Блог морского юриста
Блог морского юриста
Управляющий партнер Адвокатского бюро «Инмарин» Кирилл Маслов, известный эксперт в области правового регулирования деятельности на морском и внутреннем водном транспорте информирует «Корабелов» об основных изменениях законодательства

Бей посуду, платит Принципал

20 3801 3 мин
Как часто Вас посещает мысль, что налогов мы платим слишком много?  Хочется соблюдать все требования законодательства, но платить как-нибудь поменьше. Такие мысли посещают и многие иностранные судоходные линии, которые работают в России.  Сегодня Мы раскроем один из секретов уменьшения налоговой нагрузки морского агента, который, например, обеспечивает прием, выдачу и перемещение грузов линии в Российском порту. 
Как правило, агентские договоры в большинстве своем предусматривают оплату принципалом фиксированного вознаграждения агентам за их постоянные услуги по обработке грузов и судов в портах. Данное вознаграждение целиком покрывает все расходы, понесенные агентом в интересах принципала, и оно же подлежит налогообложению в полном объеме, включая налог на добавленную стоимость (далее – НДС) и налог на прибыль организаций (ч. 1 ст. 252 НК РФ), что и приводит к повышенным выплатам агента в бюджет со всей суммы вознаграждения. Получив  от принципала вознаграждение, агент выплачивает  заработную плату, текущие расходы на поддержание деятельности компании, и прочие свои обязательные платежи.

Между тем, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 247 НК РФ, в качестве прибыли, на основании указанной статьи, рассматриваются, в том числе, «для российских организаций… полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов». Для целей НК РФ расходами, в том числе на основании Письма Управления Федеральной налоговой службы Москвы от 01.02.2010 г. N 20-14/2/009255, являются следующие траты агента:


  • Любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (ст. 255 НК РФ)
  • Расходы на содержание служебного транспорта (п. 11 ч. 1 ст. 264 НК РФ)
  • Расходы на командировки (п. 12 ч. 1 ст. 264 НК РФ)
  • Расходы на юридические и информационные услуги (п. 14 ч. 1 ст. 264 НК РФ)
  • Расходы на канцелярские товары (п. 24 ч. 1 ст. 264 НК РФ)
  • Расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, сеть "Интернет") (п. 25 ч. 1 ст. 264 НК РФ)
  • Расходы на рекламу производимых и реализуемых товаров (работ, услуг) (п. 28 ч. 1 ст. 264 НК РФ)
  • Расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, независимо от места его проведения (ч. 2 ст. 264 НК РФ)

Из главы 25 НК РФ очевидно, что платежи совершаемые агентом для поддержания обычной хозяйственной деятельности, полностью  подпадают под категорию расходов. Для подтверждения расходов, в соответствии с письмом Управления Федеральной налоговой службы РФ по Москве от 25.06.2010 года N 16-15/066760, агентам необходимо предоставить принципалу всю первичную документацию, в том числе договоры, счета, акты и иные документы доказательства возникновения расходов.

В соответствии с комментарием Управления Федеральной налоговой службы РФ по Санкт-Петербургу (по материалам Всероссийского совещания работников налоговых органов 23-27 марта 2003 года), некоторые категории, относящиеся к расходам, не являются исчерпывающими, например, расходы на оплату труда работников. Таким образом, все вышеуказанные расходы, а так же другие обоснованные расходы, не упомянутые нами, могут и должны исключаться из налогооблагаемой базы агента и компенсироваться принципалом после их документального подтверждения. 
Для уменьшения сумм налогов, подлежащих уплате агентом, мы

РЕКОМЕНДУЕМ

  • Выделить расходы агента, не закладывая их в размер агентского вознаграждения.
  • Обязать принципала отдельно компенсировать агенту все подтвержденные расходы в соответствии со списком в таблице 1.
  • Уменьшить фиксированное вознаграждение агента, на сумму расходов и таким образом уменьшить налоговую нагрузку по налогу на прибыль и НДС.

Внедрение вышеизложенных рекомендаций, путем внесения изменений в агентское соглашение на практике даст следующий

РЕЗУЛЬТАТ

Агент уменьшит налогооблагаемую базу, так как сумма налогов к оплате будет исчисляться только с минимальной части вознаграждения агента, без учета расходов, не подлежащих налогооблажению.

Исходя из всего вышеизложенного, исключение статей по хозяйственным расходам из расчета суммы агентского вознаграждения является обоснованным шагом к существенному уменьшению налогооблагаемой базы агента. Правильно смоделированный агентский договор  позволит обеспечить возмещение указанных хозяйственных расходов агента принципалом в полном объеме. 

ВАЖНО!

