Посещение верфи в связи с закладкой судна не является для "Корабел.ру" нетипичным делом, поэтому наш корреспондент ожидал увидеть стандартную торжественную часть со всеми сопутствующими мероприятиями: музыкой, речью, прикручиванием закладных досок к килевым секциям (суда проекта АРК-2023 заложили 13 декабря 2023 г.), освещением. Так все и произошло. Однако буквально с первых минут посещения сборочного цеха, которое состоялось еще до закладки судов, стало ясно, что судоверфь находится на этапе глубокой модернизации.
"Как вы можете видеть сами, в завод годами не вкладывались, выживали тут исключительно при помощи судоремонта. Сегодня у нас два серьезных заказа от ООО "Судоходная компания "АРК", и, чтобы их выполнить вовремя, мы закупаем новые станки, обновляем рельсовые пути, по которым из цеха будут выводиться собранные секции, расширяем слип. Это, кстати, нам пригодится, чтобы строить еще большие суда, чем проект АРК-2023", – генеральный директор Белогородской судоверфи Олег Нагорный.
Основной и пока что единственный цех, отведенный под сборку судов, на данный момент располагает старыми, но вполне рабочими станками. Мы встретили здесь стандартную гильотину для работы с металлом, листогибочные станки, и пока что в разборке ванны для нового плазменного станка, на котором можно будет выполнять сложные операции с металлическим листом.
Посредине пролета расположилась сцена под торжественную закладку двух судов проекта АРК-2023, по бокам две килевые секции с закладными досками.
За сценой можно было увидеть те самые рельсы, часть которых на сегодня уже переложили, а часть еще требует доработки. Кстати, чтобы переложить рельсы в цеху, пришлось их предварительно снимать и выравнивать уровень земли.
К чему мы это отмечаем? А к тому, что территория предприятия требует, в том числе и земляных работ: то есть, чтобы добавить рельсы под судовые тележки, расширить слип, нужно будет провести подготовительные работы. В цеху вскоре уже начнут формировать блоки для судов, подготовили "постели".
"Обращу ваше внимание на план модернизации Белогородской судоверфи. Красным отмечено, что сделано, зеленым – что еще требуется сделать, желтым – план по газификации. На улице по 150 м. путей уже проложено, но работы достаточно. Серьезно за модернизацию взялись только в этом году: привели в рабочее состояние слип, отремонтировали общежитие, завершаем поэтапно строительство цеха композитов. Закончить модернизацию должны к лету", – генеральный директор Белогородской судоверфи Олег Нагорный.
Открытая часть Белогородской судоверфи рядом со слипом по большей части заставлена различными судами под ремонт: баржами, пассажирскими теплоходами, частными лодками и т.д.
Олег Евгеньевич отметил, что верфь никогда не забросит судоремонт, так как, во-первых, это часть дохода предприятия, во-вторых, компании, приходящие сюда на ремонт, рассчитывают на завод. "Других свободных мест поблизости нет", – Олег Нагорный. Кстати, ежегодно Белогородская судоверфь ремонтирует более 50 речных судов.
В метрах 100 от сборочного цеха стоит общежитие. Рассчитано на 150 рабочих и 15 сотрудников ИТР.
На момент посещения нашим корреспондентом здания, там уже жили люди. Показали комнату для приема пищи, которая в будущем, возможно, будет преобразована в столовую, комнату отдыха и стандартную жилую комнату.
Хочется сказать, что в общежитие действительно вложились.
Во-первых, там было тепло, во-вторых, повсюду стояла новая мебель, местами даже еще несобранная, в-третьих, приятно удивил факт того, что жилая комната рассчитана на одного человека.
Композитный цех пока еще достраивается, но само его наличие на территории Белогородской судоверфи говорит о том, что завод прицелился на серьезное строительство.
Будет закрывать потребности предприятия в производстве элементов судна из композитов. Хотя было бы интересно в будущем увидеть, как отсюда сойдет какой-нибудь катамаран.
Рядом с композитным цехом расположился цех, где непосредственно занимаются судоремонтом. Кстати, о нем: на момент посещения верфи, шел стандартный процесс дефектации заказов.
