Распоряжением Правительства Российской Федерации АО "Балтийский завод" былопределен единственным исполнителем государственного контракта на строительство многофункционального судна атомно-технологического обслуживания (МСАТО). Оно предназначено для выполнения полного комплекса работ по перезарядке ядерных энергетических установок действующих атомных ледоколов, а также ПАТЭС "Академик Ломоносов" (и в перспективе - модернизированных плавучих энергоблоков).
Подписи под документом поставили и.о. генерального директора ФГУП "Атомфлот" Леонид Ирлица и генеральный директор АО "Балтийский завод" Юрий Гордиенков.
"Многофункциональное судно атомно-технического обеспечения обеспечит должное функционирование современной ледокольной группировки. Финансирование его строительства предполагается по схеме: 50% за счет средств бюджета Российской Федерации, 50% за счет инвестиционной программы Госкорпорации "Росатом".
Строительство предусмотрено в соответствии с Планом развития Севморпути на период до 2035 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации, планируемый срок сдачи - 2029 год", -подчеркнул в своем обращении статс-секретарь - заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов.
"Переход на контракты полного жизненного цикла – это современная тенденция в очень многих отраслях. Поэтому, строя сегодня атомные ледоколы, надо одновременно думать о том, как эффективно и экономично проводить их техобслуживание через 10, 20, 30 лет. Начиная строить многофункциональное судно атомно-технологического обслуживания, мы хотим обеспечить долгую и безопасную эксплуатацию атомных ледоколов, ПЭБов и вообще всего "Атомфлота", – отметил генеральный директор ОСК Алексей Рахманов.
"Судно атомно-технологического обслуживания проекта 22770 является важным объектом для инфраструктуры Росатомфлота, - сказал и.о. генерального директора ФГУП "Атомфлот" Леонид Ирлица. – Перед этим судном будет стоять множество задач: обеспечение операций по перезарядке реакторов атомных ледоколов, хранение свежего и отработавшего ядерного топлива".
Комплексное развитие Арктической зоны РФ является одним из стратегических приоритетов государства. Повышение объема перевозок по СМП имеет первостепенное значение для решения поставленных задач в области транспорта и доставки грузов. Развитие этого логистического коридора обеспечивается за счет налаживания регулярных грузоперевозок, постройки новых атомных ледоколов и модернизации соответствующей инфраструктуры. Предприятия Госкорпорации "Росатом" принимают активное участие в этой работе.
МСАТО проекта 22770 предназначено для проведения следующих основных технологических операций:
− выгрузка отработанного ядерного топлива из реакторных установок обслуживаемых судов;
− загрузка свежего ядерного топлива в реакторные установки обслуживаемых судов;
− прием, хранение и выдача жидких радиоактивных отходов, образующихся в процессе эксплуатации судовых реакторных установок, а также в процессе перегрузки ядерного топлива;
− выдержка отработавших тепловыделяющих сборок с целью снижения остаточных тепловыделений;
− загрузка выдержанных отработавших тепловыделяющих сборок в транспортные контейнеры для передачи на переработку;
− дезактивация съемного оборудования судовых реакторных установок и перегрузочного оборудования.
Основные характеристики судна МСАТО:
Длина – 158,8 м, ширина - 26 м.
Осадка 7,5 м.
Мощность ГЭУ – 9,28 МВт (на валах)
Водоизмещение – 22 661 тонна.
Скорость – 12 узлов.
Класс ледовых усилений корпуса: - Arc5.