  • Реализация данной схемы по уменьшению налогооблагаемой базы потребует от агентов детализированных отчетов и документальных подтверждений по произведенным затратам, включая предоставление первичных документов или их надлежащих копий.
  • В качестве дополнительной меры регулирования процесса возмещения расходов, не подтвержденных в полном объеме агентом по независящим от него обстоятельствам (в том числе, утеря первичных документов, обстоятельства непреодолимой силы), агентский договор может предусматривать обязанность принципала компенсировать определенную минимальную сумму расходов, вне зависимости от наличия подтверждения, представленного агентом.
  • Агентский договор должен так же предусматривать поэтапное описание механизма подачи и принятия отчетов сторонами, с предоставлением агенту дополнительного времени, в случае необходимости, на сбор доказательств понесенных им фактических расходов.


Виктория Жданова |© ООО  «Инмарин» , 2013
Юрист | Судостроение и судоходство



Комментарии   20.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Донской Алексей Владимирович
12.03.2013, 19:19
Никогда не слышал, чтобы в агентское вознаграждение включались расходы Агента в интересах Принципала. На Принципала это возлагается в т.ч. в КТМ РФ. Соответствующие проформы агентнских договоров ФОНАСБА/БИМКО также это предусматривают. Агент может получать еще и комиссионное вознаграждение в определенных случаях и т.д.
 
Какой-то странноватоый материал ...
-0+
#Маслов Кирилл Андреевич
12.03.2013, 22:19
Материал актуален для дочерних и зависимых компаний-агентов иностранных судовладельцев, которым часто просто выделяют месячный бюджет в виде фиксированного вознаграждения, которое покрывает все расходы.  При этом расходы отдельно не выделяются. Да, они указываются по тексту соглашения, как это указано в главе 13 КТМ и главе 51 ГК РФ, но платятся в составе вознаграждения и в этом ошибка...
 
К сожалению, накипел, поэтому выпущен материал, который напоминает, что расходы они не облагаются и их нужно обязательно выделять, подтверждать отчетами и платить отдельно.
-0+
#Жданова Виктория Дмитриевна
12.03.2013, 22:52
согласна с предыдущим комментатором, надо было указать, пожалуй, что схема хороша для "дружественных компаний", тех, кто представляет одного принципала и получает от него 95% своих доходов. Такое тоже бывает, когда линия заводит в РФ агента исключительно по собственной инициативе и для своих нужд.
Комиссионное вознаграждение никто не отменял, тут про него речь не идет, ведь с него сам Бог дал платить налог. Статья концентрирует внимание именно на тех случаях, когда агент "живет" на вознаграждение, через него покрывая хозяйственные расходы, тогда как этого можно и не делать.
-0+
#Донской Алексей Владимирович
13.03.2013, 00:20
На мой взгляд это нельзя называть "вознаграждением". Как говорится, определимся с понятийным аппаратом.))) Это  бюджетное авансирование, которое должно почти целиком уходить в расходы (+чуть прибыли) в отчетном месяце, а "излишки" должны переходить на следующий месяц и списываться в его расходах. Под конец квартала/года - регулировка под нулевой баланс. Когда основной учет делается в головной компании, вполне вероятно "безмозглые дочки" не могут организовать бюджетирование.
-0+
#Жданова Виктория Дмитриевна
13.03.2013, 08:55
а с бюджетированием вообще очень трудно некоторым компаниям, как показывает практика, ведь они включают в договор фиксированную сумму аванса (которое, как Вы верно сказали, уходит на расходы), а расходы у них несколько месяцев подряд подскакивают резко (часто, из-за требований принципала-"папы" участвовать от его имени в каких-то коммерческих проектах или проходить повышение квалификации, или ездить по коммандировкам), в итоге компания уходит в минус, так как истрачены и аванс, и прибыль, и вообще все, что можно, а перед налоговой отчитываться все равно приходится.
Но это, конечно, снова актуально именно для зависимых компаний, самостоятельные от чужих указаний так не страдают.
-0+
#Донской Алексей Владимирович
12.03.2013, 19:50
Перечитал еще раз материал. Мне кажется у автора полностью отсутствует понимание процедуры работы морского Агента с Принципалом, а также о формах финансирования и финансовой отчетности в данной работе.
Как результат - полный бред. Особенно, после слова ВАЖНО! ))))
-0+
#Маслов Кирилл Андреевич
12.03.2013, 22:34
Профессионалу статья может, конечно, показаться простой.  Но видимо для новичков рынка тема актуальна, потому, что в нашей практике неоднократный случай, когда ежемесячное вознаграждение фактические покрывает расходы, но при этом никак не выделяется  в договорах. В результате, агент платит налог со всех доходов налоги.
-0+
#Жданова Виктория Дмитриевна
12.03.2013, 22:49
статья актуальна не только для морских агентов, агентирование же бывает разным. В нашем случае агент (клиент) обратился с вопросом "может ли принципал оплатить наш счет за аренду офиса?". По закону, да, может. Не всем агентам это нужно, но это уже другая тема.
-0+
#Донской Алексей Владимирович
13.03.2013, 00:22
В каком смысле морское агентирование бывает разным? )
-0+
#Жданова Виктория Дмитриевна
13.03.2013, 08:51
не морское, а просто агентирование, как вид деятельности. Не все агенты работают с морем и не у всех проформы БИМКО.
Кстати, очень уважаю БИМКО, вот только не всегда пользуются агенты именно стандартными формами(((
-0+
#Донской Алексей Владимирович
12.03.2013, 20:59
К слову:
 