Перейдем непосредственно к закладке судов проекта АРК-2023. Торжественная церемония началась, когда на верфь прибыли все высокопоставленные гости, среди которых были: губернатор Тверской области Игорь Руденя, генеральный директор ООО "Судоходная компания "АРК" Игорь Смирнов и председатель совета директоров Николай Сочин, представитель от "Си Проект" (помогают с проектом судна) и ГТЛК, и др.
"В течение года в России перебрасывается более 100 миллионов тонн грузов по внутренним водным путям. Это один из самых эффективных видов транспортировки. В ближайшие 10 лет в рамках обновления внутреннего флота необходимо построить более 500 судов различных классов и назначения. Сухогрузы, которые мы закладываем сегодня, являются кирпичиком в этот фундамент с точки зрения обновления судостроения в Российской Федерации", – отметил член коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Владимир Поспелов.
Суда проекта АРК-2023 специально разрабатывались под Беломоро-Балтийский канал с возможностью выхода в Белое море, что очень важно для ООО "Судоходная компания "АРК", ведь это позволит транспортировать широкий спектр продукции от зерна до пиломатериалов более коротким путем, нежели приходилось ранее. А если верфь справится со строительством, как отметили представители "АРК", компания закажет еще два судна.
"Заказ на сухогрузы не только знаменует новый этап для судоверфи, но также даст новые рабочие места. Мы готовы дополнительно обеспечить работой 80 человек: заинтересованы в привлечении специалистов высокого класса по сборке корпусов, а также сварщиков. В отличие от НИС "Викентий Зайцев", суда проекта АРК-2023 будут полностью строиться на Белогородской судоверфи, здесь же будут спускаться и проходить испытания. Предварительные сдаточные работы планируем завершить весной 2024 г., а сдать суда в середине 2025 г. После завершения модернизации завода сможем выйти и на строительство RSD59", – генеральный директор Белогородской судоверфи Олег Нагорный.
Работу на предприятии при этом хотят организовать в две смены по 12 часов. Отметим, что сухогрузы строятся при поддержке ГТЛК и будут полностью соответствовать 719 постановлению: то есть речь идет о том, что как минимум на 55% суда соберут из российского оборудования. Двигатели завезут из Китая.
"На мой взгляд главное достижение, которое мы можем здесь видеть, – распространение 719 постановления. Благодаря программе льготного лизинга от ГТЛК, благодаря заказу СК "АРК" судоверфь обретает новую жизнь. Это внушает доверие предприятию и надежду, что Белогородская судоверфь справится с полученным высокотехнологичным заказом", – Дмитрий Стоянов, руководитель центра импортозамещения и локализации судового комплектующего оборудования АО "ЦНИИ "Курс".
После официальной части каждый из почетных гостей прикрутил специальной отверткой закладную доску к килевой секции. Также начало строительство судов было освящено.
Но для "Корабел.ру" на закладе мероприятие не закончилось, и наш корреспондент успел перед отъездом заглянуть в гости в отдел снабжения, и в технический отдел. Основной вопрос: "Как вы относитесь к заказу на судостроение?" Ответы были весьма положительные, чувствовалось, что сотрудники Белогородской судоверфи рады. Ведь до 90-х предприятие строило и спускало суда, о чем хорошо, например, помнит Галина Николаевна Паленова, которая работает здесь вот уже как 41 год (по образованию – корабел, закончила Горьковский институт инженеров водного транспорта).
В завершение репортажа напомним нашему читателю, что Белогородская судоверфь была основана в 1939 г. В 1948 г., когда было завершено строительство слипа и основных цехов, предприятие вошло в состав Московского речного пароходства. На пике своего развития верфь насчитывала 2 500 человек и спускала 2-3 сухогрузных теплохода типа "Окский", а также 3-4 баржи в год.
Если вспомнить о недавних заказах, то в ноябре 2022 г. завод сдал восемь плавучих причалов-понтонов, которые на данный момент находятся в Санкт-Петербурге на базе ГГКУ "Агентство внешнего транспорта". В декабре 2022 г. на судоверфи был заложен корпус НИС проекта ТСК.550 по имени "Викентий Зайцев". Блоки и секции судна в июне этого года были автомобильным транспортом доставлены в Иркутск для дальнейшей достройки судна.