Трудно ли в XXI-м веке работать в Арктике? Ходить по арктическим морям, добывать углеводороды, защищать северные рубежи?
Здесь холодно, ветрено, 8 месяцев полярная ночь, мелко, вокруг ледовые поля, магнитное поле пестрит аномалиями.
Кто поможет моряку отыскать путь в полярных морях? Спутник дает общую картину не чаще, чем раз в шесть часов. За это время ледовое поле может переместиться более чем на 5 километров.
Ледовый радар на ледоколе видит не далее 10 километров. А ледовому исполину надо вести за собой караван из трех-четырех судов со скоростью не менее 12 узлов (около 22 км/час).
Волей-неволей встает вопрос о бортовом беспилотном самолете-разведчике. Вопрос вроде бы и несложный. Только в России более 400 организаций предлагают различные беспилотные летательные аппараты(БПЛА).
Но арктическое судоходство предъявляет особые, жесткие требования к судовому БПЛА-разведчику.
Он должен "держать ветер" до 22 м/с, работать при температурах до -35°С, уметь взлетать и садиться на движущееся судно, улетать за 100 – 150 км от ледокола и передавать на судно радиолокационное изображение льда и видео-картинку, бороться с обледенением, быть технически надежным, чтобы не упасть и не погибнуть во льдах.
Требует решения и отдельный вопрос распознавания ледовой обстановки по ее радиолокационной картинке, полученной от бортового радара БПЛА. Ведь если в весенне-летний период поверхность льда растает и над ним будет слой воды, радар покажет свободную акваторию.
Система поддержки управления арктической навигацией наряду с оперативными данными ледовой обстановки должна обрабатывать совместно информацию о ветре, течениях, глубинах, тактической ситуации.
Так что имеется ряд вопросов по доработке среднеевропейского беспилотника до арктических кондиций. Ученые и инженеры ищут пути как сделать арктический БПЛА-разведчик побыстрее.
Арктика ждет свой эффективный аэромобильный комплекс освещения ледовой и другой навигационно-гидрографической и гидрометеорологической обстановки в полярных морях.