Отношения агентирования устанавливаются на основании договора. Агентский договор консенсуальный, возмездный и взаимный. Он может носить долгосрочный или разовый характер.
На агента возложена по договору организация комплексного обслуживания судна в порту, однако агентская фирма не располагает для этого ни материальной базой, ни рабочей силой. Для выполнения взятых на себя по агентскому договору обязательств агент заключает систему договоров на обслуживание со стивидорными, тальманскими, буксирными, шипчандлерскими и другими фирмами, причем агент несет ответственность перед судовладельцем за выбор фирм и качество их работы.
 
Специфика правового положения агента в том, что в зависимости от обстоятельств или по своему усмотрению он может действовать как "комиссионер" или как "поверенный".
Если агент заключает договор от имени принципала, он отвечает только за выбор партнера и правильность оформления сделки. Если же агент заключает договор от своего имени, он отвечает перед принципалом и за ненадлежащее исполнение договора третьим лицом. далее...
-0+
#Маслов Кирилл Андреевич
12.03.2013, 22:44
Материал отличный, я бы даже вставил в статью, как практический опыт, на заметку. При этом с правовой точки зрения ничего нового. Но за потраченное время спасибо, в любом случае. Аудитория должна оценить.
-0+
#Жданова Виктория Дмитриевна
12.03.2013, 22:47
ну что ж, прекрасно, что "секрет" - не совсем секрет, просто в последнее время возник целый ряд вопросов подобного рода, пришлось сделать обзор на этот вопрос)
-0+
#Донской Алексей Владимирович
13.03.2013, 00:31
Пожалуйста-пожалуйста ))) Я же не в плане высказывания претензии.
Просто очень удивился когда такая компания как Ваша (в смысле такого высокого уровня) публикует статью типа "Мы откроем вам секрет гигиены - вытирайте попу", то бишь с правовой точки зрения ничего нового )))
Эскузимо, силь ву пле
-0+
#Жданова Виктория Дмитриевна
13.03.2013, 08:49
Уважаемый Алексей, ну, будьте же добрее, не все участники рынка так опытны, как Вы) мы все это прекрасно понимаем, более того, сейчас вообще никаких секретов уже не осталось, я считаю, в секторе (не связанных с нововведениями в законодательстве, само собой), но новички - всегда новички, для некоторых из них это "темный лес", не бросать же товарищей в беде, особенно если они приходят с конкретными вопросами!
Специально под эту "лавочку", я требую список вопросов Алексея Донского для рассмотрения в следующих статьях))))
-0+
#Донской Алексей Владимирович
13.03.2013, 16:34
Ну, например:
1. Правильный (юридически грамотный) порядок действий при смене агента фрахтователя в порту захода, в случае недобросовестного выполнения обязанностей первоначально номинированным агентом.
2. Правильный порядок действий при смене агента фрахтователя на протектинг-агента при возникновении в порту захода конфликта интересов судовладельца и фрахтователя
3. Как идентифицировать для целей
-0+
#Донской Алексей Владимирович
13.03.2013, 16:36
3. Как идентифицировать для целей арбитража/суда судно, у которого утрачены документы и идентификационных надписей/табличек на борту нет.
-0+
#Донской Алексей Владимирович
13.03.2013, 01:20
Уважаемые коллеги!
Если серьезно, то на мой взгляд начало статьи (со 2 абзаца) абсолютно некорректно с точки зрения финансовой и коммерческой практики.
А фраза - "Как правило, агентские договоры в большинстве своем предусматривают оплату принципалом фиксированного вознаграждения агентам за их постоянные услуги по обработке грузов и судов в портах."  не соответствует действительности.
Нельзя порочную практику нескольких бестолковых фирм подавать как "правило для большинства".
-0+
#Жданова Виктория Дмитриевна
13.03.2013, 08:58
правило для большинства - не платите налогов больше, чем можете, смысл статьи именно в этом. А бестолковых фирм должно быть меньше, Вы совершенно правы. Только, вот, они либо научатся азам, либо закроются до тех пор, может, и к лучшему...
-0+
#Донской Алексей Владимирович
13.03.2013, 09:31
Никто ничему не научится, если в статьях будут утверждения типа "как правило и в большинстве морские агенты получают фиксированное агентское вознаграждение включающее расходы Агента в интересах Принципала".
Вы же не пишете, что это для особых случаев, относящихся к зависимым компаниям, не связанным с морем и не понимающим бюджетирования.
Когда серьезная организация утверждает, что "как правило" , новички и воспринимают, что это правило. Неправильно! )))
Свежие новости
Круизный сезон в Ивановской области показал рекордные результаты
21:45 / судоходство