитанам традиционных судов они будут крайне полезны.

Сегодня разработки ведутся на основе сбора и анализа данных, поступающих, в частности, от речных информационных служб. Изначально систему получения данных развернули в Санкт-Петербурге, установили шесть специальных приемников. Данные по движению флота собирали в течение нескольких лет. Также была разработана структура базы данных, необходимая для осуществления машинного обучения, поскольку структура и объемы информации получились весьма значительные.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ НЕ УСТАЮТ И НЕ ДУМАЮТ НИ О ЧЕМ, КРОМЕ СВОИХ ФУНКЦИЙ

Следующий этап – построение цифрового двойника водного пути. На сегодня удалось провести такие работы на малых реках в черте Санкт-Петербурга, например на Фонтанке, получив необходимые данные при помощи многолучевого эхолота. 

Для построения модели дна реки Невы потребуется другое оборудование – профилограф. Также стоит задача по сбору данных о скорости течения, погодных условиях, параметрах судна, навигационных особенностей участка движения и так далее.       

Заседание научного совета / Фото: Кирилл Коммендантов, предоставлено ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова
Заседание научного совета / Фото: Кирилл Комендантов, предоставлено ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

Продолжается работа по построению траекторий проводки судов разных типов в ночное время суток. Моделирование проводили на участке между Благовещенским и Дворцовым мостами на основе выборки с 2021 по 2024 годы. К процессу подключили нейросеть.  Как правило, нейронка выдает вариант, близкий к оптимальному, но это происходит не всегда. Получить наиболее точные результаты еще предстоит.

Также в перспективе автоматическое определение оптимальных мест расхождения судов. Решение позволит сделать движение на воде более равномерным, оптимизировать возможные скопления судов и избежать образования "пробок". Ожидается повышение пропускной способности водных путей и безопасности плавания судов по маршруту. 

К слову, о безопасности разговор был отдельный. Владимир Каретников подчеркнул, что по статистике, 85% аварий на реке и на море происходят по причине негативного влияния человеческого фактора. А компьютерные системы делают только то, на что запрограммированы. Они не устают, не думают ни о чем, кроме выполнения своих функций. Другими словами, качественно запрограммированная система не даст человеку принять решение, которое создаст угрозу безопасности. Но системы, в надежности которых будет стопроцентная уверенность, еще предстоит разработать и создать отечественной промышленности. 

МОРЯКИ ТЕХНОЛОГИЙ НЕ БОЯТСЯ

А вот кадровый вопрос в вузе уже решают. В конце мая-начале июня стартуют первые программы обучения операторов систем управления движением судов (СУДС) порта Усть-Луга, а затем и операторов СУДС порта Балтийск. По словам  директора Института дополнительного профессионального образования ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Сергея Айзинова, это стало возможным благодаря федеральному проекту "Автономное судовождение". Установлен и готов к работе тренажер автономного судовождения.

Директор Института дополнительного профессионального образования ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, кандидат технических наук Сергей Айзинов / Фото: Кирилл Коммендантов, предоставлено ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова
Директор Института дополнительного профессионального образования ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, кандидат технических наук Сергей Айзинов / Фото: Кирилл Комендантов, предоставлено ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова

В основу модели тренажера легла система дистанционного управления грузопассажирскими паромами "Маршал Рокоссовский" и "Генерал Черняховский", эксплуатирующимися на линии Усть-Луга – Балтийск, разработчиком которых выступила компания "Ситроникс". Задания для будущих учеников института разработаны с учетом практики эксплуатации паромов.

Сергей Айзинов подчеркнул, что моряки новых технологий не боятся. В течение 2024-2025 г.г. институт проводил анализ мнений моряков и курсантов старших курсов университета, получено и изучено более 1000 анкет. Выяснилось, что моряки не опасаются, что скоро их заменят роботы, наоборот, они интересуются техническими новинками, хотят работать на таких современных высокоавтоматизированных  судах, стать береговыми судоводителями (операторами береговых центров дистанционного управления). Вместе с тем, респонденты считают, что внедрение безэкипажных судов пока не приведет к повышению безопасности и большей экономической эффективности флота: технологии пока слишком дорогие, алгоритмы и системы еще не совершенны, ученым и производственникам предстоит большая работа.  

Также доклады представили: генеральный директор - генеральный конструктор АО "НПП "Радар ммс" Георгий Анцев. Главный научный сотрудник, заведующий лабораторией №17 "Эргатических систем" ИПУ РАН Маис Фархадов. Заместитель генерального директора по вооружению АО "ЦМКБ "Алмаз" Андрей Землянов. Главный конструктор АО "Невское ПКБ" Алексей Захаров. Главный специалист отдела разработки и совершенствования Правил Российского морского регистра судоходства Игорь Швайба.

Участники научного совета оценивают доклады / Фото: Кирилл Коммендантов, предоставлено ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова
Участники научного совета оценивают доклады / Фото: Кирилл Комендантов, предоставлено ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Руководитель Северной верфи ОСК рассказал о героическом наследии предприятия
18:56 / пресс-релизы